Защита рукавных линий от повреждений


Защита рукавных линий от повреждений - комплекс мероприятий и технических средств, необходимых для предохранения пожарных рукавов от повреждений в процессе эксплуатации.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы напорные рукава не имели резких перегибов, стараться не допускать их прокладки по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горючесмазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться, по возможности, на непроезжей части, а в местах движения автотранспорта напорные рукава должны защищаться рукавными мостиками. При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы напорных рукавов, следует использовать рукавное колено (седло). Для закрепления рукавной линии, прокладываемой в вертикальном направлении по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки. Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать напорные рукава с крыш и верхних этажей зданий. Во избежание гидравлических ударов и разрывов напорных рукавов подавать воду в рукавную линию следует путём постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений.

Для ликвидации течи в напорном рукаве во время работы, без прекращения подачи ОТВ, применяют рукавные зажимы. В зависимости от размера повреждения напорного рукава могут использоваться ленточные зажимы - для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см, а также корсетные зажимы - для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см. В качестве зажима может быть использован также отрезок напорного рукава того же диаметра длиной от 2 до 30 см, который до навязки пожарных соединительных головок надевается на напорный рукав. При появлении течи во время работы при пожаре давление в напорном рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место повреждения. При прокладывании рукавов по проезжей части улицы они должны защищаться рукавными мостиками.

При эксплуатации напорных рукавов в зимнее время необходимо:

  • при работе забирать воду для подачи в напорные рукава из открытых водоисточников на больших глубинах, где её температура несколько выше, чем у поверхности;
  • подачу воды производить по одной магистральной линии, при этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком, что позволяет несколько повысить температуру воды в напорных рукавах за счёт её трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;
  • во избежание замерзания воды в рукавных линиях при температуре минус 20?С и ниже к разветвлению присоединять максимум рабочих линий, увеличивать скорость подачи воды, при этом не прекращать полностью подачу воды из пожарных стволов, а когда по условиям работы необходимо на непродолжительное время перекрыть пожарные ство­лы, то часть воды сбрасывать через свободный патрубок разветвления;
  • после окончания туше­ния пожара воду немедленно слить из напорных рукавов.

Вмёрзшие в лёд напорные рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из кошмы, смачиваемой горячей водой. Перед складированием напорных рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания напорных рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку их надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или другим способом, не допуская механических повреждений, укладывая напорные рукава во всю длину.

Лит.: Ляшук Р.Г. Эксплуатация и ремонт пожарных рукавов. М., 1964; Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов (1994).

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.