Методические рекомендации по повышению эффективности работы муниципальных образований в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

А.П. Чуприян « »_2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Москва-2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные направления деятельности муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

1.1. Порядок организации и ведения гражданской обороны

1.1.1. Полномочия руководителей муниципальных образований в области гражданской обороны

1.1.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне

1.2. Порядок организации и выполнения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.2.1. Полномочия руководителей муниципальных образований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.2.2. Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.3. Порядок создания, оснащения и деятельности аварийно-спасательных формирований на муниципальном уровне

1.4. Мероприятия по повышению эффективности деятельности муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2. Обеспечение пожарной безопасности муниципальных образований

2.1. Организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности

2.2. Создание муниципальной и добровольной пожарной охраны

2.3. Организация порядка привлечения сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на местном уровне

2.4. Организация противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности на муниципальном уровне

3. Организация работы по обеспечению безопасности людей на водных объектах

3.1. Основные направления деятельности руководителей муниципальных образований по обеспечению безопасности на водных объектах

3.2. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности на водных объектах

3.3. Состав и структура муниципальных аварийно-спасательных формирований для обеспечения безопасности на водных объектах

3.4. Организация работы по обеспечению безопасности людей на водных объектах

3.4.1. Мероприятия и действия при угрозе затопления

3.4.2. Превентивные мероприятия в подготовительный период

3.4.3. Особенности действий при угрозе затоплений, вызванных авариями на гидротехнических сооружениях

3.4.4. Подготовка и проведение спасательных работ. Основные виды и особенности спасательных работ на водных объектах

3.5. Обеспечение безопасности на водных объектах и организация спасения на водах

Приложения:

Приложение № 1 Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований

Приложение № 2 Перечень основных превентивных мероприятий при наводнениях

Приложение № 3 Соглашение между сельским муниципальным образованием и районным муниципальным образованием о передаче исполнения части своих полномочий (макет)

Приложение № 4 Соглашение между муниципальными образованиями «Глинищевское сельское поселение» и «Мичуринское сельское поселение» Брянской области об объединении финансовых средств для создания аварийно-спасательного формирования и пожарной части в п. Мичуринский (макет)

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб (формирований), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Федеральным законом от 18 октября 2007 г, № 230-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» впервые регламентированы полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, вопросы создания гарнизонов пожарной охраны, созданы условия для разграничения полномочий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части касающейся организации тушения пожаров. Разработанными нормативно правовыми документами уточнены полномочия в области привлечения сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также подготовке и информированию населения. В целях улучшения деятельности муниципальных образований МЧС России в последнее время предприняло ряд шагов. В частности, подготовлены организационно-методические документы по повышению готовности органов управления и сил муниципальных образований, а также осуществлен ряд других мероприятий.

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей муниципальных образований и территориальных органов МЧС России для целей эффективной организации работы в области гражданской обороны (ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В связи с изменениями и дополнениями в федеральном законодательстве, данный документ развивает положения Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (от 25.08.2005 г. № 43-2440-7), Методических рекомендаций для должностных лиц и руководителей муниципальных образований первого и второго уровня по реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 № 131 в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (издание 2007 г.), а также Методических рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов) в области

обеспечения безопасности жизнедеятельности населения» (от 01.02.2008 г. №7-1-101).

Методические рекомендации разработаны Департаментом гражданской защиты МЧС России, ФГУ ВНИИПО МЧС России и ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ

1.1. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1.1.1. Полномочия руководителей муниципальных образований в области гражданской

обороны

Руководство гражданской обороной (ГО) на территории муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления муниципальных образований.

