Модели эвакуации


Расчетная схема эвакуации представляет собой отдельно выполнен­ную или. возможно, нанесенную на план здания, схему, на которой отра­жены:

-  количество людей на начальных участках - источниках (проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т.п.);

-  направление их движения (маршруты);

-  геометрические параметры участков пути (длина, ширина) и виды участков пути.

В расчетной схеме учитываются только те пути движения людей, ко­торые отвечают требованиям, предъявляемым к путям эвакуации. Количество людей на начальных участках пути определяется исходя из требований нормативных документов, проектной вместимости помеще­ний. экспертных оценок и натурных наблюдений. Для этого могут быть использованы данные, приведённые в таблице.

Рассмотрев количество людей на начальных участках пути, следует определить направление их движения. Прогнозирование выбора направле­ния эвакуирующимся людьми является сложной и не в полной мере раз­решимой задачей. Были установлены следующие наблюдаемые правила выбора людьми направления (маршруга) движения при эвакуации:

  1. Движение по тому пути, которым люди попали в здание;
  2. Исключение путей движения, проходящих рядом с зоной горе­ния. хотя люди могут эвакуироваться через задымленные коридоры;
  3. Влияние персонала. В общественных зданиях, как правило, по­сетители при пожаре следуют указаниям персонала, даже если эти указа­ния не соответствуют оптимальным;
  4. При эвакуации с первого этажа движение к открытому выхо­ду, в проём которого видна уличная территория.
  5. Сложная логистическая зависимость, описывающая выбор вы­хода с этажа расположения зрительною зала.
  6. При прочих равных условиях - движение к ближайшему выхо­ду.

Кроме того, имеющиеся данные показывают, что фактором выбора направления может быть место парковки личного автомобиля, место встречи членов семейной группы и т.п.

Стремление оцепить совместное влияние нескольких достаточно оче­видных и всегда присутствующих факторов на выбор людьми маршрута движения приводит к установлению системы коэффициентов выбора веро­ятного направления движения, например, при разделении людского потока по направлениям возможного дальнейшего движения, значения которых приведены в таблице.

С учетом данных таблицы и нормирования протяженности эвакуаци­онных путей при составлении расчетных схем становится возможным учи­тывать влияние расстояния до ближайшего эвакуационного выхода на вы­бор направления движения.

Однако подобные расчёты - это лишь попытка предугадать выбор людьми направления, а затем и маршрута движения. Человек же, планиру­ет его реализацию ещё не начиная эвакуации, выходя на первые же участ­ки формирования людских потоков. Если эвакуация происходит не из по­мещения. где возник пожар, и в нём не наблюдается признаков блокирова­ния выходов, то стереотипность использования людьми маршрутов движения в различных ситуациях позволяет воспользоваться данными натурных наблюдений в нормальных условиях эксплуатации зданий.

Пространство участков формирования людских потоков определяется антропометрическими размерами человека и эргономикой движений чело­века при осуществлении нм основного функционального процесса, для реализации которого предназначено рассматриваемое по­мещение.

Но следует иметь в виду, что стремление к экономии рабочей площа­ди может привести к значительным отклонениям от комфортных габари­тов. Поэтому необходимо проводить внимательный анализ возможных ва­риантов формирования параметров людских потоков на этих участках, поскольку они определяют величину потоков из источ­ников, которые затем определяют и величину людского потока на после­дующих участках пути. Поток самой большой плотности образуется в проходах между рядами зрительных мест. Здесь значение плотности до­стигает 4 чел/м2, не смотря на то, что ширина участка считается но пле­чам выходящего человека, что больше чем расстояние между краем сидения зрителя и спинками кресел впереди расположенного ряда.

С дру­гой стороны, следует также иметь в виду, что в ряде случаев, особенно на стадии эскизной разработки проектов, на чертежах рабочих помещений показывается не всё оборудование или площади складирования. В резуль­тате создаётся впечатление, что вдоль рабочих мест образуются участки большой, чуть ли «неограниченной», ширины. При составлении расчётных схем их ширину не следует принимать более 1,5м. В любом случае боль­шая ширина прохода при одностороннем расположении рабочих мест при формировании потока людьми не используется.

