ГОСТ Р 22.0.02-94
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ГОСТ Р 22.0.02-94

Safety in emergencies. Basic terms and definitions

Дата введения 1996-01-01

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. № 327

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Изменения № 1, ИУС (1-VI11-2000).

ВВЕДЕНИЕ

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.

Термины и определения понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым.

СОДЕРЖАНИЕ

1 .Область применения.

2. Термины и определения основных понятий.

2.1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные ситуации.

2.2 Организационные структуры, силы и средства Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.

2.3 Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

2.4 Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

3. Алфавитный указатель терминов.

Приложение А. Термины и определения понятий, необходимые для понимания текста стандарта.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

2.1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные ситуации

2.1.1 чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Примечание - Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные)

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.1.2 источник чрезвычайной ситуации, источник ЧС: Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

2.1.3 безопасность в чрезвычайных ситуациях, безопасность в ЧС: Состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Примечание - Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайной ситуации

2.1.4 обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, обеспечение безопасности в ЧС: Принятие и соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

2.1.5 безопасность населения в чрезвычайных ситуациях, безопасность населения в ЧС: Состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

2.1.6 обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, обеспечение безопасности населения в ЧС: Соблюдение правовых норм, выполнение эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса правовых, организационных, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

2.1.7 (Исключен, Изм. № 1).

2.1.8 (Исключен, Изм. № 1).

2.1.9 защищенность в чрезвычайных ситуациях, защищенность в ЧС:

Состояние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снижают негативные последствия возникновения потенциальных опасностей в чрезвычайных ситуациях для населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды.

2.1.10 опасность в чрезвычайной ситуации, опасность в ЧС: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.

2.1.11 риск возникновения чрезвычайной ситуации, риск ЧС: Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

2.1.12 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации, поражающий фактор источника ЧС: Составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Примечание - Выделяют первичные и вторичные поражающие факторы

2.1.13 поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации, поражающее воздействие источника ЧС: Негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

2.1.14 (Исключен, Изм. № 1).

2.1.15 пострадавший в чрезвычайной ситуации, пострадавший в ЧС: Человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

2.1.16 пораженный в чрезвычайной ситуации, пораженный в ЧС: Человек, заболевший,

травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.

2.1.17 зона чрезвычайной ситуации, зона ЧС: Территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распределения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.1.18 зона вероятной чрезвычайной ситуации, зона ВЧС: Территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

2.1.19 зона бедствия: Часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

2.1.20 зона временного отслоения: Территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируют или временно выселяют проживающее на ней население с целью обеспечения его безопасности.

2.1.21 загородная зона: Территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты народного хозяйства и иного назначения, подготовленная для размещения эвакуируемого населения.

2.1.22 район чрезвычайного положения: Территориально-административное образование или отдельная местность, на которой введен правовой режим временного государственного управления, определяемый федеральными законами Российской Федерации, нормативными указами Президента Российской Федерации либо законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения безопасности населения при обстоятельствах, вызванных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспорядками.

2.1.23 очаг поражения: Ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия

современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей,

сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды.

2.1.24 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические




2.1.25 режим функционирования РСЧС: Порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории России.

Примечание - Различают следующие режимы: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайный режим

2.2 Организационные структуры, силы и средства Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях

2.2.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,

РСЧС: Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Примечание - РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.2.2 (Исключен, Изм. № 1).

2.2.3 орган руководства РСЧС: Структурное подразделение или функциональная структура органа исполнительной влас™ Российской Федерации соответствующего уровня, предназначенное для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации на подведомственной территории или объектах народного хозяйства в пределах имеющихся полномочий.

2.2.4 орган повседневного управления РСЧС: Структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий.

2.2.5 комиссия по чрезвычайным ситуациям, комиссия по ЧС: функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Примечание - Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые

2.2.6 -2.2.11 (Исключены, Изм. № 1).

2.2.12 система связи РСЧС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи различного назначения, развертываемых или создаваемых для обеспечения деятельности в различных режимах функционирования органов повседневного управления, сил и средств РСЧС.

2.2.13 информационно-управляющая система РСЧС, ИУС РСЧС:

Система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.2.14 силы и средства РСЧС: Силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2.15 спасательное формирование территориальной поисково-спасательной службы,

формирование территориальной ПСС: Подразделение спасателей-профессионалов, оснащенное

специальной техникой и снаряжением, находящееся в постоянной готовности для осуществления поиска и спасания групп населения или отдельных граждан, терпящих бедствие или попавших в экстремальную обстановку во время участия в альпинистских, водно-спортивных и экскурсионно-туристических мероприятиях в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной ситуации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструктурных сооружениях аварийно-спасательных работ, требующих применения альпинистско-верхолазных, водноспасательных и спелеологических приемов и соответствующего снаряжения.

