Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО.


Добровольные пожарные дружины. Советский период

Достаточно вспомнить советский период развития нашей страны, чтобы убедиться на каком высоком уровне находилась система добровольной пожарной охраны. Обязательным требованием являлось создание такого специального, вспомогательного звена при действующем производственном или даже административном объекте. В обязанности добровольных пожарных входила оказание содействия профессиональным пожарным командам. Существовал свой устав такой вспомогательной службы. В целях увеличения эффективности даже проводились специальные учения вместе с работниками пожарной службы. Статистика, которая велась государственной службой, указывала на наличие в каждом регионе страны не менее 100 ДПД - добровольных пожарных дружин. И это только самый минимальный показатель. Для примера можно взять Подмосковье. К концу 1990 года таких объединений там насчитывалось не менее 450.

Учитывая такое значимое количество ячеек можно было говорить о высочайшем уровне пожарной безопасности в нашей стране. Практически каждое сельскохозяйственное предприятие, колхоз и производственный объект имели добровольную пожарную дружину. Помимо морального позыва имелась и материальная поддержка существующей организации. Выделялись достаточные средства для покупки рабочего, специализированного инвентаря и даже защитного обмундирования. Кстати, если пролистать сохранившиеся архивы службы добровольных пожарных дружин, то можно найти немало свидетельств героических поступков лиц, оказывающих помощь в тушении пожаров в структуре добровольной организации.

Восстановление системы добровольной пожарной охраны в России

После развала Советского Союза добровольные пожарные практически сразу перестали существовать. И это не преувеличение и метафора, а прагматичная констатация печального факта. Все государственные нормативы и циркуляры утратили свою силу. Переход всего имущества (предприятий и земельных участков) в частную собственность полностью исключил из поля своих интересов такую важную, вспомогательную структуру. Неоднократно можно было услышать от владельцев производственных объектов об устаревании и неэффективности работы добровольных пожарных. Можно догадаться, что и финансового стимулирования, необходимого для развития структуры ожидать не приходилось. Государство на несколько лет отложила принятие решение о регенерации данной системы. И как показала практика забвение добровольных, пожарных дружин крайне негативно сказалось на пожарной безопасности предприятий.

На тот момент техническое оснащение объектов в вопросах пожарной безопасности было крайне слабо развито (особенно, если проводить сравнение с текущим периодом). Требовалось переломить и исправить ситуацию. И перемены всё же пришли. Первым шагом стоит считать принятие федерального закона в декабре 1994 года под номером 69. Документ носил название "О пожарной безопасности". Хотя тут стоит сразу же оговориться и уточнить, что в нём по-прежнему не пропечатывался статус добровольных пожарных обществ. Не было и строчки в нормативном циркуляре о том, кто же будет заниматься вопрос материального обеспечения штата структуры и решать вопрос социальных, а также трудовых компенсаций. Проблема это ясно обозначилась и требовала скорейшего обдуманного решения.

Благодаря инициативе руководителей МЧС нашей страны удалось прийти к созданию специального документа. Новый федеральный закон "О добровольной пожарной охране" был принят в государственной думе в 2011 году. Конечно же, срок прошедший от момента полной стагнации добровольных пожарных обществ до этого момента был значительным, но тем больше и значимость этого события. Огромную заслугу в восстановлении этой службы и принятии документа сыграло и Всероссийское Добровольное Пожарное Общество, сокращенно ВДПО. Теперь была внесена предельная ясность в определении места добровольных пожарных обществ. Документ также прояснил способы им методы взаимодействия с государственной, профильной структурой. С этого момента восстановление добровольных пожарных обществ в регионах пошло интенсивными темпами.

Всероссийское добровольное пожарное общество. ВДПО

Деятельность добровольных пожарной охраны

На сегодняшний момент активная работа добровольных пожарных организаций возможна в нескольких формах. К первой из них относится подразделение. В их арсенале присутствует специализированная, автомобильная единица. При этом она должна соответствовать техническому регламенты и быть зарезервированной в списке регионального подразделения МЧС России. Если же речь идёт о такой структурной единицы, как дружина, то в её рабочем арсенале может присутствовать многофункциональная установка передвижной помпы.

В независимости от формы добровольного подразделения, оно активно участвует в ликвидации, а также предотвращении пожаров на закреплённом, территориальном участке. Координатором работы данной структуры выступает орган МЧС в регионе. В случаях введения режима ЧС по пожарной обстановке ВДПО участвует в обеспечении безопасности на более строгом уровне ответственности.

Как уже можно понять, задачи добровольной пожарной охраны следующие:

  • проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику пожаров;
  • активное участие в спасательных операциях, включающих в себя эвакуацию их опасного очага людей и их материального имущества;
  • оказание первой медицинской и санитарной помощи пострадавшим в пожарном очаге;
  • непосредственная помощь в тушении пожара доступными техническими и механизированными средствами.

Обязанности добровольного пожарного и компенсационные выплаты

После того как добровольный пожарный будет внесён в специальный список - реестр он может назвать себя полноправным дружинником в составе охранной структуры МЧС. Этот порядок был регламентирован в 2011 году приказом N 416. Тут же стоит отметить специальный приказ под номером 777/Н, оговаривающий нормы обеспечения добровольного дружинника всеми специальными средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также профильным снаряжением.

Добровольная пожарная охрана

С момента включения добровольного пожарного в список МЧС на него налагается и серьёзная ответственность:

  • необходимость знаний в области пожарной безопасности (ПТМ в установленном объёме);
  • незамедлительное прибытие к месту тушения пожара. При этом должна быть полная готовность к оказанию помощи пострадавшим и к проведению всех этапов спасательных, аварийных работ;
  • соблюдение установленных правил дисциплины и правил охраны трудового процесса;
  • подчинение руководящему звену;
  • содержание приписанной материально-технической части в исправном, работоспособном состоянии.

Помимо обязанностей, закон даёт возможность страхования сотрудников ДПО. Работодатель может устанавливать компенсационные выплаты, прописанные в двухстороннем гражданском договоре. Например, в случае гибели дружинника при ликвидации пожара его семья вправе получить значительную, компенсационную выплату. Что касается его размера, то он устанавливается региональными и местными властями.

Статью прислал: Kazachok

Добавить комментарий