Борьба с лесными пожарами во Франции


Оперативное создание мощной группировки — особенность современной организации тушении лесостепных пожаров в южной части Франции.

По тревоге

Пожары летом следуют один за другим. Официальная статистика, впрочем, дает свои оценки причин их возникновения. Это, прежде всего, поджоги, неосторожность в обращении с огнем и грозы. Кроме того, поскольку данный регион очень плотно населен и многие дома и строения соседствуют с хвойными лесами, необходимо иметь и для их защиты высокоэффективные и обширные планы действий. Все эти факторы отражаются на организации, составе и задачах имеющихся в данном регионе сил и средств пожаротушения.

Если раньше пожарные команды находились в распоряжении локальных общин, то сегодня ими управляют на уровне департамента посредством подразделений SDIS (Service departemental incendies et de secours).

С одной стороны, это влечет за собой то, что личным составом и парком техники распоряжаются по традиционной схеме, но, с другой стороны, тактика действий и организации сил и средств при крупномасштабных ЧС, какими являются лесные и кустарниковые пожары, полностью изменяется. Все большое число техники составляют привлеченные тяжелые средства тушения. Их предоставляют, в случае необходимости, входящие в состав провинций Лангедок— Руссильон, Прованс—Альпы—Лазурный берег, Корсика, департаменты. Активно используются, например, лесопожарные машины вездеходного типа различной величины с запасом воды до 14 тонн и различные транспортные средства для перевозки ПТВ. Кроме того, наземные силы и средства с самого начала действий по локализации и ликвидации лесостепных и кустарниковых пожаров почти всегда получают поддержку с воздуха.

Тактика действий

В особенно жаркие и ветреные дни силы и средства направляются в предназначенные для их пребывания и дислокации и заранее подготовленные ангары и помещения.

Это делается, прежде всего, для того чтобы сократить время начала реагирования в случае тревоги. Если отдельные загорания и очаги вопреки всем предпринимаемым мерам развиваются в крупный пожар, то имеющиеся силы и средства пускаются в ход безотлагательно. Чтобы освобождать, при такого рода сценарии развития событий, личный состав командного центра департамента (CODIS, Centre operationnel departemental d’incendie et de secours) для успешной организации последующих действий, в стратегически благоприятно расположенном месте обычно создаются местные командные центры, которые руководят действиями и координируют их. Так как средства тушения подвозят, как правило, симметрично развитию событий, дозоры устанавливаются на важных транспортных узлах и управляют прибывающими силами и средствами непосредственно в выделенном для них районе действий или же при их нахождении в резерве.

Лесные пожары и, соответственно, палы растительности распространяются, как правило, в конической конфигурации, и наблюдатель выезжает вперед и регулярно сообщает о развитии пожара и особенностях местности (топографии, ветре, застройке и т. д.) команде. Эти мероприятия позволяют упреждать распространение огня и заранее начинать, таким образом, максимально соответствующие развитию обстановки мероприятия.

Натиск на огонь производится чаще всего общими усилиями. При этом силы и средства обычно выбираются из двух тактических единиц. Это, в одном случае, создаваемое регулярное соединение из 4 машин для тушения лесных пожаров с емкостями на 2–6 тонн воды и командного автомобиля, или же, при явном осложнении оперативной обстановки, соединение усиленного типа.

Последнее состоит из 2 тяжелых машин с емкостями на 14 тонн воды и также командного автомобиля. Водоподача происходит либо путем перекачки по магистральным рукавам, либо посредством располагаемых наверху корпуса стволов-мониторов.

В качестве пожарных водоисточников наряду с озерами и реками используются и специально подготовленные резервуары и цистерны.

Для безопасности и поддержки

Интересно, что все эти пожарные автомобили располагают и устройствами самозащиты (с резервом распыляемой вокруг корпуса воды от 500 л), а также специальными сигнализаторами тревоги. В случае когда машинам и их экипажам угрожает опасность, они немедленно собираются в группу и приводят в действие имеющиеся на борту самозащитные распылительные устройства.

Дополнительно сигнал бедствия посылается непосредственно в CODIS, который направляет имеющиеся поблизости самолеты тушения на помощь экипажам и соединениям, попавшим в беду. Они, в свою очередь, совершают сброс воды непосредственно на терпящие бедствие автоэкипажи.

