Пожарные автоцистерны


С давних времен по сегодняшние дни вода является основным средством тушения пожаров. Издавна люди собирали и заготавливали воду в кадках на случай возникновения пожароопасных ситуаций. Однако часто таких запасов не хватало для локализации огня, поэтому еще сто лет назад воду к очагу возгорания доставляли в бочках. С появлением автотранспорта возникла новая тактическая единица для ликвидации пожаров – пожарная автоцистерна.

История пожарной автоцистерны. Довоенный период

Сошедшие с конвейера в 1932 году первые отечественные автомобили для борьбы с огнем ПМГ-1 и ПМЗ-1 представляли собой «универсальные» во всех отношениях пожарные расчеты. Помимо бочки с водой объемом 150 л, которая находилась в центре кузова, они оснащались лестницами, стендерами, всевозможным инструментом (багры, лопаты и т. д.), огнетушителями, фонарями и прочим оборудованием. В кузове находилось восемь бойцов. Такое оснащение было хорошо для борьбы с пламенем в начальной стадии, однако, для долговременного тушения пожара воды было слишком мало.

С 1935 года был начат выпуск новой автоцистерны ПМЗ-2. Эта модель стала более функциональной в техническом плане. Во внутренней полости бака проложили четыре трубы, по которым проходили выхлопные газы, не давая воде замерзнуть зимой. Все оборудование (насос, катушка с выкидными рукавами, инструментальные ящики) было удачно скомпоновано. Экипаж, состоящий из четырех человек, комфортно размещался между кабиной и баком с водой. Однако объем бака 1500 л оставался недостаточным.

В предвоенный период было запущено серийное производство пожарных автоцистерн на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Модель ЯГ-4 была оснащена цистерной объемом 3000 л с задней катушкой, а ЯГ-10 имел бак объемом 4500 л. На автомобиль были установлены два мотора, которые являлись приводами на два насоса. Расчет состоял из четырех бойцов.

Наиболее перспективную конструкцию и дизайн из довоенных автоцистерн имел пожарный автомобиль на шасси ЗИС-11, выпущенный в 1938 году. На нем впервые была установлена двухрядная закрытая кабина, вмещающая командира расчета, водителя и четырех бойцов. Главный недостаток – малый объем бака (1500 л).

Послевоенные годы

В послевоенный период продолжилось усовершенствование пожарных автоцистерн. Так, модифицированные автомобили ПМЗ получили закрытые кабины для экипажа, новые трансмиссии, двухступенчатый насос. Напор насоса составлял 90 м, а объем цистерны с водой – 2000 л.
В 1966 года начинается серийный выпуск пожарной техники на базе ГАЗ 66. Эта модель отличалась хорошей проходимостью, поэтому зарекомендовала себя при тушении пожаров в лесах и в труднодоступных сельских районах. Автоцистерна оснащалась баком, объемом 920 л. За все время было выпущено девять модификаций этой модели. Наиболее известная из них АЦ-30 (66), которая оснащалась цистерной объемом 1600 л и насосом ПН-40 УА.

В 70-е годы, на базе ЗИЛ-133 ГЯ выпускается пожарный автомобиль АЦ-40. Боевой экипаж состоит из шести человек. Пожарная автоцистерна оснащена баком объемом 5000 л, двухступенчатым пожарным насосом и мотором мощностью 155 кВт. Всего в период 1951-1990 года на базе автомобиля ЗИЛ было выпущено более 70 тысяч пожарных автоцистерн.

Устройство и функционирование

Основной функцией пожарных автоцистерн является транспортировка к месту бедствия экипажа, устройств, оборудования и погашающих огонь веществ для скорейшего уничтожения очага возгорания. В зависимости от объема автоцистерны делятся на легкие (до 2 м3), средние (от 2 до 4 м3) и тяжелые (свыше 4 м3).
Сегодня существует немало различных модификаций пожарных автоцистерн, но все они оснащены элементами комплектации одинакового назначения и состоят из следующих основных частей:

1. Базовый автомобиль с кабиной для размещения боевого расчета.

2. Цистерны от 0,8 до 10 м3. Они изготавливаются из углеродистой стали, а внутренняя поверхность покрывается антикоррозийным покрытием. Цистерны оборудуют системой обогрева воды, чтобы защитить ее от замерзания зимой. В крупных баках устанавливают волнорезы. Для обслуживания сверху цистерны находится люк диаметром не менее 450 мм.

3. Баки для пенообразователя объемом до 1 м3 производят из нержавеющей стали и обеспечивают поддержание в них плюсовой температуры пенной смеси в зимний период. Такие емкости должны составлять не менее 6% от объема цистерны.

4. Пожарный насос, обеспечивающий подачу огнетушащей жидкости, устанавливается в средней или задней части автоцистерны. Он приводится в работу от двигателя через дополнительную трансмиссию. Насос оборудуется системой отопления. Регулирование режима работы происходит из кабины водителя или из насосного отсека.

5. Система коммуникаций обеспечивают подачу огнегасящего вещества в шланги.

6. Дополнительное оборудование (освещение, сигнализация) и комплект инструментов, размещенный в отсеках

Процедура тушения огня происходит посредством лафета, установленного на крыше автоцистерны, или с помощью ручных стволов. Через рукава стволы соединяются с напорным патрубком насоса.

Современные пожарные автоцистерны

Сегодня линейка российских пожарных автоцистерн представлена различными марками грузовых автомобилей. Они отличаются между собой по компоновке, вместительности цилиндра, но все служат одной цели – ликвидации пожара в кратчайшие сроки. Вот наиболее распространенные из них:

- Тяжелая автоцистерна на базе УРАЛ 4320 имеет вместительный цилиндр для воды на 8000 л и бак для пенообразователя – 500 л. Боевой расчет состоит из семи человек. Машина используется как в городских условиях, так и для тушения пожаров в лесных районах.

- Автоцистерна на базе ЗИЛ-433362 является пожарным автотранспортом средней тяжести с объемом водяного цилиндра 2500 л и емкости для пенообразователя – 195 л. Производительность насоса составляет 40 л/с, напор – 100 м. Экипаж машины – семь человек. Это наиболее распространенные на сегодняшний день пожарные автоцистерны, чаще других встречаются в городах.

- На базе КамАЗ-4326 эксплуатируется автоцистерна средней тяжести, имея объем бака для воды 3000 л, для пенообразователя – 300 л. Производительность насоса – 40 л/с при напоре – 100 м. Этот пожарный автомобиль способен нормально функционировать при температуре окружающей среды от -40 до +40 градусов.

- Пожарный автомобиль на базе IVECO TRAKKER AD260T33 приспособлен для ликвидации огня на высотных зданиях. Установленный на подъемнике лафетный ствол способен максимально приблизиться к месту пожара. Объем цистерна составляет 5000 л, емкости для пенообразователя – 1000 л. Боевой расчет – три человека. Машина незаменима при ликвидации пожаров в городских условиях.

Развитие пожарной техники не стоит на месте, традиционного оснащения становится уже недостаточно для быстрой ликвидации очагов пожара. Сегодня разрабатываются и производятся все новые модификации автоцистерн, появляется дополнительное оборудование способное сделать более эффективной работу пожарных бригад.

Статью прислал: FlowerPower

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.