ГОСТ Р 15.201-2000
Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции на производство ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 15.201-2000

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 г. № 263-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

System of product development and launching into manufacture. Products of industrial and technical designation.

Procedure of product development and launching into manufacture

Дата введения 2001—01—01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на народно-хозяйственную продукцию производственнотехнического назначения (далее — продукция) и устанавливает порядок ее разработки и постановки на производство.

Стандарт устанавливает основные положения по разработке технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации, приемке результатов разработки, подготовке и освоению производства, испытаниям опытных образцов продукции и продукции, изготовленной при освоении производства, а также по подтверждению их соответствия обязательным требованиям. Требования настоящего стандарта при необходимости допускается конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер действия.

Стандарт не распространяется на суда гражданского назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.124—85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 15.311—90 Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм

ГОСТ Р 15.000—94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 15.011—96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ Р ИСО 9001—96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями по [1], а также приведенные ниже:

3.1.1 народно-хозяйственная продукция: Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для

удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

3.1.2 продукция производственно-технического назначения: Продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.

3.1.3 обязательные требования: Требования, устанавливаемые государственными стандартами и другими нормативными документами на основе законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3.1.4 конкурсная основа: Принцип распределения заказов на разработку (производство) продукции, заключающийся в использовании состязательного отбора по результатам торгов (конкурсов).

3.1.5 модель организации работ: По ГОСТ Р 15.000.

3.1.6 модуль организации работ: По ГОСТР 15.000.

3.1.7 органы государственного надзора: Органы федеральной исполнительной власти,

осуществляющие надзор за выполнением обязательных требований.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТР 15.000:

- стадию “Разработка”, вид работ “Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции”,

- часть стадии “Производство”, вид работ “Постановка на производство”.

4.2 Отдельные виды работ по разработке и постановке продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью, организационной законченностью, определенным последовательным порядком выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в модули организации работ, отвечающие требованиям ГОСТ Р 15.000 по составу и содержанию.

4.3 В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ

1 — создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее — по госзаказу),

2 — создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур),

3 — инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

Модель организации работ выбирают, исходя из возможности при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение обязательных требований и конкурентоспособность продукции.

4.4 Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

4.5 При создании продукции по госзаказу и заказу конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.

В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы, определяющие обязательные правила и требования к продукции.

При необходимости в договоре (контракте) указывают комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение обязательных требований, а также требований, установленных законами и нормативными документами органов государственного надзора.

4.6 На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:

- безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции),

- ресурсосбережения,

-установленных для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень,

-устойчивости к внешним воздействиям,

- взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом.

4.7 Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий рынка сбыта.

4.8 Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривает:

1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР),

2) проведение ОКР, включающей:

- разработку технической документации [конструкторской (КД) и технологической (ТД)],

- изготовление опытных образцов,

- испытания опытных образцов,

- приемку результатов ОКР,

3) постановку на производство, включающую:

- подготовку производства,

- освоение производства:

изготовление установочной серии, квалификационные испытания.

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение.

4.9 На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований.

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом.

4.10 Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора определяет действующее законодательство.

4.11 В органы государственного надзора в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям.

Состав указанных документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора.

4.12 Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5 Разработка технического задания на ОКР

5.1 Основанием для выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.

Требования по анализу договора (контракта) приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

В случае инициативной разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011.

При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов продукции.

5.2 В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию.

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.

Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке — разработчик.

Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

5.3 В ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения:

- прогноз развития требований на данную продукцию на предполагаемый период ее выпуска,

- рекомендуемые этапы модернизации продукции с учетом прогноза развития требований,

- соответствие требованиям стран предполагаемого экспорта с учетом прогноза развития этих требований,

- характеристики ремонтопригодности,

- возможность замены запасных частей без применения промышленной технологии,

- доступность и безопасность эффективного использования продукции инвалидами и гражданами пожилого возраста (для соответствующей продукции, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

5.4 ТЗ разрабатывают и утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком. К разработке ТЗ могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия):

изготовитель, торговая (посредническая) организация, страховая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и др.

5.5 Для подтверждения отдельных требований к продукции, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, а также оценки технического уровня продукции, ТЗ может быть направлено разработчиком или заказчиком на экспертизу (заключение) в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения ТЗ.

