ГОСТ Р 1.2-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

1.2

2004



НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2007


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 153-ст

4 В настоящем стандарте реализована глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.2—92

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2007 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

© ИПК Издательство стандартов, 2005 © Стандартинформ, 2007

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения национального органа Российской Федерации по стандартизации

Содержание

1 Область применения.................... 1

2 Нормативные ссылки.................... 1

3 Общие положения.................... 2

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов.................... 3

4.1 Организация разработки национальногостандарта.................... 3

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение 3

4.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза .... 6

4.4 Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация,

опубликование и введение в действие.................... 7

5 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов.................... 8

5.1 Организация работпообновлению национальногостандарта.................... 8

5.2 Разработка изменения к национальному стандарту.................... 10

5.3 Проведение пересмотра национального стандарта.................... 11

5.4 Внесениепоправки внациональный стандарт.................... 12

6 Правилаосуществленияотмены национальныхстандартов.................... 12

Приложение А (рекомендуемое) Форма сводки замечаний и предложений по первой редакции

проекта национального стандарта.................... 14

Приложение Б (рекомендуемое) Порядок рассмотрения проекта национального стандарта и голосования по нему в техническом комитете по стандартизации.................. 15

Приложение В (рекомендуемое) Порядок внесения изменений и поправок в экземпляры национального стандарта.................... 16

Библиография.................... 16

ГОСТ Р 1.2—2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

Standardization in the Russian Federation. National standards of the Russian Federation. Rules for development, taking over, reform and cancellation

Дата введения — 2005—07—01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.

1.2 При использовании настоящего стандарта в документах по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, которые изложены в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки, утверждения, обновления и отмены указанных документов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0—2004 СтандартизациявРоссийскойФедерации.Основныеположения ГОСТ Р 1.5—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12—2004 СтандартизациявРоссийскойФедерации.Термины и определения ГОСТ Р 1.13—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 13.1.002—2003 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации (далее — национальные стандарты) осуществляют для достижения целей стандартизации, определенных Федеральным законом (далее — ФЗ) «О техническом регулировании», в соответствии с принципами стандартизации, установленными данным законом.

3.2 Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

Для обеспечения доступности данной программы ее размещают в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

3.3 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

- организация разработки стандарта,

- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение,

- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая),

- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

3.4 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

3.4.2 Если требования действующих стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.

3.4.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.

3.5 Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5 (раздел 5) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.

Применение машинописного способа оформления проекта национального стандарта допускается только по согласованию с заказчиком разработки и/или национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

4.1 Организация разработки национального стандарта

4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют соответствующие заявки или предложения в секретариат технического комитета по стандартизации (далее — ТК) или его подкомитета (далее — ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии — в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

4.1.1.1 В заявке (предложении) приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта, информацию о его связи с техническим регламентом и/или международным стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

4.1.2 Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

4.1.3 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.

Примечание — Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

4.1.4 Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

4.1.4.1 В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

4.1.4.2 Научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации, рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.

4.1.4.3 С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации.

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.

4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено требованиями технического регламента.

4.2.1.2 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов,

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации,

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты,

- прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран,

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии,

- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

4.2.1.3 При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.

4.2.1.4 При применении как основы для разработки национального стандарта Российской Федерации международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ Р 1.5 (раздел 8).

4.2.1.5 Наименование, построение и изложение проекта стандарта — по ГОСТ Р 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5 (пункт 4.3.1).

4.2.1.6 В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:

- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов или информацию о разработке стандарта без включения в программу,

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта,

- краткую характеристику объекта стандартизации,

- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента),

- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности — результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности),

- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации,

- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта — мотивированное обоснование этого решения,

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными (принятыми) ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, а при необходимости — также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (прекращению применения на территории Российской Федерации),

- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры),

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права,

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

4.2.1.7 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующим положением об опубликова-

4

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.