Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля. Методические рекомендации.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ.

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И КОНТРОЛЯ

Методические рекомендации

УТВЕРЖДЕНЫ начальником ВНИИПО МВД России Н.П. Копыловым 31 декабря 1998 г.

Изложены основные требования, определяющие эффективность и безопасность автоматических систем пожаротушения (АСПТ) и автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС), соблюдение которых контролируют органы государственного пожарного надзора МВД России на этапах рассмотрения проектов, приемки в эксплуатацию и эксплуатации АСПТ и АСПС.

Методические рекомендации предназначены для сотрудников ГПН МВД России. Они могут представлять интерес для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, монтажом и эксплуатацией АСПТ и АСПС.

ПОДГОТОВЛЕНЫ сотрудниками ВНИИПО МВД России Н.Б. Арбузовым, А.В. Долговидовым, А.Ф. Жевлаковым, С.В. Пановым, В.В. Пивоваровым, М.Б. Филаретовым.

СОГЛАСОВАНЫ ГУГПС МВД России (письмо от 28.12.98 г. № 20/2.2/3144).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящих методических рекомендациях излагается порядок контроля органами государственного пожарного надзора (ГПН), МВД Российской Федерации соответствия требованиям пожарной безопасности автоматических систем (установок) пожаротушения и автоматических систем (установок) пожарной сигнализации на этапах их проектирования, приемки в эксплуатацию и эксплуатации.

II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. Настоящие методические рекомендации распространяются на автоматические системы (установки) пожаротушения (АСПТ) и автоматические системы пожарной сигнализации (АСПС), вводимые в эксплуатацию или эксплуатируемые на объектах, подконтрольных органам государственного пожарного надзора Российской Федерации.

3. Необходимость оснащения объектов автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации регламентируется "Федеральным законом о пожарной безопасности" (ст. 5, 6), ГОСТ

12.1.004-91, НПБ 110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара", "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-98), соответствующими ведомственными нормами и правилами.

4. Участие органов ГПН в обеспечении требований пожарной безопасности в области пожарной автоматики осуществляется в ходе детальных обследований объектов и в процессе нормативнотехнической работы на следующих этапах:

при рассмотрении проектно-сметной документации на АСПТ (АСПС),

при приемке АСПТ (АСПС) в эксплуатацию,

в процессе эксплуатации АСПТ (АСПС).

5. Настоящие методические рекомендации предназначены для работников ГПН и специалистов в области автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

III. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

6. В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон о пожарной безопасности.

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования.

ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.

ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров.

ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний.

ГОСТ Р 50680-94 Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические

требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 50800-95 Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические

требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 50898-96 Извещатели пожарные. Огневые испытания.

ГОСТ Р 50969-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические

требования. Методы испытаний.

ГОСТ Р 51046-97 Пожарная техника. Генераторы огнетушащего аэрозоля. Типы и параметры.

ГОСТ Р 51091-97 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Типы и основные параметры.

СНиП 2.04.01-85 Внутренний водопровод и канализация зданий.

СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений.

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные

положения.

СНиП 3.05.05-84 Технологическое оборудование и технологические трубопроводы.

СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.

ПУЭ-85 Правила устройства электроустановок.

ПБ 10-115-96 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

ППБ 01-98 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

НПБ 03-93 Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

НПБ 04-93 Порядок государственного пожарного надзора за строительством объектов иностранными фирмами на территории Российской Федерации.

НПБ 05-93 Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

НПБ 21-98 Установки аэрозольного пожаротушения. Нормы и правила проектирования и применения.

НПБ 22-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Правила проектирования и применения.

НПБ 56-96 Установки порошкового пожаротушения импульсные. Временные нормы и правила проектирования и эксплуатации.

НПБ 57-97 Приборы и аппаратура пожарной сигнализации и пожаротушения. Помехоустойчивость и помехоэмиссия. Общие технические требования. Методы испытаний.

НПБ 67-98 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Модули. Общие технические требования. Методы испытаний.

НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

НПБ 110-96 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.

НПБ 155-91 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний.

НПБ 170-98 Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования. Методы испытаний.

СП 21-101-98 Система нормативных документов в строительстве. Свод правил. Обеспечение безопасности людей при пожаре.

Наставление по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации. Приложение к приказу ГУГПС МВД России от 25.05.95 г. № 10.

РД 34.21.122-87 Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений.

РД 78.145-93 Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ.

IV. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

7. В настоящих методических рекомендациях приняты следующие обозначения и сокращения: АСПС - автоматическая система пожарной сигнализации,

АСПТ - автоматическая система пожаротушения,

АУВП - автоматическая установка водяного пожаротушения,

АУПП - автоматическая установка пенного пожаротушения,

ГОА - генератор огнетушащего аэрозоля,

ГОС - газовый огнетушащий состав,

МАУПТ - модульная автоматическая установка порошкового пожаротушения, ОТВ - огнетушащее вещество,

АУП - автоматика установок пожаротушения,

ПБ - пожарная безопасность,

ПИ - пожарный извещатель,

ППКП - прибор приемно-контрольный пожарный,

ППУ - прибор пожарный управления,

ПС - пожарная сигнализация,

ПЦН - пульт централизованного наблюдения,

УАП - установка аэрозольного пожаротушения,

УГП - установка газового пожаротушения,

ЭКМ - электроконтактный манометр.

