СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования.
Демонстрационный фрагмент текста:
СВОД ПРАВИЛ СП 138.13330.2012
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
PUBLIC BUILDINGS AND STRUCTURES ACCESSIBLE FOR PHYSICALLY HANDICAPPED VISITORS RULES OF
ARCHITECTURAL DESIGN
Дата введения 2013-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ Федеральный закон РФ "О техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики
4 УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 г. № 124/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты, а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях Национальные стандарты. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет
Введение
Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и должен применяться совместно с СП 138.13330.2012.
Научный руководитель работы и отв. исполнитель канд. архитектуры ЛМ.Гарнец, компьютерная графика к.т.н. А.И.Цыганов, при участии арх. Н.П.Малиночки (ООО "Институт общественных зданий") инж. В.Б.Осиновской (ГКУ "Дирекция по ремонту и техническому обслуживанию учреждений ДСЗН г.Москвы), канд. архитектуры А.А.Магая, канд. архитектуры Н.В.Дубынина (ОАО "ЦНИИЭП жилища").
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Положения свода правил распространяются на проектирование общественных зданий и сооружений, выполняющих функции общественного обслуживания и доступных для маломобильных групп населения (далее - МГН).
1.2 Положения настоящего документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
1.3 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать в соответствии с СП 139.13330, а при их отсутствии - по заданию на проектирование.
1.4 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, в развитие СП 59.13330, составляющих систему учреждений обслуживания для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми ими услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также участки общественных зданий, доступные для посетителей.
Архитектурные решения общественных зданий и сооружений следует ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.
Основные решения в части инженерного и информационного обустройства общественных зданий и сооружений, установки и размещения специализированного оборудования, следует ориентировать на компенсацию конкретных нарушений здоровья, различных маломобильных групп населения.
1.5 В документе приведен набор правил и проектных мероприятий, которые рекомендуется предусматривать в проекте. Выбор применяемого состава мероприятий, конкретизация требований и определение этапов их реализации устанавливается заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.
1.6 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить:
благоустройство и озеленение участка здания,
объемные элементы входов и выступающих частей,
планировочное решение коммуникационных путей, в том числе горизонтальных и вертикальных,
планировку групп помещений и отдельных помещений,
устройство мест обслуживания и мест отдыха,
устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания,
пути эвакуации.
1.7 Основным принципом формирования архитектурной среды, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), всех категорий маломобильных групп населения (МГН).
При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что может вызвать у МГН недопустимую потерю времени или стресс.
В случае, когда функциональное назначение зданий выходит за рамки данного нормативного документа и нуждается в их уточнении, развитии и расширения, следует дополнительно пользоваться сводами правил СП 137.13330 и СП 139.13330.
1.8 Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными посетителями.
В зависимости от расчетной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая
обслуживания на дому).
- При новом строительстве применим только вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов, при котором следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест,
- При конструктивной и технической невозможности приспособления здания для полной доступности, применим вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, при котором следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
Если к объекту проектирования могут быть применены, в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения "А" или "Б".
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе даны ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования"
ГОСТ 12.4.026-2001* "Цвета сигнальные, знаки, условия безопасности и разметка сигнальная"
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.4.026-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"
СП 138.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования"
СП 139.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования"
СП 148.13330.2012 "Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования"
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающий эту ссылку.
3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Термины, определения и сокращения приняты по СП 59.13330 и СП 136.13330.
4 ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
4.1 Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:
- полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения,
- возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися,
- меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.
4.2 Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессиональнотехнические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений или их отделений, факультетов, имеющих ограничения по приему на обучение по ряду специальностей со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих отраслевых ведомств.
Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.
4.3 Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице А.1 приложения А.
4.4 Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.
Учебные помещения
4.5 Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения (рисунки
4.1-4.5). Категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.
По отдельным предметам, в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.
4.6 Требования доступности при проектировании относятся к:
- габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута (с учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рис.4.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами,
- специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест,
- системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении,
- дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, системы информации и связи и системы радиоинформирования).
4.7 Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен 1,8х1,8 м.
Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах - не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода не менее 1,4 м.
Другие размеры, где не проезжают на кресле-коляске - между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м, между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду - не менее 0,85 м.
В учебных мастерских, используемых инвалидами на креслах-колясках, ширина основного прохода, а также расстояние между станками должны быть не менее 1,6 м (рисунок 4.7).
4.8 При планировке ученических мест для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а также с нарушением психического развития в специализированных учебных заведениях расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м, между столами в ряду -не менее 0,5 м, между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м, между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.
Площадь ученического стола для инвалида по зрению в специализированных школах или классах должна быть не менее метра ширины и 0,6 м глубины для размещения браилевской литературы и тифлосредств.
4.9 В общем случае, в классном помещении достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске.
4.10 Площадь зоны на 1 учащегося с недостатками слуха и нарушением интеллекта в
2
учебных кабинетах следует принимать не менее 2,5 м , для детей с недостатками зрения и поражением опорно-двигательного аппарата - более 3 м2. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 16 м2.
4.11 Площади учебных кабинетов информатики, электроники и радиотехники следует
принимать из расчета не менее 4,5 м2 на одного учащегося с дефектами слуха и нарушением
2
интеллекта и не менее 5 м на одного учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата.
2
При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18 м .
4.12 Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины (с боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.). Это создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.
Прочие помещения
4.13 В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках в соответствии с СП 59.13330.
Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (подиумом и т.п.), если имеется допустимый вертикальный угол зрения с этих мест.
4.14 Часть обычных кресел в зале рекомендуется предусмотреть возможность установки при необходимости фиксирующих и опорных приспособлений.
4.15 В зрительных залах и лекционных аудиториях учебных заведений следует оборудовать зоны дополнительного озвучивания - индукционные системы, а учебные помещения - оборудовать полностью.
4.16 Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,5/0,7/0,9 м.
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.