Эвакуация


Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений.

Эвакуации подлежат:

А) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей этих работников;

Б) нетрудоспособное и незанятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

В) материальные и культурные ценности.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объ­ектов экономики,  производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

-   уникальных (специализированных) объектов экономики,  для продолжения  работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в  категорирован­ных городах;

-   организаций,  обеспечивающих производство и  жизнедеятель­ность  объектов  категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здраво­охранения,  транспорта  и  связи,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые  рабочие  и  служащие  размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообще­ния.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную  зону  на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать  их  в  зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и  служащих  в загородной  зоне  оборудуются  противорадиационными и простейшими укрытиями.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжаю­щих работу в военное время  в  категорированных  городах,  должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающих нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие  и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограничен­ной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредото­чиваемых рабочих и служащих размещаются в ближайших населенных пунк­тах загородной зоны.

Загородная зона - это территория в пределах  администра­тивных  границ  субъектов Российской Федерации,  расположенная вне зон возможных разрушений,  возможного опасного радиоактивного заг­рязнения,  возможного  опасного химического заражения,  возможного катастрофического затопления,  вне приграничных районов, заблагов­ременно  подготовленная  для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

Безопасный район – территория в пределах загородной зоны, подготовленная для жизнеобеспечения местного  эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Основание для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая  эвакуация  - проводится  на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и  предпола­гает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания;

частичная эвакуация - проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенци­ального противника без нарушения  действующих  графиков  работы транспорта.  При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население  (сту­денты,  учащиеся  школ-интернатов  и  профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей);

эвакуация населения  из районов приграничной зоны - планиру­ется и осуществляется органами  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами коман­дования приграничных военных округов и пограничных войск;

эвакуация населения  из населенных пунктов,  расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часо­вого добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения - проводится заблаговременно при объявлении общей  эвакуации  или эвакуации из приграничной зоны.  Из населенных пунктов,  располо­женных в зоне возможного катастрофического затопления за предела­ми 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуационные  мероприятия  осуществляются  по  решению Президента Российской Федерации или Председателя  Правительства  Российской Федерации и в отдельных случаях,  требующих принятия немедленного решения,  по решению руководителя  субъекта Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию, планирование, обеспече­ние и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

- в федеральных органах исполнительной власти и организациях на соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

- на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответс­твующих руководителей  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организу­ют соответствующие  министерства (ве­домства),  объекты экономики независимо от форм собственности  во взаимодействии  с  органами  исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматрива­ется привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу в соответствии с разработанными планами:

- рассредоточение и эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и незанятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Эвакуация населения планируется и осуществляется  ком­бинированным  способом,  обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеюще­гося транспорта независимо от форм собственности, не занятого во­инскими и другими особо важными  перевозками  по  мобилизационным планам,  с одновременным выводом остальной его части пешим поряд­ком.

При этом  предусматривается  максимальное использование всех возможностей транспорта.

Численность населения,  вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от  наличия  транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных усло­вий.

В первую очередь транспортом вывозятся:

-   медицинские учреждения;

-   население, которое не  может  передвигаться  пешим  порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находя­щиеся на амбулаторном лечении,  мужчины старше 65 лет  и  женщины старше 60 лет);

-   рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих ра­боту в военное время в категорированных городах;

-   сотрудники органов  государственного  управления,  важнейших научно-исследовательских  учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население   планируется  выводить пешим  порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную де­ятельность в категорированных городах,  с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных  (отдыхающих)  рабочих смен из загородной зоны.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планирует­ся, как правило, на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается только по согласованию с администрацией этих субъектов.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается  (выделяется) район (пункт) разме­щения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в заго­родной зоне согласовываются с органами военного управления (шта­бами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осу­ществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов российской Федерации на основе сравнительной оценки:

1)    возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других ви­дах первоочередного жизнеобеспечения;

2)    условий для создания груп­пировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спа­сательных и других неотложных работ в очагах поражения;

3)    возмож­ностей дорожно-транспортной сети;

4)     возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

Население, не занятое в производственной деятельности и не являющееся членами семей рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофи­ческого затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на незатапливаемой территории.

Весь  жилой  фонд  и фонд зданий общественного и адми­нистративного назначения с момента объявления эвакуации передают­ся  в распоряжение руководителей  органов  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население  размещается  в  общественных и адми­нистративных  зданиях  (санаториях,  пансионатах,  домах  отдыха, детских  оздоровительных лагерях и т.д.),  жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливае­мых  домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на ос­новании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного само­управления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Размещение эвакуируемых граждан  Российской Федерации на территориях стран-участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных стран производится при наличии соответству­ющих межгосударственных договоренностей.

Территория Российской Федерации также может быть использова­на для размещения эвакуируемого населения из других государств на основе норм международного права, условиях двусторонних и многос­торонних договоренностей.

Министерства (ведомства) организуют руководство плани­рованием,  обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов,  согласовывают планы эвакуационных мероприятий крупных подведомственных объектов экономики,  организуют материально-тех­ническое обеспечение эвакомероприятий.

Статью прислал: LeninLive

Статьи по теме

Эвакуация и спасение
Спасение провалившегося под лед. Что делать, если человек провалился под лед. Первая помощь при обморожении
Опубликовано: 2 марта, 2017

Всем хорошо известно, что поздней осенью и ранней весной ледяной покров водоёмов недостаточно прочный. Особую опасность представляют реки, так как лёд на них имеет разную толщину из-за течения в отличие от водоёмов со стоячей водой. Выходя, на такой лёд человек рискует провалиться в холодную воду...

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.