ГОСТ Р 55183-2012
Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

национальный стандарт российской федерации

ГОСТ Р 55183-2012

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ Требования пожарной безопасности

Passenger cars on locomotive traction. Fire safety requirements

Дата введения 2014-01-01


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р

1.0-20041 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности пассажирских вагонов локомотивной тяги (далее - вагоны), ограничивающие возможность возникновения в них пожара и обеспечивающие сохранение жизни и здоровья людей, а также снижение материальных потерь при воздействии опасных факторов пожара (ОФП).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ Р 50810-95 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация

ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности ГОСТ Р 53325-2009 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 55182-2012 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

ГОСТ Р 54893-2012 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда.

Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия

электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 2850-95 Картон асбестовый. Технические условия ГОСТ 6102-94 Ткани асбестовые. Общие технические требования ГОСТ 17675-87 Трубки электроизоляционные гибкие. Общие технические условия ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на

огнестойкость. Общие требования

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты", опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту (см. [1]), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 двухэтажные пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) специального назначения, в которых помещения вагона выполнены в двух уровнях (один над другим).

3.2 монтаж с ограниченной подвижностью проводов и кабелей: Прокладка провода или кабеля свободно в трубах, желобах, коробах, металлорукавах и т.п., при этом на концах проводов и кабелей или другом месте по длине может быть свободная петля, периодически изгибаемая на угол 180° с радиусом изгиба не менее пяти диаметров кабеля или провода с одновременным закручиванием.

3.3 облицовка: Декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл) или тонкий отделочный материал с декоративной поверхностью (бумажно-слоистый пластик, пленки, ткани).

3.4 огнестойкость конструкции пассажирского вагона: Способность

конструкции пассажирского вагона сохранять несущие и (или) ограждающие функции в условиях пожара в течение нормированного времени.

3.5 _

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

[Технический регламент Таможенного союза о безопасности железнодорожного подвижного состава, статья 2]

3.6 противопожарная отступка: Расстояние от наружной поверхности печи (котла) или дымового канала (трубы) до защищенной или не защищенной от возгорания стены или перегородки из горючих или трудногорючих материалов.

3.7 противопожарная преграда: Конструкция в виде стены, перегородки или перекрытия, предназначенная для предотвращения распространения пожара в примыкающие к ним помещения в течение нормируемого времени.

3.8 противопожарная разделка: Утолщение стенки печи (котла) или дымового канала (трубы) в месте соприкосновения ее с конструкцией вагона, выполненное из горючего или трудногорючего материала.

3.9 специальные вагоны пассажирского типа (специальные вагоны): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам (вагон с кафе-буфетом, вагон-ресторан, багажный вагон, почтовый вагон, вагон-электростанция, вагон повышенной комфортности, вагон-салон, туристический вагон, вагон-гараж, вагон-передвижная камера хранения, вагон с трансформируемыми купе), и вагоны, предназначенные для организации обслуживания населения (вагон-магазин, вагон-клуб, вагон-поликлиника, вагон-храм и другие).

3.10 термоиндикаторные краски: Краски, содержащие различные химические соединения, которые способны изменять свой цвет при температурах от 35 °С до 1600 °C.

4 Требования к материалам, конструкциям внутреннего оборудования и противопожарным преградам вагона

4.1 Общие положения

4.1.1 Вещества и материалы по показателям их пожарной опасности классифицированы техническим регламентом (см. [1], статьи 12, 13).

4.2 Требования к материалам внутреннего оборудования

4.2.1 Материалы, используемые при изготовлении вагонов, должны иметь документ, подтверждающий их соответствие требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном техническим регламентом (см. [1], статья 145), и экспертное

заключение, подтверждающее санитарно-гигиеническую и токсикологическую

безопасность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия (см. [2], статья 42, пункт 2).

