ТОИ Р-32-ЦП-731-99
Типовая инструкция по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

Типовая инструкция

по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра

ТОЙ Р-32-ЦП-731-99 (утв. МПС РФ 30 декабря 1999 г.)

Приведены требования безопасности, которые должен соблюдать обходчик железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтер пути, назначаемый для осмотра, при выполнении своих обязанностей.

Предназначена для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра.

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для обходчиков железнодорожных путей, искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра (далее -Инструкция), устанавливает основные требования безопасности при выполнении работ обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений (далее - обходчики пути), а также монтерами пути, назначаемыми для осмотра пути (далее - осмотрщики пути).

Требования безопасности, учитывающие местные условия, должны содержаться в разрабатываемой администрацией дистанции пути инструкции по охране труда для обходчиков и осмотрщиков пути.

1.2. К самостоятельной работе обходчика (осмотрщика) пути допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие стаж работы в должности, связанной с движением поездов, не менее шести месяцев, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, обучение (в т.ч. по кругу обязанностей сигналиста), стажировку и проверку знаний.

В процессе работы обходчик (осмотрщик) пути должен проходить повторные (не реже одного раза в три месяца), внеплановые, целевые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

При выполнении путевых работ на участке обхода обходчик по распоряжению дорожного мастера или бригадира пути может включаться в состав бригады в качестве сигналиста. В этом случае обходчик должен получить инструктаж, включающий требования безопасности, который проводят с сигналистом.

1.3. Обходчик (осмотрщик) пути должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы,

- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности,

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия и места работ,

- безопасные приемы работы,

- способы оказания первой медицинской помощи,

места расположения медицинских аптечек. Каждый тоннельный обходчик должен знать правила пользования противогазом и ухода за ним.

1.4. Обходчик (осмотрщик) пути должен:

- выполнять только входящую в его служебные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу,

- применять безопасные приемы выполнения работ,

- содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инструмент, инвентарь, а также средства индивидуальной защиты,

- следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира) и выполнять его команды,

- выполнять требования запрещающих, предупреждающих и указательных знаков, надписей, объявлений по громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, составителями поездов, водителями транспортных средств,

- проходить на работу и с работы по территории железнодорожных станций по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам,

- быть предельно внимательным в местах движения транспорта,

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка,

- выполнять требования режимов труда и отдыха,

- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

1.5. Обходчики (осмотрщики) пути, как правило, выполняют обход и работу на пути и искусственных сооружениях в одно лицо.

На особо сложных участках по плану и профилю, в условиях плохой видимости и слышимости, на многопутных участках обход и осмотр должен осуществляться в два лица. Перечень таких участков должен быть установлен начальником дистанции пути. В местах сбора должны быть вывешены схемы таких участков с указанием маршрута осмотра.

1.6. Во время работы на обходчика (осмотрщика) пути могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся подвижной состав и транспортные средства,

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны,

- пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей

зоны,

- пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути,

- недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях,

- повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека,

- повышенный уровень ионизирующих излучений при работе в зонах радиационного загрязнения,

- неблагоприятные погодные условия - туман, метель, ливень.

1.7. Обходчик должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной

защиты:

- костюм хлопчатобумажный,

- сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве,

- плащ из плащ-палатки или плащ из прорезиненной ткани,

- рукавицы комбинированные,

- очки защитные,

- жилет сигнальный со световозвращающими накладками.

Зимой дополнительно выдаются:

- полушубок,

- куртка на утепляющей прокладке,

- брюки на утепляющей прокладке,

- валенки,

- галоши на валенки,

- шапка-ушанка со звукопроводными вставками,

- рукавицы ватные.

При работах в тоннелях на неэлектрифицированных участках обходчику должен выдаваться противогаз, а при работах на пути с пылящим асбестовым балластом - респиратор. По условиям работы могут выдаваться другие средства индивидуальной защиты. Осмотрщики пути обеспечиваются спецодеждой и спецобувью по нормам монтера

пути.

1.8. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Уносить спецодежду за пределы рабочей зоны запрещается.

1.9. Обходчик (осмотрщик) пути должен следить за исправностью спецодежды и

спецобуви, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

1.10. Обходчик (осмотрщик) пути должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- курить только в отведенных и приспособленных для этого местах,

- не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава,

- не применять электронагревательные приборы в неустановленных местах,

- знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре,

- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.11. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится видимость окружающих предметов.