Определение ширины пути вызывает затруднение только при выходе людей на участок «неограниченной» ширины, например в вестибюль. Как показали исследования, в таком случае ширина потока (b) зависит от количества людей (N) и длины (l) участка: b = 4м при N

Длина участка формирования определяется расстоянием между точ­ками выхода на него первого и последнего человека (напротив мест их расположения на момент начала эвакуации), образующих поток. Сечение пути, проходящее через точку расположения первого человека, считается передней границей участка формирования. Если далее по маршруту дви­жения расположен участок пути того же вида и той же ширины, что и уча­сток формирования, - это всё равно, следующий участок эвакуационного пути. Границами следующих участков являются, как известно, се­чения дуги, начиная с которых изменяется его вид или ширина. Однако необходимо уточнить, что места слияния также являются границами участков (чисто формально, в их сечениях ширина предшествующих участков всегда изменяется).

Также следует обратить внимание, что, если на пути движения находится участок, постоянно занятый людьми по тем или иным причинам, то его следует выделять как самостоятельный участок (Рис. 1).

Рис. 1. Введение в расчётную схему участка обусловлено наличием людей в ко­ридоре (например, студентов, ожидающих вызова на экзамен).

Согласно данным натурных наблюдений установлено, что повороты пути не влияют на па­раметры движения людского потока. Определение длины (вдоль оси пути) от­личается для горизонтальных и наклонных пу­тей. К наклонным путям относятся лестницы и пандусы. Свободная ширина b наклонного пути, например, лестничного марша, принимается в свету: от перил до стены. Длина (рис.2) наклон­ного нуги L принимается по истинному его зна­чению: для обычных лестниц наклоны состав­ляют 1:1,75 - 1:2, поэтому а с необходимой для практических целей точностью можно прини­мать 30-32°, т.е. cos а приблизительно равен 0.85.

Рис. 2. Схема наклонных путей

Этажные и междуэтажные площадки в це­лях упрощения и облегчения вычислений,  учитывая их небольшие размеры и меньшую сложность движения по ним в срав­нении с лестничными маршами, допускается отнести к наклонным путям.

Тогда средняя длина наклонного пути в пределах одного этажа, с уче­том движения по площадкам, составит для двухмаршевых лестниц L=(L’/cosα), где L’ горизонтальная проекция длины наклонного пути; α угол наклона к горизонту; не допуская серьезной погрешности, длину пути по двухмаршевой лестнице можно принимать равной его утроенной высоте H, т. е. L = 3 Н.

Пандусы, если их наклон незначителен (меньше 1:8), можно от­носить к горизонтальных путям, при более значительных наклонах — к лестницам. Длина наклонного пути также определяется по его оси.

Пути движения в пределах здания обычно пересекаются дверными проемами, декоративными порталами, имеют сужения за счет различных архитектурных или технологических элементов, выступающих из плоско­сти ограждений. Такие местные сужения независимо от их характера в дальнейшем называются проемами шириной Ь. Длина пути L в проеме может не учитываться, если она не превышает 0.7 м, т. е. длины од­ного шага, в противном случае движение в проеме следует рассмат­ривать как движение на самостоятельном расчетном участке горизон­тального пути.

Участки формирования людских потоков связаны между собой участ­ком коммуникационного пути, ведущего к выходу из помещения непо­средственно или через другой участок. На такой участок выходят и другие аналогичные участки коммуникационных путей, объединяющие первичные источники. Для такого общего участка участки, объединяющие первичные источники, являются, в свою очередь, источниками людских потоков. Их можно назвать вторичными источниками.

Назовём фрагмент коммуникационной структуры, состоящий из участков - источников людских потоков и объединяющих их участков, расчётным эвакуационным путём (РЭП). Тогда всю структуру коммуника­ционных путей здания можно представить как систему РЭП, состоящих из участков пути и выходящих на них первичных или вторичных источников.

Анализ объёмно-планировочной структуры коммуникационных сетей зданий и помещений разного функционального назначения показывает, что, несмотря на всё их разнообразие, количество составляющих их типов РЭП весьма ограничено.

Лестничные клетки являются центрами тяготения людских потоков (для первого этажа выходы наружу), на входе в которые заканчивается второй этап эвакуации. Поэтому расчетные схемы целесообразно со­ставлять для каждой части этажа, но которой люди эвакуируются через предусмотренную для них лестничную клетку (выход наружу). На ри­сунке 3 приведен пример представления расчетной схемы эвакуацион­ных путей.

Статью прислал: City_man

Статьи по теме

Эвакуация и спасение
Спасение провалившегося под лед. Что делать, если человек провалился под лед. Первая помощь при обморожении
Опубликовано: 2 марта, 2017

Всем хорошо известно, что поздней осенью и ранней весной ледяной покров водоёмов недостаточно прочный. Особую опасность представляют реки, так как лёд на них имеет разную толщину из-за течения в отличие от водоёмов со стоячей водой. Выходя, на такой лёд человек рискует провалиться в холодную воду...

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.