ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
Демонстрационный фрагмент текста:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
1.14
2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ
Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
Издание официальное
О
О
о
о
CNI
I
О)
со
ш
Москва
Стандартинформ
2010
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2009 г. №231-ст
4 Настоящий стандарт реализует пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты»,атекст изменений ипоправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2010
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения....................1
2 Нормативные ссылки....................1
3 Термины, определения и сокращения....................1
4 Общие положения....................2
5 Правила формирования программы разработки национальных стандартов................4
5.1 Подготовка предложений по разработке национальных и межгосударственных стандартов,
пересмотру действующих стандартов и по внесению изменений....................4
5.2 Правила участия технических комитетов по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов ....................5
5.3 Правила участия научных организаций в формировании программы разработки национальных
стандартов....................6
5.4 Подготовка предложений по разработке стандартов ограниченного распространения......7
5.5 Правила участия структурных подразделений национального органа по стандартизации
в формировании программы разработки национальных стандартов..................7
6 Обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов и правила внесения
в нее уточнений....................7
7 Правила осуществления контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов
и отчетности о ее выполнении....................8
8 Правила осуществления финансирования программы разработки национальных стандартов .... 8 Приложение А (обязательное) Форма карточки стандарта для оформления предложений Технических
комитетов в ПРНС в АИС «ПРНС»....................10
Приложение Б (обязательное) Формы представления результатов проведения анализа проекта программы разработки национальных стандартов ....................13
Приложение В (обязательное) Форма программы разработки национальных стандартов........15
Библиография....................17
Введение
Планирование работ по стандартизации осуществляется для достижения целей стандартизации, которые определены статьей 11 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» и Концепцией развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р.
Планирование работ по стандартизации осуществляется на основе подготовки и реализации ежегодно утверждаемой программы разработки национальных стандартов. Основные приоритеты программы — разработка национальных стандартов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, реализация национальных проектов и целевых программ, гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами, формирование единого экономического пространства.
Программа разработки национальных стандартов формируется и утверждается национальным органом по стандартизации в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Фз № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании».
Программа разработки национальных стандартов наряду с разработкой национальных стандартов включает разработку межгосударственных стандартов, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, стандартов ограниченного распространения.
Программа разработки национальных стандартов содержит применительно для каждой из включенных в нее тем информацию о соответствующем народно-хозяйственном комплексе, техническом комитете по стандартизации, кодах общероссийского классификатора стандартов (ОКС) и общероссийского классификатора продукции (ОКП), наименовании стандарта, международном стандарте, взятом за основу при разработке, этапах, сроках их реализации, исполнителях, об экспертизе и финансировании работ.
С целью контроля за ходом реализации программы разработки национальных стандартов используется система мониторинга.
ГОСТ Р 1.14—2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
Standardization in the Russian Federation. Programme of national standards development. Requirements for structure,
rules of forming, statement and control over realization
Дата введения — 2010—05—01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.1—2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.6—2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.1, ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1, а также следующий термин с соответствующим определением:
Издание официальное
организация — администратор системы: Организация, обеспечивающая функционирование автоматизированной информационной системы и осуществляющая функции научно-методического и технического сопровождения системы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ТК — Технический комитет по стандартизации,
ПК — Подкомитет ТК,
ИСО — Международная организация по стандартизации,
МЭК — Международная электротехническая комиссия,
СНГ — Содружество Независимых Государств,
АИС — Автоматизированная информационная система,
ПРНС — Программа разработки национальных стандартов,
МОЗМ — Международная организация законодательной метрологии,
Codex/Stan — Международные стандарты на пищевые продукты,
ФАО/ВОЗ — Продовольственная сельскохозяйственная организация/Всемирная организация здравоохранения,
ФОИВ — Федеральный орган исполнительной власти.
4 Общие положения
4.1 Для выполнения положений ФЗ «О техническом регулировании» национальный орган по стандартизации ежегодно разрабатывает и утверждает ПРНС.
ПРНС формируют по трем разделам:
- национальной стандартизации,
- межгосударственной стандартизации,
- стандартизации ограниченного распространения.
4.2 Формирование и реализацию ПРНС осуществляют по следующим этапам:
- определению приоритетных направлений планирования на текущий период,
- директивному указанию о начале разработки,
- сбору предложений в ПРНС от федеральных органов исполнительной власти, ТК и других заинтересованных лиц и организаций,
- рассмотрению и анализу предложений,
- согласованию и утверждению ПРНС,
- мониторингу реализации ПРНС (контроль за соблюдением сроков выполнения тем, установленных в ПРНС, с проведением организационных мероприятий по их соблюдению),
- реализации ПРНС,
- подготовке отчетности (аналитических данных) о выполнении ПРНС.
