Величина пожарного риска многоэтажных автостоянок

Существующие в России нормативные докумен­ты, регламентирующие вопросы возведения но­вых многоэтажных автостоянок, основным из кото­рых является СНиП 21-02-99 “Стоянки автомоби­лей”, предъявляют высокие требования к противопо­жарной защите данных объектов. Это приводит к удорожанию строительной себестоимости машино­места и, в конечном итоге, к снижению спроса и ин­вестиционной привлекательности автостоянок.

В то же время нередки случаи, когда собствен­ники автостоянок совместно со специализирован­ными организациями разрабатывают комплекс компенсирующих мероприятий в области пожар­ной безопасности, позволяющих значительно со­кратить затраты на противопожарные мероприятия при сохранении требуемого уровня пожарной без­опасности, или другими словами проводят независимую оценку пожарного риска.

Все это является свидетельством чрезмерно же­стких в ряде случаев требований СНиП 21-02-99 к пожарной безопасности автостоянок.

Для определения оптимального комплекса ме­роприятий по обеспечению пожарной безопасно­сти автостоянок предлагается использовать подход, связанный с определением величины пожарного риска. При расчете величины пожарного риска специалисты руководствуются методикой, утвержденной в Приказе МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" 

Под пожарным риском в данном случае пони­мается вероятность возникновения и развития по­жара на объекте с причинением определенного ма­териального ущерба.

Важной составляющей для количественной оценки уровня пожарного риска является опреде­ление перечня факторов, влияющих на пожарный риск, а также расчет их количественного воздейст­вия на его величину. В конечном итоге эти параметры будут влиять на результат независимой оценки пожарного риска.

Перечень факторов зависит от типа автостоян­ки. В статье рассматриваются три основных типа многоэтажных автостоянок, наиболее распростра­ненных в России. Это боксовые автостоянки (каж­дая машина хранится в отдельном боксе), много­этажные открытые автостоянки (без наружных сте­новых ограждений), подземные автостоянки.

Ниже приведена качественная оценка факторов, влияющих на пожарный риск автостоянок различ­ного типа.

Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной открытой автостоянки

Группа факторов, связанных с объемно-планировочными и конструктивными решениями здания

1. Фактор огнестойкости строительных конст­рукций.

 При увеличении предела огнестойкости конст­рукций они становятся своеобразной преградой на пути распространения пожара, вследствие чего ско­рость его распространения уменьшается, как и уме­ньшается вероятность обрушения конструкций и величина потенциального ущерба.

В рамках оцениваемого фактора необходимо рассмотреть следующие типы конструкций:

а)  внутренние несущие конструкции: в боль­шинстве случае роль несущих конструкций на авто­стоянках открытого типа выполняют колонны. Уве­личение предела огнестойкости ведет к снижению вероятности обрушения конструкций здания под воздействием огня и к уменьшению площади пожа­ра к моменту прибытия подразделений пожарной охраны;

б)  перекрытия: выполняются в большинстве случаев из монолитного или сборного железобето­на. Плиты перекрытия могут иметь различную тол­щину, определяемую на основе требований к несу­щей способности здания. Увеличение предела огнестойкости перекрытий снижает вероятность их обрушения, а также вероятность распространения пожара на выше- и нижерасположенные этажи;

в)  внутренние ограждающие конструкции, по­жарные преграды: наличие данных конструкций в зданиях автостоянок, а также предел их огнестой­кости имеют важное значение с точки зрения обес­печения пожарной безопасности. Эти конструкции представляют собой преграды для распростране­ния пожара на этажах. С их помощью можно сни­зить скорость распространения пожара и, следова­тельно уменьшить площадь пожара к моменту прибытия подразделений пожарной охраны.

2. Фактор этажности здания.

В общем случае, при увеличении этажности здания автостоянки, одновременно увеличивается и пожарный риск. Это связано с тем, что тушение пожаров сложнее осуществлять в многоэтажных зданиях (особенно на высших этажах), есть вероят­ность того, что огонь распространится на смежные этажи, увеличив, таким образом, площадь пожара.

3. Фактор величины наружных проемов.

От величины проемов во внешних ограждаю­щих конструкциях зависит, будет ли здание относи­ться к классу закрытых или открытых автостоянок. Также площадь проемов оказывает непосредствен­ное влияние на величину пожарного риска. При увеличении площади проемов происходит умень­шение задымленности помещения, что увеличива­ет видимость и облегчает задачу тушения пожара. Одновременно с этим естественная проветривае- мость помещения создает условия для увеличения скорости распространения огня. Обратную картину можно наблюдать при уменьшении площади прое­мов по сравнению с базовым вариантом. Более зна­чительное влияние на величину пожарного риска оказывает скорость тушения пожара (ее увеличе­ние/снижение) под воздействием задымленности здания.