1.12. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться зрительно и на слух в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.13. В случае получения травмы или заболевания обходчик (осмотрщик) пути должен прекратить работу, поставить в известность мастера (бригадира) и обратиться за помощью в ближайшее лечебное учреждение.

При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения обходчик (осмотрщик) пути должен без промедления сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.

1.14. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции обходчиком (осмотрщиком) пути являются его служебной обязанностью, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы обходчик (осмотрщик) пути должен надеть полагающуюся ему исправную спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет оранжевого цвета и привести их в порядок:

- застегнуть на пуговицы обшлага рукавов,

- заправить свободные концы одежды так, чтобы они не свисали.

Спецодежду и спецобувь обходчик (осмотрщик) пути не должен снимать в течение всего рабочего времени.

Закрепленные за работником средства индивидуальной защиты должны быть подобраны по размеру и росту и не стеснять движений при работе. Головной убор не должен прикрывать плотно уши.

Обходчики (осмотрщики) пути, получающие предохранительные приспособления и другие средства индивидуальной защиты (респираторы, защитные очки, противогазы), должны быть проинструктированы по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих приспособлений, а также практически обучены способам их применения.

2.2. Обходчик (осмотрщик) пути должен иметь исправный рабочий инструмент.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Следовать на работу и возвращаться с работы обходчик (осмотрщик) пути должен, как правило, в стороне от пути или по обочине земляного полотна. Следование по железнодорожному пути допускается с соблюдением особой осторожности только при невозможности прохода в стороне от пути или по обочине и отсутствии другой дороги.

На двухпутном участке необходимо идти навстречу правильному движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению. Особенно бдительным необходимо быть на многопутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, направление движения поездов при этом определяется по показаниям светофоров.

В случае следования по железнодорожному пути в ночное время или днем при плохой видимости (туман, метель, ливень, снегопад), а также в тоннелях обходчик (осмотрщик) пути должен иметь сигнальный фонарь с двусторонним сигнальным показанием.

3.2. Проход на работу и с работы в пределах станции должен осуществляться по маршруту служебного прохода.

3.3. При проходе вдоль путей на станциях нужно идти по междупутью или обочине земляного полотна, не ослабляя внимания к передвижениям подвижного состава на смежных путях. При этом нужно смотреть и под ноги, учитывая, что на междупутье могут быть предельные столбики, лотки, водоотводные канавы и другие препятствия.

3.4. Переходить путь на станциях следует под прямым углом, предварительно убедившись зрительно и по слуху в отсутствии приближающегося подвижного состава (локомотива, вагонов, дрезин).

3.5. Запрещается переходить и перебегать путь перед приближающимся составом или локомотивом.

Для перехода через путь, занятый вагонами, следует пользоваться переходными площадками. Обходить вагоны, стоящие на пути, разрешается не ближе 5 м от крайнего вагона. Нельзя пролезать под вагонами, переходить по автосцепным устройствам и между вагонами, стоящими на расстоянии менее 10 м друг от друга.

При переходе через путь перед составом необходимо помнить о возможном приведении состава в движение, а также о движении поездов по соседнему пути.

3.6. При переходе через путь нельзя наступать на рельс, становиться между рамным рельсом и остряком стрелки, усовиком и подвижным сердечником крестовины, в желоба стрелочного перевода, а также между путевым рельсом и контррельсом на мостах.

3.7. При переходе через путь в местах, где убранный с пути снег уложен валами, обходчик (осмотрщик) пути к моменту подхода поезда должен укрыться в нишу.

3.8. При возвращении с работы обходчик (осмотрщик) пути должен выполнять те же требования, что и при проходе на работу, и, учитывая усталость, проявлять повышенное внимание при проходе по путям.

3.9. Во время обхода обходчик (осмотрщик) пути должен иметь:

- красный и желтый сигнальные флаги в чехлах,

- сигнальный рожок,

- петарды - одну коробку (6 штук) на однопутных и две коробки (12 штук) на двух- и многопутных участках,

- переносную радиостанцию (на участках, оборудованных данным видом связи),

- при работах в тоннеле - ручной сигнальный фонарь с показаниями красного и прозрачно-белого огней, а также карманный фонарь.

Во время обхода участка пути обходчик (осмотрщик) пути должен иметь график обхода и выписку из расписания движения скоростных, пассажирских и пригородных поездов.

3.10. На время перерыва в работе обходчик (осмотрщик) пути должен сойти с железнодорожного пути. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи, в междупутье, а также на стеллажи покилометрового запаса рельсов.