ПРНС формируют с применением программно-целевого метода. Программно-целевой метод включает в себя первоочередную реализацию целевых и перспективных среднесрочных программ стандартизации продукции, реализацию перечня национальных стандартов, подлежащих разработке для обеспечения требований технических регламентов, и реализацию программы работ по межгосударственной стандартизации (по тематике, в которой Российская Федерация выразила свою заинтересованность).
4.3 Структура программы разработки национальных стандартов
4.3.1 ПРНС включает в себя разработку следующих видов документов по стандартизации:
- национальных стандартов,
- межгосударственных стандартов, которые планируется применять на территории Российской Федерации,
- правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации,
- правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, которые планируется применять на территории Российской Федерации,
- стандартов ограниченного распространения,
- документов по смежным со стандартизацией видам деятельности (системы данных о физических константах и свойствах веществ и материалов).
4.3.2 ПРНС формируют в соответствии с народно-хозяйственными комплексами, определяемыми национальным органом по стандартизации.
Темы ПРНС внутри комплексов группируют по ТК по закрепленной за ними тематике.
4.4 Общие принципы формирования программы разработки национальных стандартов и участники выполнения работ
4.4.1 ПРНС формируют, исходя из приоритетных направлений в области национальной стандартизации, определенных национальным органом по стандартизации, и направлений межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Приоритеты по национальной стандартизации определяют ежегодно, а приоритеты по межгосударственной стандартизации определяют один раз в пять лет в соответствии с правилами по межгосударственной стандартизации [1].
4.4.2 Участниками разработки ПРНС являются:
- ТК в закрепленной области деятельности,
- структурные подразделения национального органа по стандартизации,
- научные организации по стандартизации, уполномоченные национальным органом по стандартизации на методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности (далее — научные организации),
- организация — администратор системы АИС «ПРНС»,
- организация — администратор системы АИС «Мониторинг НД»,
- федеральные органы исполнительной власти,
- физические и юридические лица, заинтересованные в разработке стандартов.
Примечание — Закрепление объектов стандартизации (сфер деятельности) за ТК приведено в перечне действующих ТК, который ведет и распространяет национальный орган по стандартизации. Перечень ТК представлен в свободном доступе на интернет-портале национального органа по стандартизации.
4.4.3 Основанием для начала формирования ПРНС является директивное указание национального органапостандартизациивТК,опубликованное на сайтенациональногооргана по стандартизации.
4.5 Автоматизация процесса формирования и контроля реализации программы
разработки национальных стандартов
4.5.1 Формирование ПРНС выполняется в рамках автоматизированной информационной системы «Программа разработки национальных стандартов» (АИС «ПРНС») в режиме авторизованного доступа через интернет-портал национального органа по стандартизации.
4.5.2 Процедуры контроля реализации ПРНС осуществляются в рамках АИС «ПРНС» и АИС «Мониторинг НД».
ТК и научные организации получают логины и пароли доступа к интернет-порталу системы у организаций — администраторов систем АИС «ПРНС» и АИС «Мониторинг НД» в соответствии с 4.5.8.
4.5.3 Контроль за вводом предложений ТК в проект ПРНС, подготовку информационных и аналитических материалов по проекту ПРНС в системе АИС «ПРНС» и сбор и обработку информации о ходе разработки национальных стандартов «Мониторинг НД» осуществляют организации, уполномоченные национальным органом по стандартизации.
4.5.4 АИС «ПРНС» обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- сбора предложений ТК,
- анализа предложений на правильность и полноту представления исходных данных, а также на наличие предложений, дублирующих друг друга,
- формирования на основе полученных предложений проекта ПРНС,
- публикации ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации после ее утверждения,
- контроля соблюдения сроков выполнения этапов работ по ПРНС,
- формирования и ведения базы данных ТК.
4.5.5 В АИС «ПРНС» осуществляют контроль правильности ввода данных на основе использования следующих информационных ресурсов:
- библиографической базы данных национальных стандартов,
- библиографических баз данных стандартов ИСО, МЭК,
- базы данных «Общероссийский классификатор стандартов» («ОКС»),
- базы данных «Общероссийский классификатор продукции» («ОКП»),
- базы данных «Технические регламенты», содержащей перечень технических регламентов, включенных в Правительственную программу,
- базы данных «Действующие законы и технические регламенты»,
- базы данных «Технические комитеты по стандартизации».
3
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.