НПБ 181-99
Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

Автоцистерны пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний.

НПБ 181-99

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) (А.П. Ашаков, О.Г. Севостьянов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.В. Чудаков).

Внесены ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. № 30.

Вводятся впервые.

Дата введения в действие 1 июля 1999 г.

I. Область применения

1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают общие технические требования к пожарным автоцистернам (АЦ), оборудованным пожарным насосом типа ПН-40, которые сдаются в капитальный ремонт, а также методы их испытаний при выпуске из капитального ремонта.

2. Положения настоящих норм распространяются на пожарные автоцистерны, сдаваемые в капитальный ремонт и прошедшие его на предприятиях, осуществляющих ремонт пожарных автомобилей, а также в подразделениях технической службы УГПС (ОГПС) МВД России.

Предприятия, осуществляющие ремонт пожарных автомобилей, должны иметь соответствующую лицензию, выдаваемую уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Пожарные автоцистерны и их составные части

3. Пожарные автоцистерны, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из него, должны состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и боевого расчета,

б) кабины для боевого расчета в виде отдельного модуля,

в) отсеков кузова для размещения насосной установки и пожарно-технического вооружения,

г) сосудов для огнетушащих веществ,

д) насосной установки с коммуникациями,

е) дополнительной трансмиссии привода насосной установки,

ж) пожарного лафетного ствола,

з) дополнительного электрооборудования,

и) системы дополнительного охлаждения двигателя,

к) системы обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

III. Общие технические требования

4. Технические требования к АЦ, сдаваемым в капитальный ремонт

4.1. Пожарная автоцистерна, сдаваемая в капитальный ремонт, должна быть подвергнута техническому осмотру с применением контрольно-диагностических приборов и обязательной проверкой агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения, согласно ГОСТ 25478.

4.2. Сборочные единицы АЦ не должны иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими возможность их последующего использования или ремонта (например, применение сварки для крепления сопряженных деталей вместо использования способа, предусмотренного конструкторской документацией).

Допускается отсутствие отдельных крепежных деталей (болтов, гаек, шпилек).

4.3. Применяемые материалы и покупные изделия должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий.

Соответствие требованиям стандартов или технических условий должно подтверждаться сертификатами, а при их отсутствии - данными химического анализа, механических и других испытаний, проводимых в соответствии с требованиями стандартов или технических условий.

5. Требования к разборке автоцистерны на составные части

5.1. Перед разборкой необходимо очистить от грязи и вымыть внешние и внутренние поверхности конструкции, установить АЦ на участке разборки и надежно закрепить ее на рабочем месте.

5.2. Следует провести очистку и мойку агрегатов АЦ в соответствии с требованиями, изложенными в Типовой технологии ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля, руководствах и инструкциях по эксплуатации шасси АЦ.

5.3. При снятии и разборке сборочных единиц необходимо пользоваться инструментами, специальными приспособлениями, устройствами, обеспечивающими механизацию трудоемких работ и их безопасность.

5.4. Дефектация деталей и сборочных единиц должна проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в Типовой технологии ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля, руководствах по ремонту шасси АЦ.

5.5. Независимо от технического состояния к дальнейшему использованию не допускаются замковые и пружинные шайбы, шплинты, сальники, манжеты, уплотнительные кольца и прокладки.

6. Требования к сборке и испытанию составных частей автоцистерны

6.1. Принятые ОТК составные части АЦ должны быть испытаны до постановки на АЦ или при проведении испытаний собранной АЦ согласно требованиям нормативной и технической документации на их изготовление и испытание.

6.2. Недоступные и труднодоступные места АЦ должны быть загрунтованы и окрашены до постановки на них сборочных единиц и деталей.

6.3. Сборку специальных агрегатов АЦ следует проводить в соответствии с Типовой технологией ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля.

7. Требования к отремонтированной автоцистерне

7.1. Отремонтированная АЦ должна соответствовать рабочим или ремонтным чертежам и требованиям настоящих норм и иметь параметры (кроме ресурса и массы), указанные в ТУ на изготовление соответствующей АЦ.

Ресурс АЦ, прошедшей капитальный ремонт, должен составлять не менее 50 % от ресурса новой, а значение снаряженной массы АЦ* не должно превышать нормативный параметр более чем на 1 %.

7.2. Отремонтированная АЦ должна соответствовать ГОСТ 12.2.037 в части требований безопасности к пожарным машинам, ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436 - по уровню шума, ГОСТ 12.1.012 - по уровню вибрации.

7.3. Детали резьбовых соединений должны быть надежно закреплены, покрыты смазкой (солидол Ж, ГОСТ 1033, или солидол С, ГОСТ 4366), а стопорящие детали должны надежно удерживать их в требуемом положении.