4.2.2 Неметаллические материалы, применяемые для конструкций внутреннего оборудования вагонов, должны быть согласованы с органами пожарного надзора на железнодорожном транспорте и иметь документально подтвержденные испытаниями показатели пожарной опасности по группе горючести, коэффициенту дымообразования, индексу распространения пламени и токсичности продуктов горения согласно ГОСТ 12.1.044 (подразделы 2.1, 2.14, 2.15 и 2.16 соответственно), по воспламеняемости согласно ГОСТ Р 50810 (разделы 6, 7).

Требования к материалам, применяемым во внутреннем оборудовании вагонов по показателям их пожарной опасности, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели пожарной опасности применяемых материалов

Применяемый материал

Показатели пожарной опасности материала

Г руппа горючести материала

Индекс распространения пламени, не более

Коэффи

циент

дымообра

зования,

м^ /кг, не более

Показатель

токсичности,

г/м-', более

Для подшивки термоизоляции крыши, термоизоляции крыши при отсутствии ее подшивки, воздуховода вентиляционной установки, потолков.

Допускается по согласованию с органом пожарного надзора на железнодорожном транспорте использовать для изготовления и замены потолков вагонов трудногорючие материалы

Негорючий

Для термоизоляции кузова, рундуков

Негорючий или трудногорючий

20

500

40

Для перегородок, багажных полок, каркасов спальных полок (диванов) и кресел, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешетки стен, обрешетки потолков и крыши, труб водоснабжения и

водяного пожаротушения

Негорючий или трудногорючий

20

500

40

Для облицовки потолков, облицовки поверхностей стен, перегородок, мебели

Трудногорючий

20

500

40

Для гидроизоляции термоизоляции , гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих

элементов вентустановкиЗ), звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб, баков водоснабжения, труб отопления, воздуховодов

Трудногорючий или трудновоспламеняемый

20

500

40

Для занавесей, штор, обивки спальных полок, диванов и

кресел 4)

Трудновоспла

меняемый-*)

206)

1500

40

Для покрытия полов

Умеренно-горючий

20

1000

40

Для напольных ковровых покрытий

Умеренно

воспламеняемый

20

1000

40

Допускается применение труб водоснабжения и отопления из металлополимеров, а также труб водоснабжения из полимерных материалов с применением негорючих вставок в зоне прохода их через огнепреграждающие перегородки длиной не менее трех толщин перегородок. При этом показатели пожарной опасности материала труб не нормируют.

При использовании негорючей термоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой пленки. При этом показатели пожарной опасности материала пленки не нормируют.

Допускается для гидроизоляции диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки использовать материалы с индексом распространения пламени не более 40.

4) Кроме светомаскировочных штор.

^ Для плавящихся материалов характеризуется параметром воспламеняемости и определяется по ГОСТ Р 50810.

б) Для неплавящихся тканей характеризуется индексом распространения пламени.

4.2.3 Внутривагонные конструкции, относящиеся к группам "негорючие" и "трудногорючие", могут быть изготовлены как из негорючих (трудногорючих) материалов, так и комбинированными с сохранением соответствующих требований огнестойкости для данной конструкции, что должно быть подтверждено натурными огневыми испытаниями.

4.2.4 Из материалов одной группы горючести и (или) распространения пламени должны быть выбраны материалы, имеющие лучшие показатели по дымообразующей способности и токсичности.

Примечания

1 Требования 4.2.2, 4.2.3 и 4.2.4 не распространяются на мелкие детали (крючки, втулки, таблички) и другие детали массой не более 100 г каждая, а также уплотнительные, клеевые и герметизирующие материалы, щитки фотосхем, рассеиватели светильников, элементы конструкции пола (изоляцию, обрешетку, настил), кроме напольного покрытия.

2 Лакокрасочные и полимерные покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54893.

4.3 Требования к противопожарным преградам

4.3.1 В конструкции вагона должны быть предусмотрены противопожарные преграды, которые должны препятствовать распространению горения (противопожарные перегородки, фрамуги, междуэтажное перекрытие двухэтажного вагона).

4.3.1.1 В вагонах должны быть установлены противопожарные перегородки между служебным отделением (с пультом управления электрооборудованием вагона) и пассажирским помещением.