5.6 На любом этапе разработки продукции при согласии заказчика и разработчика в ТЗ или документ, его заменяющий, могут быть внесены изменения и дополнения, не нарушающие условия выполнения обязательных требований.

6 Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов продукции

6.1 Разработку конструкторской и технологической, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

Общие требования по управлению проектированием — по 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных стандартов, специфики продукции и организации ее производства.

6.2 В процессе разработки документации по выбору и проверке новых технических решений, обеспечивающих достижение основных потребительских свойств продукции, могут быть проведены лабораторные исследовательские, стендовые и другие испытания, а также доводочные испытания экспериментальных и опытных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), при этом учитывают патентно-правовые аспекты хозяйственного использования этих технических решений.

Для отдельных видов продукции или ее составных частей испытания опытных образцов могут быть проведены в условиях эксплуатации (в том числе на предприятиях — потребителях продукции).

Объем и содержание испытаний, необходимых для предотвращения постановки на производство неотработанной, не соответствующей ТЗ продукции, определяет разработчик с учетом новизны, сложности, особенностей производства и применения продукции, требований заказчика. При этом обязательно должны быть проведены испытания на соответствие всем обязательным требованиям.

Необходимость разработки, изготовления и испытания макетов (моделей), экспериментальных и опытных образцов продукции, их перечень и количество определяют в ТЗ и договоре (контракте) на ОКР (составную часть ОКР). Это не исключает возможности проведения таких работ разработчиком, если их необходимость выявится впоследствии, при этом в ТЗ и договор (контракт) при согласии заказчика вносят соответствующие изменения.

Требования к процедурам контроля и испытаний устанавливают в соответствии с 4.10—4.12 ГОСТ Р ИСО 9001.

6.3 Для ремонтопригодной продукции в договоре (контракте) и ТЗ на ОКР целесообразно предусматривать разработку ремонтной документации, предназначенной для подготовки производства, ремонта и контроля продукции после ремонта.

6.4 Для подтверждения соответствия разработанной технической документации исходным требованиям и выбора лучшего решения (при наличии вариантов) изготавливают опытные образцы (опытные, партии) продукции, если продукция предполагается к серийному изготовлению (при ожидаемой постоянной потребности). Для несерийного производства продукции так же изготавливают головные образцы.

При создании единичной продукции головные образцы продукции, как правило, подлежат реализации их заказчику (если иное не оговорено в контракте и ТЗ на ОКР).

6.5 Испытания опытных образцов продукции

6.5.1 Для оценки и контроля качества результатов, полученных на определенных этапах ОКР (составной части ОКР), опытные образцы (опытную партию) продукции (головные образцы1 продукции) подвергают контрольным испытаниям по следующим категориям: поставки.

- предварительные испытания, проводимые с целью предварительной оценки соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ, а также для определения готовности опытного образца к приемочным испытаниям,

- приемочные испытания, проводимые с целью оценки всех определенных ТЗ характеристик продукции, проверки и подтверждения соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ в условиях, максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации (применения, использования) продукции, а также для принятия решений о возможности промышленного производства и реализации продукции.

6.5.2 Если к продукции предъявляются обязательные требования, подлежащие в дальнейшем обязательному подтверждению соответствия (сертификации), результаты приемочных испытаний продукции в части обязательных требований, проведенных в лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке, могут быть использованы для получения подтверждения соответствия по установленным правилам.

Место проведения испытаний опытных образцов продукции определяет разработчик совместно с изготовителем серийной продукции (в случае, если функции разработчика и изготовителя выполняют разные предприятия и нет определенных условий проведения испытаний, установленных органами государственного надзора).

6.5.3 При создании продукции по модели организации работ 1 (4.3) проводят государственные приемочные испытания, по моделям 2 и 3 — приемочные испытания с участием соответствующих органов государственного надзора и других заинтересованных организаций.

Для составных частей продукции, разрабатываемых по ТЗ головного исполнителя ОКР, самостоятельные приемочные испытания проводят с участием заинтересованных организаций. Конечной целью этих испытаний является оценка соответствия требованиям ТЗ, по которому их разрабатывают, и определение возможности установки составных частей в опытный образец продукции, предназначающийся для проведения его предварительных испытаний.