7.4. Сварные швы должны быть зачищены и покрыты защитным слоем в соответствии с требованиями рабочих или ремонтных чертежей. В сварных соединениях не допускается наличие трещин, непроваров, наплывов, подрезов, свищей скопления пор и шлаковых включений, ухудшающих внешний вид и снижающих прочность изделий.

7.5. Резинотехнические изделия (шарниры, втулки, эластичные муфты, защитные кожухи и чехлы) не должны иметь разрывов и трещин (выпучивания).

8. Двигатель

8.1. Двигатель должен быть в работоспособном состоянии и отрегулирован в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на данную модель.

Двигатель должен запускаться не более чем после трехкратного включения стартера. Время включения стартера не должно быть больше, чем указано в инструкции по эксплуатации на данную модель. Двигатель, прогретый до рабочей температуры, должен устойчиво работать во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала.

8.2. При работе двигателя не должно прослушиваться посторонних шумов и стуков.

8.3. Масло в двигателе, воздушном фильтре, а также элементы, фильтрующие масло и воздух, должны быть заменены, центрифуга очищена и вымыта.

8.4. Объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей с карбюраторными двигателями не должна превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.03.

8.5. Дымность отработавших газов автомобилей с дизельным двигателем не должна превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.01.

Элементы системы питания и их соединения должны быть герметичными.

9. Сцепление

9.1. Сцепление должно полностью выключаться и плавно включаться, пробуксовка сцепления и шум выжимного подшипника не допускаются.

9.2. Свободный и рабочий ход педали сцепления должен соответствовать нормативным параметрам, а педаль сцепления должна возвращаться в исходное положение после снятия с нее усилия.

10. Коробка передач, раздаточная коробка и коробка отбора мощности

В коробке передач, раздаточной коробке и коробке отбора мощности не допускается:

а) переключение передач, имеющих синхронизаторы, с шумом и скрежетом,

б) наличие трещин, сколов, обломов корпусных деталей,

в) самопроизвольное выключение передач.

11. Карданная передача

В карданной передаче не допускаются:

а) наличие люфта в шлицевом соединении, подшипниках крестовин и промежуточной опоры,

б) стуки и вибрация при вращении,

в) наличие деформаций и трещин деталей.

12. Ведущий мост, ступицы

В ведущих мостах и ступицах не допускается стук, повышенный шум при трогании с места, движении и торможении ПА, переключении передач, а также нагрев выше температур, указанных в инструкции по эксплуатации на соответствующую АЦ.

13. Подвеска

В подвеске не допускаются:

а) стуки при движении ПА или его раскачке,

б) наличие трещин на деталях подвески,

в) наличие зазоров в шарнирах реактивных тяг и осях балансиров.

14. Рулевое управление

Рулевое управление должно соответствовать требованиям ГОСТ 21398. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать значений ГОСТ 25478.

В рулевом управлении не допускаются:

а) рывки и заедания при вращении рулевого колеса во всем диапазоне углов его поворота,

б) наличие трещин, деформаций и других дефектов деталей,

в) перемещение узлов относительно кузова или друг друга, не предусмотренное конструкцией ПА.

15. Тормозные системы

15.1. Эффективность рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозных систем должна соответствовать ГОСТ 25478. Нажатие на педаль тормоза должно обеспечивать одновременное торможение колес левой и правой стороны одной оси.

15.2. При полном торможении педаль рабочего и рычаг стояночного тормозов не должны доходить до упора. Свободный ход педали тормоза, рабочий ход рычага стояночного тормоза должны соответствовать нормативным параметрам, указанным в инструкции по эксплуатации на данную модель АЦ.

15.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) за 15 мин после полного приведения их в действие.

15.4. Манометр системы пневматических тормозов должен быть в работоспособном состоянии.

16. Шины

16.1. Высота рисунка протектора должна соответствовать ГОСТ 25478.

16.2. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормативным параметрам, указанным в инструкции по эксплуатации на данную модель АЦ.

16.3. Местные повреждения (пробои, порезы сквозные и несквозные), обнажающие корд, а также отслоение протектора не допускаются.

17. Электрооборудование

17.1. Агрегаты, узлы и приборы освещения, световой, звуковой и аварийной сигнализации, предусмотренные конструкцией шасси АЦ, а также сила света и направление светового пучка основных фар должны соответствовать ГОСТ 25478.

17.2. Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта ее управления - по ГОСТ Р 50574.

17.3. Шум, стуки, перегрев подшипников при работе генератора и стартера не допускаются. Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение.