3.11. Обходчик (осмотрщик) пути при исполнении своих обязанностей должен встречать поезда установленным порядком. При этом на участках с установленной скоростью до 140 км/ч он должен находиться на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса, а уходить с пути заблаговременно при расстоянии до приближающегося поезда не менее 400 м.

При пропуске поездов, движущихся со скоростью более 140 км/ч, уходить с пути следует за 5 мин до прохода скоростного поезда на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при скорости поезда 141-160 км/ч и не менее 5м- при скорости 161-200 км/ч.

В случаях, когда скоростной поезд по расписанию не проследовал, необходимо проявлять особую бдительность и по возможности уточнить время его проследования по радиосвязи, телефону или с помощью других имеющихся средств.

При пропуске работающих путевых машин обходчик (осмотрщик) пути должен за 400 м от них сойти с железнодорожного пути на расстояние (измеряемое от крайнего рельса):

- при работе электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - не менее 5 м,

- при работе путевого струга - не менее 10 м,

- при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей,

- при работе однопутных снегоочистителей - 25 м. При встрече поездов, при пылении асбестового балласта, проходе угольных и рудных маршрутов и в других случаях, когда это требуется, необходимо применять защитные очки и респираторы.

В холодное время года обходчик (осмотрщик) пути должен носить теплую одежду и обувь, а при необходимости - смазывать лицо тонким слоем обезвоженного жира или специальной мазью.

3.12. При осмотре пути и сооружений обходчики и осмотрщики пути должны двигаться навстречу движению поездов в правильном направлении, но не забывать о том, что поезда могут двигаться и в неправильном направлении. На участках с двухсторонней автоблокировкой направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров.

Осмотрщику пути при неблагоприятных условиях погоды (туман, метель, ливень, снегопад) разрешается производить путевой обход по обочине земляного полотна и встречать там поезда обоих направлений.

При выполнении работы следует располагаться лицом к ожидаемому поезду. При появлении поезда или сигналах о его приближении, в т.ч. и непонятных, следует прекратить работу и сойти с пути. Выходить на путь для работы или осмотра можно только убедившись зрительно и по слуху в отсутствии приближающихся поездов, отдельных локомотивов, дрезин.

3.13. Обходчик (осмотрщик) пути должен использовать исправный инструмент с ручками, изготовленными из прочного дерева, чисто остроганными, без заусенцев, на ударных частях поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла.

При завинчивании гаек следует пользоваться типовым ключом, бить чем-либо по ключу, увеличивать его длину, наращивать другим ключом или каким-нибудь предметом, вставлять прокладки между гайкой и губками ключа, а также сбивать гайки ударом молотка запрещается.

Проверку совпадений отверстий в накладках и рельсах следует производить только бородком или болтом. При завинчивании или отвинчивании гаек необходимо располагаться так, чтобы поворачивать ключ на себя. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути.

3.14. Во избежание поражения молнией с приближением грозы необходимо прекратить обход и уйти с пути. Нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.

При грозе запрещается держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.

3.15. Петарды должны постоянно находиться в специальных коробках, обеспечивающих их сохранность.

Запрещается:

- производить припайку к петардам оторвавшихся от них пружин и лапок,

- подвергать петарды ударам и нагреву, а также вскрывать,

- стоять от петард, установленных на рельсы, ближе 20 м в момент наезда на них подвижного состава,

- хранить петарды возле огня или отопительных приборов,

- пользоваться петардами, если срок их годности истек.

3.16. На участках пути с асбестовым балластом при его пылении обходчики и осмотрщики пути должны пользоваться респираторами и защитными очками.

3.17. При осмотрах и работе на участках с радиационным загрязнением обходчики и осмотрщики пути должны периодически получать информацию о степени загрязненности и, в зависимости от нее, определять меры и средства индивидуальной защиты, которые устанавливаются начальником дистанции пути по согласованию с органами государственного санитарного надзора на железнодорожном транспорте. Осмотр и работа на пути должны выполняться по наряду-допуску, выдаваемому на определенный срок.

3.18. Осматривать путь и работать на нем после обработки ядохимикатами по уничтожению растительности до полного исчезновения запаха следует с применением респираторов.

3.19. При обходе и работе на мостах длиной до 50 м обходчик (осмотрщик) пути должен заблаговременно до подхода поезда уйти за пределы моста, а при длине моста более 50 м - укрыться на специальных площадках с перилами.

3.20. Осмотр и очистку моста обходчик должен выполнять, используя при необходимости смотровые устройства, специально устроенные подмости и другие приспособления.