К основным обязанностям руководителей органов местного самоуправления в области ГО относятся:

• руководство ГО на подведомственной территории и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач,

• формирование органов управления в составе администрации уполномоченных на решение задач в области ГО,

• строгое выполнение требований Федерального законодательства по вопросам ГО,

• организация разработки плана ГО и защиты населения и других документов по планированию мероприятий по гражданской обороне, методическое руководство планированием мероприятий по ГО в подведомственных организациях, контроль за выполнением утвержденных планов,

• организация управления ГО, подготовки соответствующих органов, уполномоченных на решение задач в области ГО,

• обеспечение создания, развития (реконструкции) и поддержания в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также подведомственных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля,

• обеспечение защиты населения и работников подведомственных организаций от современных средств поражения путем создания фонда защитных сооружений, накопления средств индивидуальной защиты и другого имущества ГО, обеспечения ими нештатных аварийно-спасательных формирований, населения и работников организаций, осуществления других мероприятий по ГО,

• организация подготовки структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, нештатных аварийно-спасательных формирований, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,

• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения,

• обеспечение готовности аварийно спасательных формирований, укомплектования их личным составом, оснащения техникой и материально-техническими средствами,

• организация и руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления,

• обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов норм проектирования инженерно-технических мероприятий по ГО, участие в контроле за выполнением мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время экономики и организаций, разработка и осуществление мероприятий по уменьшению опасности возникновения вторичных очагов поражения,

• организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водных источников и систем водоснабжения от современных средств поражения,

• проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций,

• обеспечение выполнения мероприятий по защите государственной тайны при планировании и реализации мероприятий гражданской обороны,

• организация пропаганды в области ГО.

Руководители органов местного самоуправления в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

• вводить в действие соответствующие планы ГО,

• принимать нормативные правовые акты по вопросам ГО на муниципальном уровне.

В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесены следующие.

Для муниципальных районов:

• организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.

Для поселений (сельских, городских):

• организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера,

• создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Для городских округов:

• организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,

• создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формировании на территории городского округа.

Для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне необходимо принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны,

определение ответственных должностных лиц по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне,

создание курсов гражданской обороны, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 г. № 841 (кроме сельских поселений),

порядок подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для городского округа необходимо принять нормативные правовые акты, предусматривающие создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

1.1.2. Финансирование мероприятий по гражданской обороне

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 28 от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по ГО и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти на территории муниципальных образований, в том числе содержание войск ГО, является расходным обязательством Российской Федерации (РФ).

Обеспечение мероприятий местного уровня по ГО, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Обеспечение мероприятий по ГО, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Согласно постановлению Правительства № 227 от 16 марта 2000 г. «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами местного самоуправления и организациями, находящимися на территории муниципальных образований независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО возмещение которых не предусмотрено предыдущими пунктами, финансируются:

• бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными с установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений,

• организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

На основании Приказа Минфина России от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» с 1 января 2008 г. установлены «Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов». В Раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включены расходы на ГО. По подразделу 0309 «Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, управление ГО, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС в области ГО.

1.2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1.2.1. Полномочия руководителей муниципальных образований по защите населения и

территорий

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года руководители органов местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях,

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение,

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций,

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ,

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях,

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления муниципальных образований содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены следующие.

Для муниципальных районов:

• участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района (осуществление предупредительных мероприятий и мероприятий по локализации и ликвидации ЧС),

• организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от ЧС природного и техногенного характера (осуществление мероприятий по защите людей, зданий, сооружений, имущества, сельскохозяйственных животных и растений от поражающих факторов ЧС, способ защиты определяется в зависимости от вида и масштабов поражающего воздействия),

• осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Для поселений (сельских, городских):

• участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС границах поселения,

• обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения,

• организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от ЧС природного и техногенного характера,

• создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения,

• осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Для городских округов:

• участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах городского округа,

• обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа,

• организация и осуществление мероприятий защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,

• создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа,

• осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Исчерпывающий перечень полномочий руководителей органов местного самоуправления и объем проводимых мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом местной специфики определяется муниципальными правовыми актами. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять нормативные правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,

создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях «муниципальный район», «городской округ», «городское поселение»), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях «сельское поселение»),

порядок обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях,

создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления,

создание органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — единой дежурно-диспетчерской службы «01» муниципальных образований (кроме сельских поселений),

своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций,

подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2.2. Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством соответственно РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством РФ,

регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов РФ,

в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

На основании Приказа Минфина России от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» с 1 января 2008 г. установлены «Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов». По подразделу 0309 «Защита населения и территорий от ЧС











Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.