6.5.4 Головные образцы несерийной продукции подвергают приемочным испытаниям с целью решения вопроса о допустимости их использования по назначению, а для повторяющейся несерийной продукции — и для решения вопроса о целесообразности постановки продукции на несерийное производство.

6.5.5 Головные образцы продукции испытывают по правилам настоящего стандарта с учетом особенностей, установленных для нее в соответствующих нормативных документах.

6.5.6 Предварительные испытания продукции организует исполнитель ОКР.

Государственные приемочные испытания продукции (модель 1 по 4.3) организует государственный заказчик, если иное не оговорено договором (контрактом).

Приемочные испытания продукции по моделям организации работ 2 и 3 по 4.3 с участием заинтересованных органов и организаций, указанных в 6.5.3, организует разработчик.

Приемочные испытания опытных образцов составных частей продукции (разрабатываемых по ТЗ головного исполнителя ОКР) с участием заинтересованных организаций организует головной разработчик по созданию продукции. В других случаях испытания опытных образцов составных частей продукции организует их разработчик.

В случае выполнения ОКР при инициативной разработке (без конкретного заказчика) приемочные испытания организует разработчик.

Ответственность за проведение испытаний несет их организатор.

6.5.7 Предварительные и приемочные испытания проводят по соответствующим программам и методикам испытаний (далее — программам испытаний), разрабатываемым и утверждаемым стороной, несущей ответственность за проведение этих испытаний.

Программы испытаний разрабатывают на основе требований ТЗ, конструкторской документации с использованием при необходимости типовых программ, типовых (стандартизованных) методик испытаний и

других нормативных документов в части организации и проведения испытаний.

В программу испытаний включают объект испытаний, цель испытаний, объем испытаний,

условия и порядок проведения испытаний, материально-техническое обеспечение испытаний, метрологическое обеспечение испытаний, отчетность по испытаниям.

В программы испытаний включают перечни конкретных проверок (решаемых задач, оценок), которые следует проводить при испытаниях для подтверждения выполнения требований ТЗ со ссылками на соответствующие методики испытаний. Программа и методика приемочных испытаний опытных образцов продукции должны, кроме того, содержать проверку качества рабочей конструкторской и эксплуатационной документации (включая проект технических условий для промышленного производства продукции) для принятия решения о пригодности документации в промышленном производстве.

В методику испытаний включают

оцениваемые характеристики (свойства, показатели) продукции,

условия и порядок проведения испытаний,

способы обработки, анализа и оценки результатов испытаний,

используемые средства испытаний, контроля и измерений,

отчетность.

Методики испытаний, применяемые для определения соответствия продукции обязательным требованиям, если они не являются типовыми стандартизованными методиками, должны быть аттестованы в установленном порядке и согласованы с соответствующими органами государственного надзора.

6.5.8 Испытания проводят после проверки готовности мест проведения испытаний (лабораторий, испытательных центров и т. п.) к обеспечению технических требований, требований безопасности и после назначения ответственных специалистов по всем работам при подготовке и проведении испытаний, оценке характеристик продукции с установленной точностью измерений, а также регистрации их результатов.

6.5.9 Для проведения приемочных испытаний, как правило, назначается комиссия, которая контролирует полноту, достоверность и объективность результатов испытаний, а также полноту информации, соблюдение сроков испытаний и документальное оформление их результатов. При согласии заинтересованных организаций допускается проводить испытания без назначения комиссии, но с возложением ее функций и обязанностей на соответствующие службы организации, проводящей испытания, что должно быть отражено в ТЗ и (или) договоре (контракте) на выполнение ОКР.

6.5.10 К началу проведения испытаний должны быть завершены мероприятия по их подготовке, предусматривающ ие:

- наличие, годность и готовность на месте проведения испытаний средств материально-технического и метрологического обеспечения, гарантирующих создание условий и режимов испытаний, соответствующих указанным в программе испытаний,

- обучение и при необходимости аттестацию персонала, допускаемого к испытаниям,

- назначение комиссии либо соответствующих организаций (предприятий) и их служб (если комиссия не назначается),



1

Головными образцами продукции являются объекты разработки, выступающие одновременно в роли первых образцов несерийной и мелкосерийной продукции, реализуемой заказчику на особых условиях

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.