3.21. При обходе и работе в тоннелях длиной до 50 м необходимо так рассчитать время, чтобы к моменту прохода поезда находиться за пределами тоннеля.

При длине тоннеля 50 м и более перед проходом поезда необходимо укрыться в нишах. Для улучшения видимости ниши должны быть окрашены в белый цвет по периметру или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками указываются направления к ближайшим нишам.

3.22. Выходить из ниттти и приступать к работе после прохода поезда можно только убедившись (по работе автоматической оповестительной сигнализации, зрительно и по слуху) в отсутствии поездов как по одному, так и по другому пути.

3.23. При долго неисчезающей загазованности тоннеля, а также при работе большей продолжительности, чем это разрешено при определенной загазованности, необходимо воспользоваться индивидуальными противогазами.

4. Действия обходчика (осмотрщика) пути в аварийных ситуациях

4.1. Во время работы по осмотру железнодорожного пути и искусственных сооружений могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:

- сход подвижного состава с рельсов,

- загорание подвижного состава и искусственных сооружений,

- обрыв контактного провода,

- разлив или рассыпание опасных и вредных веществ,

- нарушение целостности верхнего строения пути, могущее привести к сходу подвижного состава.

4.2. При возникновении аварийной ситуации обходчик должен прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или дежурному по станции, мастеру (бригадиру) и принять меры по предупреждению несчастных случаев или устранению возникшей аварийной ситуации.

4.3. Работники железнодорожного транспорта, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги, подаваемому обходчиком (осмотрщиком) пути или локомотивом, должны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшим первой медицинской помощи по рекомендациям, изложенным в гл. 5 настоящей Инструкции, и устранении возникшей аварийной ситуации.

4.4. При сходе подвижного состава, а также при нарушении целостности верхнего строения пути, могущем привести к сходу подвижного состава с рельсов, обходчик (осмотрщик) пути должен оградить место аварии сигналами остановки и сообщить об этом дежурному по станции, мастеру (бригадиру).

На электрифицированных участках при наличии сквозного поперечного излома рельса запрещается прикасаться руками или какими-либо инструментами к рельсу одновременно по обе стороны от излома до установки продольной или поперечных перемычек.

4.5. В случае пожара в подвижном составе или на искусственных сооружениях, в полосе отвода, на неохраняемых переездах и реальной угрозе движению поездов, безопасности окружающих и работников железнодорожного транспорта обходчик (осмотрщик) пути должен:

- немедленно сообщить об этом с помощью имеющихся средств дежурному по станции, мастеру (бригадиру), а также, по возможности, в пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара,

- оповестить окружающих и, при необходимости, вывести их из опасной зоны,

- при необходимости оградить место пожара сигналами остановки,

- приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения,

- организовать встречу пожарной части.

4.6. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять на людей. При попадании пены на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.

При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя.

4.7. Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться только вдвоем: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй - по команде раскатывающего рукав открывает кран.

4.8. При тушении пламени кошмой пламя накрывать ею так, чтобы огонь не попал на человека, тушащего пожар.

4.9. При тушении пламени песком совок, лопату не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

4.10. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно только по указанию руководителя работ или другого ответственного лица после снятия напряжения с контактной сети и ее заземления.

4.11. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других частей, находящихся под напряжением.

4.12. При обрыве контактного провода или воздушных линий, а также возникновении пожара вблизи контактной сети следует немедленно сообщить об этом дежурному по станции и, по возможности, поездному диспетчеру и энергодиспетчеру.

До прибытия бригады района контактной сети (электросетей) следует оградить место обрыва и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванному проводу ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушных линий выходят за габариты приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо это место оградить сигналами остановки.

Запрещается подходить ближе 8 м к оборванным проводам контактной сети или воздушных линий, а также прикасаться чем-либо к ним и находящимся на них посторонним предметам независимо оттого, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

4.13. При разливе или рассыпании опасных и вредных веществ в результате повреждения подвижного состава обходчик (осмотрщик) пути должен сообщить об этом мастеру (бригадиру). Приступать к аварийно-восстановительным работам можно только с разрешения главного государственного санитарного врача на железной дороге (на отделении железной дороги, на линейном участке железной дороги), который определяет средства индивидуальной защиты, режим рабочего времени и другие меры в зависимости от опасности работы в зоне аварии.

5. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

5.1. Время от момента травмы (отравления) до получения помощи должно быть предельно сокращено. Оказывающий помощь обязан действовать решительно, но обдуманно и целесообразно.

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.