4.3.1.2 В купейных вагонах между пассажирскими купе должны быть установлены противопожарные перегородки, разделяющие пассажирское помещение не менее чем на три блока.

4.3.1.3 Надпотолочное пространство салона в вагонах некупейного типа и над большим (основным) коридором вагонов купейного типа должно быть разделено не менее чем на три противопожарные зоны путем установки противопожарных фрамуг.

Примечание - На вагоны открытого типа с креслами для сидения требования, указанные в 4.3.1.2 и 4.3.1.3, не распространяются.

4.3.2 Противопожарные фрамуги должны примыкать к подшивке изоляции крыши или изоляции крыши. Технологические зазоры по контуру примыкания противопожарных фрамуг к указанным элементам крыши должны быть перекрыты негорючим или трудногорючим материалом с пределом огнестойкости не менее, чем сами фрамуги по

4.3.4.

4.3.3 Противопожарная перегородка между служебным отделением (с пультом управления электрооборудованием вагона) и пассажирским помещением должна примыкать к металлической обшивке кузова по контуру: крыша - боковые стены. Входящие в состав противопожарной перегородки стойки обрешетки боковых стен должны быть выполнены из негорючего или трудногорючего материала. Технологические зазоры между противопожарной перегородкой и металлом обшивы крыши должны быть уплотнены набивкой из негорючего или трудногорючего материала с пределом огнестойкости не менее, чем сама противопожарная перегородка по 4.3.4.

Межкупейные противопожарные перегородки должны примыкать к металлу подшивки изоляции крыши или изоляции крыши, облицовки обшивки боковой стены и пола. Технологические зазоры по контуру примыкания противопожарной перегородки к подшивке изоляции крыши или изоляции облицовки боковой стены, а также технологические зазоры в местах прохода через противопожарные перегородки труб, вентиляционного канала, кабельных коробов должны быть перекрыты негорючим или трудногорючим материалом с пределом огнестойкости, как и сама противопожарная перегородка по 4.3.4.

4.3.4 Противопожарные перегородки, фрамуги и междуэтажные перекрытия должны иметь пределы огнестойкости, нормируемые по времени наступления следующих признаков предельных состояний (в минутах) по ГОСТ 30247.0:

- потери целостности (Е),

- потери теплоизолирующей способности (I),

- потери несущей способности (R).

Предел огнестойкости противопожарной перегородки между служебным отделением и пассажирским помещением должен соответствовать не менее Е 30/I 15 по ГОСТ 30247.0, а межкупейных противопожарных перегородок и фрамуг - не менее EI 15.

При размещении бака с дизельным топливом под вагоном нижняя часть кузова должна иметь предел огнестойкости не менее EI 30 или быть оборудована экраном в виде противопожарной перегородки с пределом огнестойкости не менее EI 30.

4.3.5 Стыковые соединения элементов противопожарных перегородок, конструктивное исполнение огнестойкой коридорной двери со светопрозрачным элементом и дверной коробки, перегородки между служебным отделением и пассажирским помещением должны быть выполнены с пределом огнестойкости, как и сама противопожарная перегородка по 4.3.4.

Светопрозрачный элемент огнестойкой двери в противопожарной перегородке должен иметь предел огнестойкости не менее Е 30.

4.3.6 Петли дверей должны быть изготовлены из материалов, имеющих температуру плавления не ниже 850 °C.

4.3.7 Торцевые стены вагонов должны иметь предел огнестойкости не менее R 15.

4.3.8 Междуэтажное перекрытие двухэтажного вагона должно выполнять функцию горизонтальной противопожарной перегородки и иметь предел огнестойкости: при пожаре на первом этаже не менее REI 30, на втором - не менее REI 15.

5 Требования к электрооборудованию

5.1 Общие требования

5.1.1 Электрооборудование вагона по пожарной безопасности должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 (пункт 3.1.10).

5.1.2 Электрическая прочность изоляции электрических цепей вагона должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 55182.


1

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р

1.0-2012. - Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1162-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая

информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.