4. Фактор расположения автотранспорта.

От того, насколько близко расположены друг от друга автомобили на автостоянке зависит, насколь­ко высока будет скорость распространения пожара на автостоянке. При возникновении пожара в одном автомобиле повышается температура, пожар пере­ходит на рядом стоящие автомобили под воздейст­вием открытого пламени, а также под воздействием теплового излучения. Чем ближе друг к другу будут расположены автомобили, тем быстрее будет осу­ществляться данный переход пожара от машины к машине.

5. Фактор высоты помещения.

При отсутствии систем активной противопо­жарной защиты, сплинклерной системы пожароту­шения, пожарных извещателей, установленных на потолке, уменьшение высоты помещения, где хра­нятся автомобили, негативно сказывается на уров­не пожарной безопасности автостоянки. Это проис­ходит потому, что воздействие высоких температур и открытого пламени на конструкции потолка резко усиливается, вследствие чего возможно распро­странение пожара на выше/ниже расположенные этажи, потеря целостности перекрытий.

6. Факторы активной противопожарной защиты

Факторы данной группы определяют степень влияния мероприятий, направленных на профилак­тику, предупреждение и тушение пожара до прибы­тия подразделений пожарной охраны, на величину пожарного риска. При этом факторы, связанные с тушением пожара, являются основными (тип сис­темы пожаротушения, наличие внутреннего пожар­ного водопровода, первичных средств тушения), а факторы, которые не приводят непосредственно к тушению пожара (сигнализация и оповещение, обученный персонал, дымоудаления), — вспомога­тельными.

7. Фактор первичных средств пожаротушения.

Наличие в помещениях автостоянки первичных

средств пожаротушения, таких как: огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и т.п. ведет к сни­жению уровня пожарного риска. В случае возник­новения пожара на автостоянке своевременное ис­пользование первичных средств пожаротушения приводит к локализации и тушению пожара в опти­мистическом сценарии или же просто к снижению скорости распространения огня, уменьшению пло­щади пожара — в пессимистическом.

8. Фактор наличия внутреннего пожарного во­допровода.

При наличии системы внутреннего противопо­жарного водоснабжения с выведенными наружу патрубками, оборудованными вентилями и соеди­нительными головками для подключения пере­движной пожарной техники, происходит уменьше­ние величины пожарного риска, т.к. за счет наличия данной системы уменьшается время тушения пожа­ра персоналом автостоянки и подразделениями по­жарной охраны.

9. Фактор системы автоматического пожароту­шения.

В общем случае, наличие эффективной системы автоматического пожаротушения приводит к сни­жению величины пожарного риска, т.к. уменьшает площадь пожара, локализует его к моменту прибы­тия пожарных подразделений.

10. Фактор системы оповещения о пожаре.

При обнаружении пожара максимально быст­рое оповещение сотрудников автостоянки об этом событии приводит к ускорению их реакции и позво­ляет на более ранней стадии пожара использовать первичные средства тушения.

11. Фактор пожарной сигнализации.

Наличие, тип и размещение системы пожарной

сигнализации позволяет обнаружить пожар на бо­лее ранней стадии и таким образом предпринять наиболее эффективные меры по его тушению. Это приводит, в свою очередь, к уменьшению величины пожарного риска.

12. Фактор системы контроля доступа и видео­наблюдения.

Обеспечивается визуальный контроль за авто­стоянкой, что позволяет обнаружить пожар на бо­лее ранней стадии и таким образом предпринять наиболее эффективные меры по его тушению. Так­же значительно уменьшается вероятность поджога.

13. Фактор количества обслуживающего персо­нала.

При увеличении числа людей, обслуживающих автостоянку и имеющих возможность применить на практике первичные средства тушения, умень­шается уровень пожарного риска автостоянки.

14. Фактор обученности персонала автостоянки.

Данный фактор отражает наличие на объекте

персонала, прошедшего пожарный инструктаж, т.е. ознакомленного с правилами пользования ручными огнетушителями и внутренними гидрантами, знаю­щего пути эвакуации и спасения людей и возможно­сти подачи сигналов пожарной тревоги.

15. Фактор скорости.

Данный фактор отражает время, в течение кото­рого сотрудник может начать тушение пожара пер­вичными средствами, после получения сообщения

о пожаре. Это напрямую связано с конструктивны­ми особенностями здания, расположением путей обхода здания охраной, эвакуационных путей, пу­тей передвижения автотранспорта.

