История гражданской обороны
Мирное население земли с момента появления первого человека преследуют различные опасности, которые часто связаны войнами и противоборствами. Историки подсчитали, что за более чем пять тысячелетий на земле прогремело 15 тыс. войн, жертвами которых стали более 3,5 миллиардов человек. И на всём протяжении этого времени научный прогресс приводил к созданию всё более новых и совершенных средств поражения. Так, почти сто лет назад 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие, которое унесло жизни 5 тыс. солдат. Совершенствование средств доставки позволило наносить поражения внезапно в глубоком тылу противника. В связи с этим возникает острая необходимость в разработке и выполнении мероприятий по непосредственной защите населения. Создание первой противовоздушной обороны в России относят к 1918 году.
В то время Петроград оказался под угрозой налёта. Для борьбы с ним были развернуты зенитные батареи, авиационные и прожекторные отряды, кроме того, в различных местах в городе открылись специальные пункты по раздаче населению защитных масок, противогазовой жидкости, а также вручались памятки с указаниями того, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Были открыты курсы по обучению оказанию первой помощи. 4 октября 1932 года считается днём местной противовоздушной обороны СССР. Именно в этот день постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
Уже потом система местной противовоздушной обороны стала основой будущей системы Гражданской обороны СССР. Стойкость и мужество проявленные бойцами сил МПВО в Великой Отечественной войне, состоявших прежде всего из женщин, подростков и пожилых людей, оказали неоценимый вклад в победу над врагом. В задачи МПВО входил различный спектр деятельности: это и тушение пожаров, и организация укрытия населения в бомбоубежищах, и организация эвакуации, и заготовка дров для больниц и детских садов, и захоронение тел погибших. Из-за существовавшей угрозы применения химического оружия ещё одним направлением в деятельности сил МПВО было обучение населения применению противогазов, обеспечение их выдачи, проведение мер по дегазации отравленной территории. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков.
При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений. После окончания Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. Свой вклад в восстановление страны вносили органы и силы МПВО. Прежде всего этот вклад заключался в сплошных разминированиях территории СССР. Кроме того, силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения. В связи с появлением ракетно-ядерного оружия встал вопрос о модернизации способов и средств защиты населения и народного хозяйства страны. Сформировалось понимание того, что без кардинальных изменений в системе по защите тыла страны нельзя обеспечить ее обороноспособность на высоком уровне в условиях ракетно-ядерной войны.
В целом все эти изменения привели к реорганизации в 1961 году, в ходе которой на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. Вопросы гражданской обороны приобрели стратегическую важность. Изначально, гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, биологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Однако развитие науки и техники показало необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Крупные лесные и торфяные пожары в столичном регионе летом 1972 года, заставили серьезно пересмотреть место и роль системы ГО в мирное время. Чрезвычайные ситуации как природного, так и антропогенного характера, показали необходимость показали необходимость изменения стратегии и задач ГО на мирное время.
Продолжающееся ускорение темпов и расширение масштабов научно-технической и производственной деятельности неразрывно сопровождается с увеличением использования в производстве сложных технологий и технических систем. Всё вместе это приводит к резкому увеличению объемов производства новой, опасной продукции. Изменение стратегии гражданской обороны и её направление на решение задач мирного времени ознаменовал новый качественный этап ее существования. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Так было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России. На современном этапе задачами гражданской обороны является проведение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени. Развитие гражданской обороны продолжается с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.
В настоящее время первоочередными задачами является модернизация систем управления и оповещения. Отдельное внимание уделяется усовершенствованию защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Ведется исследование и внедряются новых средств индивидуальной и коллективной защиты. Сегодня государство и гражданская оборона неотделимы. Гражданская оборона активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, и в то же время организуется и развивается в ногу со временем. Главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
Статьи по теме
Система РСЧС: органы, силы и задачи РСЧС
Опубликовано: 28 февраля, 2018
Система РСЧС: органы, силы и задачи РСЧС
Опубликовано: 28 февраля, 2018Статья об органах управления, силах и средствах, задачах и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, или сокращенно РСЧС
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.