Кроме того, для работы в период пожароопасных сезонов SDIS ежегодно арендует у частных фирм вертолеты для тушения. Они без колебаний используются уже при получении первых запросов о помощи и выполняют, таким образом, по большей части, первую атаку на огонь, еще до начала использования наземных тактических соединений. Пожаротушащий вертолет, применяемый в Южной Франции, располагает либо Bambi-Basket, либо встроенными или подвесными емкостями для воды. При этом ее резервы составляют, в зависимости от их конструкций, до 1600 литров.

Тушение с воздуха

Поскольку рельефы местности подчас не дают возможности гарантированно быстрого доступа к каждому пожару, местные учреждения гражданской защиты на пожароопасный период нанимают пожарные самолеты. Их база расположена в международном аэропорту «Мариньян» в 26 км от Марселя. К вылетам здесь готовы 11 самолетов-амфибий типа Canadair СL 415 (c емкостями на 6 тонн воды каждый), 10 самолетов Tracker (3 тонны огнетушащих веществ), а также 2 самолета Dash 8 (10 тонн огнетушащих веществ). Кроме того, для контроля за работами и координации действий используются еще и 3 грузопассажирских самолета Beechcraft. Интересно, что в последнее время тут активно обсуждается и вопрос о применении для тушения российских самолетов-амфибий Бе-200.

Помощники

Созданное еще в 60-е годы прошлого века и базирующееся недалеко от г. Марселя в г. Бриньоль-Вар специальное подразделение по тушению пожаров, защите окружающей среды и ликвидации техногенных ЧС UIISC 7 (Unite d’instruction et d’intervention de la securite civile) относится к системе сил и средств французской гражданской обороны, однако организовано полностью на военной основе. Оно действует как на территории Южной Франции, так и вне ее (например, при тушении лесных и степных пожаров на о. Корсика, о. Реюньон, в Новой Каледонии, в Израиле). Его личный состав — 660 человек, обслуживающий до 200 имеющихся тут автотранспортных средств. Действуют эти силы и средства лишь при усложнении обстановки, а на начальном этапе необходимые меры предпринимаются, как правило, с использованием местных сил и средств гражданской обороны.

Специально для работы на лесных и лесостепных пожарах у UIISC 7, кроме другой техники, имеются тяжелые автомобили тушения высокой проходимости с резервуарами на 4, 6 и 14 тонн воды, многочисленные бульдозеры, траки для перевозки техники и другие транспортные средства.

Среди новых — двухкабинный «тяни-толкай» — лесопожарный автомобильWLF 6000 на шасси Thomas 410 DXi; тяжелый лесопожарный автомобиль-цистерна GTLF 14000 «SIDES» на шасси Renault Kerax 420 DXi, оба с мониторами для подачи огнетушащих веществ на крыше корпуса и цистернами на 6 и 14 тонн. Имеются также две многокамерные емкости для огнетушащих веществ, изготовленные фирмой «Roder», состоящие из трех камер, две из которых вмещают по 6800 л воды, а одна — 16 тонн огнетущаших веществ. Они вывозятся к месту действия на автомобиле Renault Premium 420. Среди средств, предназначенных именно для организации первичной атаки на огонь, — мощный тягач, агрегатируемый с цистерной «Retardant», 3 лесопожарных автомобиля «Thomas» (c 6 тоннами воды каждый), тяжелый лесопожарный автомобиль-цистерна «SIDES», две командные машины «Jeep», грузовик для ПТВ. При необходимости используются также вертолет «Gazelle» и 2 вертолета «Puma».

Рихард Юд, Николай Рогачков

По материалам сайта http://pojdelo-journal.ru

Статью прислал: Istanbul

Статьи по теме

Природные пожары, экология и безопасность
Профилактика пожарной безопасности. Пожарная профилактика
Опубликовано: 12 апреля, 2017

Обеспечение пожарной безопасности является приоритетной задачей для руководителя любого объекта. Лучше предотвратить чрезвычайное происшествие, чем устранять его последствие. Это правило уже проверено годами во всех странах...

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.