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИИ ПБ ПРИ

РАЗРАБОТКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОРГАНОВ ГПС МВД РОССИИ НА ПРОЕКТНО-СМЕТНУЮ

ДОКУМЕНТАЦИЮ АСПТ ИЛИ АСПС

8. Заключение органов ГПС выдается на проектно-сметную документацию автоматических систем (установок) пожаротушения и автоматических систем (установок) пожарной сигнализации при наличии в ней отступлений от государственных стандартов, норм, правил (далее норм) проектирования, затрагивающих вопросы пожарной безопасности, а также в случае отсутствия норм проектирования, утвержденных в установленном порядке.

9. Для рассмотрения и согласования проектов АСПТ (АСПС) проектная организация (заказчик) представляет в территориальный орган ГПС следующие материалы:

сопроводительное письмо,

лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную органами ГПС МВД России (для действующих объектов) или органами лицензирования Г осстроя России (для строящихся и реконструируемых объектов),

комплект проектной документации на АСПТ (АСПС).

10. Проектная документация должна быть оформлена в установленном СНиП 11-01-95 порядке и в соответствии с приложениями 2-10.

11. Комплект проектной документации на автоматическую систему (установку) пожаротушения или автоматическую систему (установку) пожарной сигнализации, представляемый на согласование органам ГПН, должен содержать, как минимум:

задание на проектирование,

проектно-сметную документацию на стадии проекта (рабочего проекта),

12. Задание на проектирование должно быть разработано, оформлено, согласовано и утверждено в соответствии с порядком и правилами, представленными в приложении 1.

13. Задание на проектирование должно быть согласовано с территориальными органами ГПС МВД России.

14. Проектно-сметная документация на АСПТ (АСПС), представляемая на рассмотрение и согласование в территориальный орган ГПС МВД России, должна соответствовать приложениям 2-10.

15. Порядок рассмотрения и согласования проектов АСПТ (АСПС)

15.1. В процессе рассмотрения проекта АСПТ (АСПС) необходимо проконтролировать:

наличие соответствующей лицензии у организации, выполнившей проект,

наличие сертификатов пожарной безопасности для составляющих элементов АСПТ (АСПС), включенных в "Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации",

соответствие исполнения компонентов систем условиям применения,

наличие заключений, свидетельств, сертификатов специализированных организаций о взрывозащищенности оборудования АСПТ (АСПС) при его размещении в помещениях категорий А и Б по НПБ 105-95 и во взрывоопасных зонах по ПУЭ,

правильность выбора способа тушения (объемный, поверхностный, локальный), типа АСПТ,

правильность выбора огнетушащего вещества и принятой для него в расчетах нормативной концентрации (или других нормативных параметров),

правильность выбора параметров подачи ОТВ в соответствии с требованиями норм ПБ для данных типов АСПТ,

продолжительность подачи (времени выпуска) ОТВ,

интенсивность подачи (секундного расхода) ОТВ,

суммарное количество ОТВ,

инерционность АСПТ,

алгоритм подачи ОТВ (последовательность включения направлений, батарей, модулей, баллонов, ГОА и т. п.),

соответствие размеров объекта (защищаемого помещения) и видов технологических процессов производств требованиям норм на применимость соответствующих огнетушащих веществ, типов АСПТ,

соответствие ограничений на максимальный суммарный объем, площадь, высоту, степень негерметичности объекта и другие параметры требованиям норм для АСПТ соответствующего типа,

соответствие принятых в проекте расчетных геометрических характеристик объекта фактическим,

соответствие допустимого для применения ОТВ напряжения электрооборудования имеющемуся на объекте,

обеспечение выполнения команд и выдачи сигналов электроуправления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83, СНиП 2.04.09-84 и норм ПБ на данный тип АСПТ,

правильность выбора и расстановки насадков, оросителей и пожарных извещателей,

обеспечение равномерности распределения ОТВ (по объему, площади, высоте защищаемого объекта),

принятые в проекте значения времени эвакуации обслуживающего персонала из защищаемого помещения и задержки пуска ОТВ, запаса и резерва ОТВ (модулей, ГОА) и их соответствие нормам ПБ для данного типа АСПТ,

наличие проектных решений по обеспечению взаимодействия пожарной автоматики с инженерным оборудованием объекта (отключение электропитания, обеспечение необходимого времени эвакуации, отключение вентиляции, закрытие заслонок и т. д.),

наличие устройств (или применение других проектных решений) для удаления ОТВ и продуктов горения после окончания тушения пожара,

наличие проектных решений по обеспечению заправки, дозаправки ОТВ, подкачки газа-пропеллента, наличие необходимого запаса, резерва ОТВ или средств пожаротушения, обеспечение, при необходимости, соответствующих услуг, предоставляемых сервисной организацией,

наличие в спецификации АСПТ ЗИП на модули, батареи, распределительные устройства, узлы пуска и т. д.,