16. Фактор передачи сигнала тревоги на пожар­ный пункт.

Рассматриваются следующие варианты переда­чи сигнала тревоги на пожарный пункт (в порядке увеличения эффективности/снижения пожарного риска):

—    от постоянного дежурного поста с телефоном;

—    от постоянного поста с телефоном и двумя де­журными ночью;

—    автоматическая передача сигнала от системы

сигнализации (при ее наличии).

17. Фактор времени прибытия.

Учитывает время, необходимое для прибытия подразделений пожарной охраны на объект по вы­зову. Чем время меньше, тем ниже уровень пожар­ного риска.

Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной подземной автостоянки

Рассматриваются практически те же факторы, что и для открытой автостоянки, с учетом следую­щих особенностей:

1) дополнительно необходимо учесть фактор системы противодымной защиты. Отсутствие сис­темы противодымной защиты в подземной автосто­янке приводит к повышению уровня задымленно­сти, что, во-первых, ограничивает возможность использования первичных средств тушения пожа­ра, во-вторых, уменьшает скорость тушения пожа­ра прибывшими подразделениями. Все это приво­дит к увеличению уровня пожарного риска.

Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной наземной автостоянки боксового типа

Рассматриваются практически те же факторы, что и для открытой автостоянки, с учетом следую­щих особенностей:

1)   дополнительно рассматривается фактор ог­нестойкости и конструктивных особенностей пере­городок между боксами;

2)   необходимо учесть фактор системы противо­дымной защиты. Отсутствие системы противодым­ной защиты в наземной автостоянке боксового типа приводит к повышению уровня задымленности, что, во-первых, ограничивает возможность исполь­зования первичных средств тушения пожара, во-вторых, уменьшает скорость тушения пожара прибывшими подразделениями. Все это приводит к увеличению уровня пожарного риска.

Количественная оценка воздействия факторов на величину пожарного риска

Для решения поставленной задачи использован метод экспертных оценок. Определялось, насколь­ко в процентном отношении может уменьшится величина пожарного риска под воздействием того или иного мероприятия.

ТАБЛИЦА 1. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска открытых автостоянок

Наименование фактора

Снижение пожарного риска, %

Увеличение огнестойкости несущих конструкций с 0,5 до 1,5 ч

До 43 %

Наличие системы водяного пожаротушения

До 440 %

Наличие и достаточность ручных огнетушителей и первичных средств тушения

До 35 %

Наличие системы внутреннего пожарного водопровода

До 30 %

Наличие пожарных преград

До 20 %

 

ТАБЛИЦА 2. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска автостоянок боксового типа

Наименование фактора

Снижение пожарного риска, %

Наличие перегородок между боксами с огнестойкостью 1,5 ч

До 50 %

Увеличение огнестойкости несущих конструкций с 0,5 до 1,5 ч

До 45 %

Наличие системы водяного пожаротушения (в боксах)

До 42 %

Наличие системы газоаэрозольного пожаротушения (в боксах)

До 35 %

Наличие системы порошкового пожаротушения (в боксах)

До 31 %

Данные по наиболее значимым факторам приве­дены в табл. 1-3.

Как видно из таблиц, существенное влияние на величину пожарного риска оказывает увеличение ог­нестойкости конструкций. Для вариантов открытой наземной и подземной автостоянок необходимо от­метить влияние фактора наличия первичных средств тушения как эффективного и при этом относительно недорогого мероприятия.

ТАБЛИЦА 3. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска подземных автостоянок

Наименование фактора

Снижение пожарного риска, %

Увеличение огнестойкости несущих конструкций с 0,5 до 1,5 ч

До 45 %

Наличие системы водяного пожаротушения

До 39 %

Наличие и достаточность ручных огнетушителей и первичных средств тушения

До 28 %

Наличие системы внутреннего пожарного водопровода

До 24 %

Наличие пожарных преград

До 22 %

Для боксовых автостоянок крайне важно обеспечение тушения пожара в боксах, а не в проездах (т.к. именно в боксах сосредоточена основная пожарная нагрузка).

Также следует отметить, что снижение риска бу­дет варьироваться в зависимости от того, в каком сочетании применяются те или иные мероприятия.

 По материалам http://fire-smi.ru

Статью прислал: NicoBellic

Статьи по теме

Аудит и оценка пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска: проблемы и перспективы
Опубликовано: 3 октября, 2016

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По сути – это альтернатива Федеральному государственному пожарному надзору.

Добавить комментарий