ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования
Демонстрационный фрагмент текста:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСТ Р 22.8.01-96
Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirements
Дата введения 1998-01-01
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ.
1. РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации 7К 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”.
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. № 654.
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
4. Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О пожарной безопасности”.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Общие положения
5. Общие требования
5.1 Разведка в зоне ЧС
5.2 Неотложные работы в зоне ЧС
5.3 Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.0.02
5.4 Обеспечение процесса ликвидации ЧС
5.5 Организация и руководство ликвидацией ЧС
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биологосоциальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р
22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
ГОСТ Р 22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы.
Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила.
ГОСТ Р 22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы.
Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила
ГОСТ Р 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.
ГОСТ Р 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение
населения. Общие требования.
ГОСТ Р 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
ГОСТ Р 22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования.
ГОСТ Р 22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей,
использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.
ГОСТ Р 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1. биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.2. инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
3.1.3. медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
3.1.4. радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
3.1.5. химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
3.1.6. санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.7. пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
3.1.8. санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.
3.1.9. дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.10. детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.
3.1.11. дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.
3.1.12. дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р 22.0.05.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС,
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС,
- принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ,
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
- обеспечение процесса ликвидации ЧС,
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
5.1. Разведка в зоне ЧС.
5.1.1. Основными видами разведки являются:
- биологическая,
- инженерная,
- медицинская,
- радиационная,
- санитарно-эпидемиологическая,
- химическая,
- пожарная.
5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю: - непрерывность,
- своевременность,
- полнота и достоверность данных.
5.1.3. Биологическая разведка должна:
- определить масштабы и границы зон заражения,
- выявить источники, определить вид и характер заражения,
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.
5.1.4. Инженерная разведка должна:
- определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС,
- определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС,
- определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС,
- установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС,
- установить нахождение пострадавших.
5.1.5. Медицинская разведка должна:
- выявить пораженных, их численность и состояние,
- наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации,
- определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.
5.1.6. Радиационная разведка должна:
- выявить источники радиоактивного загрязнения,
- определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС,
- определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации,
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки,
- предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.
5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:
- определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС,
- предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина),
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.
5.1.8. Химическая разведка должна:
- выявить источники химического загрязнения,
- определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС,
- определить обходы участков химического заражения,
- предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности,
- вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
5.1.9. Пожарная разведка должна:
- определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров,
- оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров,
- определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС,
- выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров,
- определить состояние систем противопожарного водоснабжения.
5.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.
К аварийно-спасательным работам относят:
- поисково-спасательные работы,
- горно-спасательные работы,
- противофонтанные работы,
- работы, связанные с тушением пожаров,
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других ведов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:
- разведку в интересах проведения указанных работу
- инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС,
- локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности,
- поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших,
- создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01,
- обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС,
- мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.
5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.
Экстренная медицинская помощь включаете себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебноэвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:
- проведение биологической и медицинской разведок,
- определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку,
- оказание пораженным первой медицинской помощи,
- оказание пораженным первой врачебной помощи,
- оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи,
- создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее,
- лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.
5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки,
- установление характера инфекционной патологии,
- активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС,
- предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС,
- выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними,
- соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС,
- введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина),
- проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС,
- осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям,
- проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.
5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.
Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.
Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:
- организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием,
- контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС,
- пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов,
- охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения,
- учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей,
- учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.
5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС.
5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.2. Основными видами обеспечения являются:
- инженерное,
- медицинское,
- противопожарное,
- радиационное и химическое,
- транспортное,
- дорожное,
- материальное,
- техническое,
- финансовое,
- метрологическое,
- гидрометеорологическое.
5.4.3. Требования к обеспечению:
- высокая готовность,
- надежность,
- гибкость.
5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.
5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.
5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.
5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.