соблюдение требований норм ПБ, СНиП, ПУЭ по размещению и компоновке на объекте узлов и элементов, входящих в состав АСПТ (АСПС),

соответствие исполнения узлов и элементов АСПТ (АСПС) категории производства (особенно для помещений категорий А и Б по НПБ 105-95 и помещений со взрывоопасными зонами по ПУЭ),

наличие проектных решений по устройству защитного заземления (зануления) в соответствии с требованиями ПУЭ,

соответствие указанных в проекте показателей надежности АСПТ заданным в ТЗ или требуемым соответствующими нормами ПБ для данного типа АСПТ,

соответствие требований по окраске элементов АСПТ, предусмотренной ГОСТ 12.4.026-76 и нормами ПБ для данного типа АСПТ,

категорию электропитания АСПТ и ее соответствие требованиям норм,

наличие молниезащиты зданий и сооружений, помещения которых оснащены АСПТ, в соответствии с РД 34.21.122-87,

степень жесткости помехоустойчивости для приборов и аппаратуры автоматических установок пожаротушения, несанкционированный пуск которых может привести к созданию угрозы здоровью и жизни людей, она должна быть не ниже 2 (п. 3.1.7 НПБ 57-97).

15.2. При контроле правильности выбора ОТВ в случае отсутствия для данного защищаемого объекта необходимых норм проектирования следует руководствоваться техническим заданием на проектирование АСПТ, СНиП, нормами и правилами ПБ, ведомственными нормами и правилами, рекомендациями ВНИИПО.

При расчете АСПТ должна быть принята величина нормативной концентрации, равная максимальному значению для материалов, применяемых в защищаемом помещении (при использовании таких нормативных параметров, как защищаемые единицей массы ОТВ площадь и объем, необходимо принимать минимальные значения этих параметров для материалов, применяемых в защищаемом помещении).

Огнетушащее вещество, принятое для применения в АСПТ, должно быть:

эффективным для тушения горючих веществ, имеющихся на объекте,

совместимым с материалами и оборудованием (в том числе электрооборудованием) защищаемого объекта и безопасным для них,

безопасным для персонала защищаемого объекта, с учетом условий применения (ОТВ) и возможности эвакуации персонала,

отвечающим требованиям охраны окружающей среды.

Огнетушащие и физические свойства ОТВ должны позволять его хранение и обеспечивать эффективное применение в диапазоне температур эксплуатации объекта в течение срока службы соответствующего средства пожаротушения.

15.3. Рассмотрение и согласование отступлений от норм проектирования и проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, должно осуществляться в порядке, установленном НПБ 0393, при наличии рекомендаций или заключения специализированной научно-исследовательской организации по указанному отступлению.

15.4. При рассмотрении проектов АСПТ, выполненных зарубежными фирмами, не имеющими лицензии ГУГПС МВД России на проведение данного вида работ (комплексная поставка защищаемого оборудования и установка), необходимо руководствоваться требованием п. 6.1 НПБ 04-93.

15.5. В случае привлечения к проектированию АСПТ зарубежных фирм, имеющих соответствующие лицензии (ГУГПС МВД, Госстроя и т. д.), при рассмотрении и согласовании проекта, а также приемке АСПТ в эксплуатацию необходимо руководствоваться настоящими рекомендациями.

15.6. Оформление заключения на проектно-сметную документацию АСПТ осуществляется в соответствии с п. 4.3.9 Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации. По выявленным государственным инспектором отступлениям и нарушениям требований пожарной безопасности в проектно-сметной документации генеральному проектировщику (проектировщику) вручается предписание. При необходимости копия предписания для сведения направляется заказчику, генеральному подрядчику и в вышестоящий орган управления ГПС.

Государственные инспекторы при рассмотрении проектный документации не должны делать какие-либо записи и ставить штампы на технической документации проекта. Допускается оформлять письменное заключение о соответствии представленной на рассмотрение проектной документации требованиям пожарной безопасности.

16. Особенности экспертизы проектов автоматических установок водяного пожаротушения

16.1. При проведении экспертизы проектов автоматических установок водяного пожаротушения необходимо руководствоваться СНиП 2.04.09-84, ГОСТ 50680-94, НПБ и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

16.2. АУВП следует проектировать для защиты помещений высотой не более 20 м (п. 2.1 СНиП 2.04.09-84).

16.3. В зависимости от температуры воздуха в защищаемом помещении проверяют принятый в проекте тип спринклерной установки (п. 2.7 СНиП 2.04.09-84):

водозаполненная - для помещений с температурой воздуха 5 °С и выше,

водовоздушная - для неотапливаемых помещений зданий, расположенных в районах с продолжительностью периода со среднесуточной температурой воздуха, равной и ниже 8 °С, 240 и менее дней в году,

воздушная - для неотапливаемых помещений зданий, расположенных в районах с продолжительностью периода со среднесуточной температурой воздуха, равной и ниже 8 °С, более 240 дней в году.

16.4. В соответствии с проектными данными о пожарной опасности технологического процесса в защищаемом помещении необходимо проверить правильность принятой в задании на проектирование группы пожарной опасности помещения (НПБ 105-95, приложение 2 СНиП 2.04.09-84).

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.