2.2.16 аварийно-спасательная служба, АСС: Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.2.17 (Исключен, Изм. № 1).

2.2.18 аварийно-спасательные силы постоянной готовности, АСС ПГ: Составная часть сил и средств РСЧС, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный срок аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайной ситуации как на территории России, так и за рубежом.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2.19 аварийно-спасательное формирование, АСФ: Самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.2.20 аварийно-восстановительное формирование: Группа строителей-профессионапов, создаваемая в соответствующих строительных и монтажных организациях ведомственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.21 Всероссийская служба медицины катастроф ВСМК: Функциональная подсистема РСЧС, состоящая из органов управления системы связи и оповещения, формирований и учреждений, предназначенная для организаций и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Примечание - ВСМК имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объективный.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.2.22 силы Всероссийской службы медицины катастроф, силы ВСМК: Медицинские формирования различного назначения, создаваемые в учреждениях здравоохранения для действия в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.23 подготовка сил РСЧС: Комплекс учебных и организационных мероприятий по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков личного состава сил РСЧС по предотвращению чрезвычайных ситуаций, ведению разведки и эффективному выполнению неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

2.2.24 подготовка руководящего состава РСЧС: Комплекс организационных и учебно-методических мероприятий по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков руководящего состава органов руководства и повседневного управления и сил РСЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.2.25 комплекс технических средств для ведения работ в зонах чрезвычайной ситуации,

комплекс технических средств для ведения работ в зонах ЧС: Взаимно увязанные по производительности и работающие под единым управлением основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного

2.2.26 пункт управления РСЧС: Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3 Предупреждение чрезвычайных ситуаций

2.3.1 предупреждение чрезвычайных ситуаций, предупреждение ЧС: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.3.2 предотвращение чрезвычайных ситуаций, предотвращение ЧС:

Комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования и профилактики возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также на подготовку к чрезвычайным ситуациям.

2.3.3 профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации: профилактика

возникновения источников ЧС: Проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

2.3.4 подготовка к чрезвычайным ситуациям, подготовка к ЧС: Комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.3.5 подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях, подготовка территории к ЧС: Комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

2.3.6 подготовка объекта народного хозяйства к работе в чрезвычайных ситуациях, подготовка объекта к ЧС: Комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации, создания условий для предотвращения аварий или катастроф противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, а также оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

2.3.7 защита населения в чрезвычайных ситуациях, защита населения в ЧС: Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

2.3.8 обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях, обучение населения действиям в

ЧС: Целенаправленное накопление населением знаний, приобретение и закрепление навыков,

необходимых при защите от опасностей, вызванных источниками чрезвычайной ситуации, а также при участии в проведении неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации и очагах поражения.

2.3.9 укрытие населения в средствах коллективной защиты: Сбор, размещение и жизнеобеспечение населения в средствах коллективной защиты с целью сохранения жизни и здоровья людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.3.10 защитное сооружение: Инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

2.3.11 убежище: Защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.

2.3.12 противорадиационное укрытие, ПРУ: Защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.

2.3.13 средство коллективной защиты населения: Защитное сооружение, предназначенное для укрытия группы людей с целью защиты их жизни и здоровья от последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

2.3.14 средство индивидуальной защиты населения, СИЗ: Предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или животного от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва.

2.3.15 медицинское средство индивидуальной защиты, МСИЗ: Медицинский препарат или изделие, предназначенное для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

2.3.16 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.

2.4 Ликвидация чрезвычайных ситуаций

2.4.1 экстренное реагирование на чрезвычайную ситуацию, экстренное реагирование на ЧС: Осуществление взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения чрезвычайной ситуации, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.4.2 ликвидация чрезвычайной ситуации, ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(Новая редакция, Изм. № 1).

2.4.3 разведка в зоне чрезвычайной ситуации, разведка в зоне ЧС:

Вед обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения.

Примечание - Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая и химическая

2.4.4 неотложные работы в чрезвычайной ситуации, неотложные работы в ЧС: Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

2.4.5 аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации, аварийно-спасательные работы в ЧС: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.