17.4. Электропроводка должна быть надежно закреплена в точках, предусмотренных конструкцией АЦ, иметь исправную изоляцию и надежный контакт в местах соединений. Фары, подфарники, фонари, указатели поворотов и плафоны с включенными лампами при резком встряхивании не должны мигать или гаснуть.

17.5. Звуковой сигнал должен быть чистым, без дребезжания и хрипов.

18. Кабина и кузов

18.1. Двери кабины и кузова должны плотно прилегать к проемам, легко открываться и закрываться. Фиксаторы должны надежно удерживать двери в открытом положении и не допускать самопроизвольного закрытия.

18.2. Замки дверей должны быть отрегулированы так, чтобы открывание или закрывание дверей происходило свободно, без заеданий. Самопроизвольное открывание дверей не допускается.

18.3. Стеклоподъемники дверей должны плавно поднимать, опускать и удерживать стекла в любом положении.

18.4. Элементы обдува и обогрева стекол должны быть исправны.

18.5. Отремонтированные поверхности АЦ, дверей кабины и отсеков должны быть гладкими. Вмятины должны быть тщательно выправлены. Сварные швы, наплывы и выступы должны быть зачищены.

18.6. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей АЦ должны соответствовать рабочим или ремонтным чертежам. Цветографические схемы покрытия наружных поверхностей АЦ должны соответствовать ГОСТ Р 50574.

18.7. Снятие пожарного оборудования с мест крепления и установка его в кузове должны быть свободными, без применения каких-либо инструментов и принадлежностей. Крепление пожарного оборудования должно быть надежным.

19. Пожарный насос

19.1. При работе насоса недопустимы следующие дефекты:

а) стуки и вибрация пожарного насоса,

б) течь воды (струйкой), масла из дренажного отверстия корпуса пожарного насоса. Утечки из дренажного отверстия уплотнения вала должны отсутствовать или иметь форму отдельных капель (не более 60 капель в минуту),

в) подтекание воды, масла в местах соединения насоса.

19.2. Клапаны должны свободно открываться и закрываться.

19.3. Подача насоса при номинальном числе оборотов должна быть не менее 0,04 м3/с (40 л/с).

19.4. Напор насоса при номинальном числе оборотов и номинальной высоте всасывания должен быть не менее 100 м.

19.5. Расход воды из мерного резервуара при работе пеносмесителя должен быть в пределах 0,00028-0,00041 м3/с (0,28-0,41 л/с) при первом положении рукоятки дозатора.

19.6. Во всем диапазоне условий эксплуатации должна обеспечиваться непрерывная работа насосной установки в номинальном режиме в течение не менее 6 ч.

В случае необходимости для обеспечения оптимального теплового режима двигателя и агрегатов трансмиссии должна быть применена система их дополнительного охлаждения с использованием в качестве охлаждающей жидкости воды от пожарного насоса.

Параметры системы дополнительного охлаждения должны соответствовать нормативной и технической документации на конкретную модель АЦ.

20. Вакуумная система

20.1. Вакуумная система должна обеспечивать забор воды с высоты всасывания не менее 7,5 м за время не более 40 с.

Продолжительность создания разрежения до 0,75 кгс/см2

в насосной установке с заглушенными входными и выходными патрубками должна быть не более 20 с, в насосной установке с присоединенной заглушенной всасывающей линией диаметром 125 мм, длиной 8м-не более 40 с. Продолжительность падения разрежения до 0,6 кгс/см2 должна быть не менее 150 с.

21. Приборы и система управления

21.1. Счетчик моточасов (при его наличии) должен автоматически включаться при включении насоса и регистрировать время его работы.

21.2. Приборы контроля за работой специальных агрегатов (пожарного лафетного ствола, пожарного насоса) должны быть проверены и опломбированы.

21.3. Рычаги дистанционного управления работой двигателя и сцепления должны перемещаться легко, плавно, без заеданий. Включение и выключение сцепления, коробки отбора мощности и вакуумного струйного насоса должно быть полным. Произвольное перемещение рычагов управления должно быть исключено.

21.4. Усилия на органах управления (пожарным лафетным стволом, вакуумным струйным насосом), рычагах управления двигателем, маховичках и рычагах клапанов и кранов водопенных коммуникаций должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

22. Цистерна и бак для пенообразователя

22.1. Цистерна, изготовленная из углеродистой стали, должна иметь покрытие, предохраняющее ее от коррозии.

22.2. Бак для пенообразователя и запорная арматура должны быть изготовлены из материала, коррозионно-стойкого по отношению к пенообразователю.

Вместимость бака - не менее 6 % от вместимости цистерны для воды.

