Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации"


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784

"Вопросы гражданской обороны Российской Федерации"

(с изменениями от 25 сентября 1999 г., 9 сентября 2000 г., 5 августа 2002 г., 8 мая 2005 г.)

В целях совершенствования деятельности Войск гражданской обороны Российской Федерации, в соответствии со статьей 80 и частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, по предложению Правительства Российской Федерации и впредь до принятия федерального закона о гражданской обороне постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации, структуру и состав органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Войск гражданской обороны Российской Федерации (в мирное время).

2. Считать необходимым по согласованию с субъектами Российской Федерации реорганизовать штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Порядок реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям устанавливается Председателем Правительства Российской Федерации, являющимся по должности Начальником гражданской обороны Российской Федерации.

3. Установить, что военнослужащие Войск гражданской обороны Российской Федерации могут проходить военную службу в соответствии со штатами и в пределах установленной численности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

4. Утратил силу.

5. Установить численность военнослужащих Войск гражданской обороны Российской Федерации, проходящих военную службу в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при проведении реорганизации в соответствии с пунктом 2 настоящего Указа в пределах общей численности Войск гражданской обороны Российской Федерации.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Б.Ельцин

Российской Федерации

Москва, Кремль 27 мая 1996 г.

N 784

Положение

о Войсках гражданской обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784)

(с изменениями от 5 августа 2002 г., 8 мая 2005 г.)

I. Общие положения

1. Войска гражданской обороны Российской Федерации*(1) (далее именуются - Войска гражданской обороны) являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Войска гражданской обороны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.

Войска гражданской обороны в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, директивами и распоряжениями начальника гражданской обороны Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере деятельности Войск гражданской обороны, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом Войск гражданской обороны Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, которые объявляются приказами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и доводятся до Войск гражданской обороны в установленном порядке.

II. Задачи войск гражданской обороны

2. Основными задачами Войск гражданской обороны являются:

1) в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в готовности к выполнению задач, определенных Планом гражданской обороны Российской Федерации и Планом мобилизационного развертывания и приведения Войск гражданской обороны Российской Федерации в высшие степени боевой готовности,

накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в мирное и военное время,

участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях,

участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях, а также технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ,

б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны,

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним,

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры,

проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий,

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров,

обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи,

участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи,

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций,

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения,

2) в военное время:

ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на

маршрутах выдвижения к ним,

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления,

проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий,

обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления,

участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления,

проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

111. Применение Войск гражданской обороны

3. Применение Войск гражданской обороны в мирное время осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющимся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом по штатам военного времени - на основании распоряжения Президента Российской Федерации.

4. Вопросы, связанные с участием Войск гражданской обороны в выполнении задач территориальной обороны и защите объектов экономики страны от высокоточного оружия, проведении маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и командования военных округов.

5. Порядок мобилизационного развертывания и приведения в боевую готовность Войск гражданской обороны определяется соответствующими планами, утверждаемыми Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Поставку мобилизационных ресурсов Войскам гражданской обороны обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации.

При внезапном вооруженном нападении на Российскую Федерацию или возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий отмобилизование Войск гражданской обороны и приведение их в высшие степени боевой готовности проводятся по решению Президента Российской Федерации, организуются Начальником гражданской обороны Российской Федерации и осуществляются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Порядок выполнения возложенных на Войска гражданской обороны задач определяется настоящим Положением, а также:

в военное время - Планом гражданской обороны Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации,

в мирное время - планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны.

7. Основы действий Войск гражданской обороны по защите территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время определяются Уставом Войск гражданской обороны Российской Федерации, который согласовывается с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Соединения, воинские части и организации Войск гражданской обороны, привлекаемые в мирное и военное время для проведения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, могут передаваться в оперативное подчинение руководителей работ в соответствии с планами гражданской обороны Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также планами действий органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Привлечение Министерством обороны Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Войск гражданской обороны к участию в войсковых учениях производится по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10. Организационно-штатную структуру соединений, воинских частей и организаций Войск гражданской обороны в пределах установленной численности утверждает Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основной структурной единицей Войск гражданской обороны, способной самостоятельно выполнять возложенные на них задачи, является отдельная бригада гражданской обороны.

Дислокацию Войск гражданской обороны в соответствии с планом дислокации войск и сил флота в установленном порядке определяет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинские должности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления замещаются в установленном порядке военнослужащими Войск гражданской обороны в соответствии со штатами в пределах установленной численности.

IV. Организация деятельности Войск гражданской обороны

11. Руководство Войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации через Начальника гражданской обороны Российской Федерации.

Управление Войсками гражданской обороны осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющийся по должности первым заместителем Начальника гражданской обороны Российской Федерации: соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны, дислоцированными на территориях регионов Российской Федерации, - через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

соединениями, воинскими частями и организациями Войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.

12. Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющегося по должности первым заместителем Начальника гражданской обороны Российской Федерации, в части управления Войсками гражданской обороны определяются Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

13. В войсках гражданской обороны для рассмотрения важнейших вопросов их деятельности функционирует военный совет, который по должности возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

V. Комплектование и подготовка Войск гражданской обороны

14. Комплектование Войск гражданской обороны офицерами общевойсковых, тыловых, медицинских, финансовых, юридических специальностей и офицерами специальной связи проводится за счет выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и других образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации на договорной основе.

Комплектование Войск гражданской обороны сержантами и солдатами осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Законами Российской Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе".

Выделение призывных ресурсов для Войск гражданской обороны осуществляется по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в Правительство Российской Федерации на основании соответствующих указов Президента Российской Федерации о призыве граждан Российской Федерации на военную службу.

В мирное время, учитывая специфику задач, Войска гражданской обороны подлежат комплектованию по должностям, определяющим боевую готовность, гражданами Российской Федерации, имеющими 1-ю и 2-ю степень пригодности к военной службе по медицинским показаниям.

Перечень должностей, замещаемых сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, утверждает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Войска гражданской обороны комплектуются также гражданским персоналом. Штатную численность гражданского персонала устанавливает Правительство Российской Федерации, а перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом, - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Деятельность гражданского персонала в Войсках гражданской обороны регламентируется трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственной службе.

15. Боевая подготовка в Войсках гражданской обороны организуется и проводится в соответствии с организационно-методическими указаниями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программами и планами боевой и специальной подготовки личного состава, утверждаемыми Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подготовка сержантов и солдат-специалистов, а также граждан, пребывающих в запасе (резерве), для Войск гражданской обороны в мирное (военное) время проводится в учебных (запасных) соединениях и воинских частях Войск гражданской обороны, а также учебных (запасных) соединениях и воинских частях Министерства обороны Российской Федерации по заявкам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на договорной основе.

Подготовка граждан, пребывающих в запасе, к военной службе, а также их переподготовка проводятся на учебной материально-технической базе соединений и воинских частей Войск гражданской обороны в соответствии с Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605, приказами и директивами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Воспитательная работа в Войсках гражданской обороны, информационное обеспечение и организация досуга военнослужащих и членов их семей осуществляются командирами (начальниками) и их заместителями (помощниками) по воспитательной работе.

VI. Обеспечение Войск гражданской обороны

16. Финансирование Войск гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов и других объектов, предназначенных для Войск гражданской обороны, предусматриваются Министерством экономики Российской Федерации в государственном оборонном заказе.

Войска гражданской обороны освобождаются от передачи (отчисления) жилой площади в жилых домах, построенных ими за счет средств федерального бюджета или других источников финансирования, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

17. Специальное, тыловое и материально-техническое обеспечение Войск гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке и по нормам, установленным для Вооруженных Сил Российской Федерации.

18. Закупку и поставку вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности Войск гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне", Федеральными законами "О государственном оборонном заказе", "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных Законов.

Капитальный ремонт вооружения и военной техники Войск гражданской обороны производится за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Организация и выполнение воинских перевозок Войск гражданской обороны осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, за счет средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

20. Обеспечение Войск гражданской обороны в военное время осуществляется в порядке и на условиях, определяемых руководством по обеспечению деятельности Войск гражданской обороны

Российской Федерации в военное время, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, объявляемыми приказами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

21. Утратил силу.

22. Военнослужащие Войск гражданской обороны по вопросам прохождения военной службы, денежного и других видов довольствия, пенсионного обеспечения и социальной защиты пользуются всеми правами и льготами, установленными законодательством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Страхование военнослужащих, привлекаемых к решению задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Структура и состав органов,

специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Войск гражданской обороны Российской Федерации (в мирное

время)

(утв. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784)

Структурные единицы

Количество

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1

Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

9

Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при соответствующих органах исполни-

в соответствии с

Планом

тельной власти субъектов Российской Федерации

гражданской

обороны

и органах местного самоуправлениям 2)

Российской Федерации

Соединения Войск гражданской обороны (отдель-

12 - в 1996 году

ные бригады)

16 - в 1997 году

Воинские части и организации Войск гражданской

21 - в 1998 году 23 - в 1999 году 25 - в 2000 году

в соответствии с

Планом

обороны

гражданской

обороны

Российской Федерации

Приложение к Указу Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784

График

поэтапного увеличения численности Войск гражданской обороны Российской федерации

(тыс. человек)

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

Общая численность

28,9

35

45

50

55

*(1) Здесь и далее под Войсками гражданской обороны Российской Федерации понимаются соединения, воинские части и организации Войск гражданской обороны Российской Федерации.

*(2) Структура и состав согласовываются с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.