23. Пожарный лафетный ствол

23.1. Дальность струи огнетушащих веществ, угол поворота пожарного лафетного ствола в горизонтальной плоскости и угловая скорость поворота пожарного лафетного ствола с дистанционным управлением должны соответствовать нормативной и технической документации на конкретную модель АЦ.

24. Система обогрева салона

Система обогрева салона должна обеспечивать поддержание температуры в салоне в холодный период не ниже +15 ° С при всех условиях эксплуатации. Температуру измеряют в центре салона, за пределами теплового потока. Допускается установка кондиционера, обеспечивающего данное требование.

IV. Доработка (модернизация) АЦ

25. Доработка (модернизация) АЦ может осуществляться при наличии соответствующей ремонтной документации.

26. Допускается изготавливать цистерну из коррозионностойких материалов, в том числе неметаллических, при условии обеспечения требуемой прочности, долговечности и жесткости корпуса цистерны.

Отклонение фактического значения вместимости цистерны от номинального в соответствии с НПБ 163-97 должно быть следующим:

от -2,0 до +5,0 % для вместимости до 2,0 м3,

от -1,6 до +4,0 % для вместимости от 2,0 до 6,0 м3,

от -1,0 до +3,0 % для вместимости свыше 6,0 м3.

27. Допускается установка емкостей для воды и пенообразователя с соответствующим изменением конструкции их крепления, а также изменение места установки емкостей для воды и пенообразователя, кузовов, других спецагрегатов и узлов, пожарно-технического вооружения, если эти изменения не приводят к снижению безопасности и ухудшению эксплуатационных свойств АЦ.

28. Допускается установка серийно выпускаемых модернизированных специальных агрегатов и систем их привода, если это не приводит к снижению безопасности и ухудшению эксплуатационных свойств АЦ.

V. Правила приемки автоцистерны после капитального ремонта

29. Оценку качества ремонтных работ, правильности сборки, соответствия параметров сборочных единиц требуемым следует проводить в соответствии с нормативной и технической документацией, общими техническими условиями на капитальный ремонт, Типовой технологией ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля, руководствами и инструкциями по ремонту агрегатов шасси АЦ.

30. Для проверки соответствия отремонтированных АЦ требованиям настоящих норм и ТУ на конкретную модель проводятся испытания следующих видов:

а) предъявительские,

б) приемосдаточные,

в) испытания на надежность.

Определение видов испытаний - по ГОСТ 16504.

31. Автомобили, предъявляемые на испытания, должны быть собраны, укомплектованы, заправлены горючесмазочными материалами и огнетушащими веществами согласно нормативной документации на конкретную модель.

32. Предъявительские испытания

32.1. Предъявительские испытания проводятся исполнителем в целях определения возможности предъявления отремонтированной АЦ на приемосдаточные испытания.

33. Приемосдаточные испытания

33.1. Приемосдаточным испытаниям подвергается каждая отремонтированная АЦ, прошедшая предъявительские испытания, в целях определения возможности поставки ее заказчику.

33.2. Приемосдаточные испытания проводит исполнитель с привлечением представителя военной приемки ГУГПС МВД России (при наличии) и представителя заказчика в объеме и последовательности предъявительских испытаний.

По усмотрению представителя заказчика допускается отдельные виды проверок не проводить.

34. В состав предъявительских и приемосдаточных испытаний входят проверки:

а) качества монтажа сборочных единиц,

б) качества подгонки дверей и работы их фиксаторов и замков,

в) качества сварных соединений,

г) качества лакокрасочных покрытий,

д) габаритных размеров и углов свеса,

е) массы АЦ, прошедшей капитальный ремонт,

ж) вместимости цистерны,

з) вместимости пенобака,

и) работы насосной установки, пеносмесителя, контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры,

к) герметичности водопенных коммуникаций,

л) работы вакуумной системы, наибольшей высоты всасывания и времени всасывания с наибольшей высоты,

м) соответствия параметров пожарного лафетного ствола нормативно-технической документации,

н) работы электрооборудования, фары-искателя, проблесковых маяков,

о) соответствия систем дополнительного охлаждения двигателя и обогрева салона требованиям настоящих норм, нормативной и технической документации,

п) уровней шума и вибрации,

р) соответствия параметров технического состояния отремонтированных агрегатов шасси АЦ требованиям ГОСТ 25478 и нормативным документам изготовителей шасси ПА,

с) работы агрегатов пробным пробегом.

35. АЦ, не выдержавшая предъявительских или приемо-сдаточных испытаний, возвращается исполнителю для устранения неисправностей и доведения параметров до требуемых нормативной и технической





Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.