НПБ 307-02 Автомобили пожарные. Номенклатура показателей.
Демонстрационный фрагмент текста:
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ.
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
НПБ 307-2002
FIRE FIGHTING VEHICLES.
DESIGNATION
МОСКВА 2003
Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” МЧС России (А.П. Болохов, К.Е. Воронцов, Ю.С. Кузнецов, Н.В. Навценя).
Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МЧС России (И.В. Рыбкин, М.И. Кондауров).
Утверждены приказом ГУГПС МЧС России от 23 декабря 2002 г. № 48.
Дата введения в действие 1 апреля 2003 г.
Вводятся впервые.
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГУГПС МЧС России.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения
2. Термины и определения
3. Номенклатура показателей качества пожарных автомобилей
4. Применяемость показателей качества пожарных автомобилей
5. Нормативные ссылки
Алфавитный перечень показателей качества
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают номенклатуру основных показателей качества пожарных автомобилей, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по созданию пожарных автомобилей, разрабатываемые и пересматриваемые стандарты, нормы пожарной безопасности, технические задания на опытноконструкторские работы (ТЗ на ОКР) и технические условия (ТУ) на пожарные автомобили.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Пожарный автомобиль (ПА) - автомобиль на колесном шасси, оборудованный техническими средствами и агрегатами для хранения и подачи огнетушащих средств, выполнения специальных работ на пожаре и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарнотехнического вооружения (ПТВ) и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в соответствии с его функциональным назначением.
2.2. Пожарная автоцистерна (АЦ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.3. Пожарная автоцистерна с лестницей (АЦП) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах и тушении на высоте.
2.4. Пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦКП) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах и тушении на высоте.
2.5. Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) - пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарнотехнического вооружения и оборудования и проведения боевых действий по тушению пожара.
2.6. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.7. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.8. Пожарный автомобиль газового тушения (АП) - пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения боевых действий по тушению пожаров.
2.9. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) - пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по его тушению.
2.10. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по тушению пожаров в начальной стадии и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.11. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) - пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению.
2.12. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) - пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, ёмкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения боевых действий при тушении пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
2.13. Пожарная автонасосная станция (ПНС) - по ГОСТ 12.2.047.
2.14. Пожарный пеноподъемник (ППП) — пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения боевых действий по тушению пожаров пеной на высоте.
2.15. Пожарная автолестница (АЛ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.16. Пожарный автоподъемник (АПК) - пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения боевых действий по тушению пожаров и использования при аварийно-спасательных работах на высоте.
2.17. Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии) и проведения боевых действий при аварийно-спасательных работах.
2.18. Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.19. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - по ГОСТ 12.2.047.
2.20. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.21. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) - по ГОСТ 12.2.047.
2.22. Пожарный рукавный автомобиль (АР) - по ГОСТ 12.2.047.
2.23. Пожарный штабной автомобиль (АШ) - по ГОСТ 12.2.047.
2.24. Пожарная автолаборатория (АЛП) - по ГОСТ 12.2.047.
2.25. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) - пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
2.26. Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ) - пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
2.27. Пожарный автомобиль-база ГДЗС (АБГ) - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки средств защиты органов дыхания и предназначенный для доставки личного состава и техники к месту работы газодымозащитной службы (ГДЗС).
2.28. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) - по ГОСТ 12.2.047.
2.29. Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ) - пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
2.30. Пожарная компрессорная станция (ПКС) - пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для доставки личного состава и оборудования, заправки кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД на передвижных базах газодымозащитной службы.
2.31. Пожарный прицеп (ПП) - по ГОСТ 12.2.047.
2.32. Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС) - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и комплекта техники для его работы.
2.33. Полная масса ПА - сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая водителя, огнетушащие вещества, пожарно-техническое вооружение, заявленная предприятием-изготовителем пожарного автомобиля в нормативно-технической документации.
2.34. Удельная мощность ПА - отношение номинальной мощности двигателя к полной массе автомобиля.
2.35. Дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом ПА - расстояние от насадка до крайних капель водяной (пенной) струи.
2.36. Дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом ПА - максимальное расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче огнетушащего вещества. Расстояние между очагами не менее 1 м.
2.37. Тип кабины ПА - кабина с одинарным, двойным, тройным количеством рядов сидений.
2.38. Компоновочная схема шасси ПА - расположение кабины относительно двигателя автомобиля (перед двигателем, над двигателем, за двигателем).
2.39. Скорость (максимальная) ПА - максимальная скорость автомобиля при движении по горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием.
2.40. Коэффициент поперечной статической устойчивости ПА - отношение высоты центра тяжести автомобиля в транспортном положении к ширине колеи.
2.41. Расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов ПА - количество топлива, расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном режиме.
2.42. Способ прокладки рукавов ПА - механический или ручной.
2.43. Высота подъема (Н) АЛ, АПК, ППП — расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы АЛ, до пола люльки АПК, до оси гребенки пеногенератора ППП.
2.44. Вылет (В) АЛ, АПК, ППП - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы АЛ, до внешнего края пола люльки АПК, до внешнего края пеногенератора ППП.
2.45. Время маневра АЛ, АПК, ППП - промежуток времени с момента перемещения тумблера (рычага), с помощью которого обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
2.46. Грузоподъемность АЛ, АПК, ППП - масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ, АПК для данного вылета.
2.47. Угол подъема стрелы АЛ, АПК, ППП - угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ, АПК, ППП.
2.48. Люлька ПА - устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы АЛ (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
2.49. Выносные опоры ПА - устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ, АПК, ППП, АСА, АЦП, АЦКП и АПТС при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
2.50. Длина лестницы (стрелы) АЛ - расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
2.51. Ширина минерализованной полосы - расстояние, измеренное перпендикулярно оси минерализованной полосы между крайними линиями смачивания поверхности земли.
3. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
3.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства пожарных автомобилей приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Показатель качества | Обозначение показателя качества | Характеризуемое свойство |
1. Показатели назначения | |||
1.1 | Полная масса, кг | М | Материалоемкость |
I М М М i
1.2 | Удельная мощность, кВт/т | Nyd. | Динамичность и энерговооруженность | |
1.3 | Вместимость цистерны для воды, м3, л | ve | Запас огнетушащих веществ | |
1.4 | Вместимость пенобака, м3, л | Vn.o | Запас огнетушащих веществ | |
1.5 | Вместимость цистерны для жидких огнетушащих веществ, м3, л | Чж.о | Запас огнетушащих веществ | |
1.6 | Масса вывозимого порошка, кг | Мп | Запас огнетушащих веществ | |
1.7 | Масса огнетушащего газа, кг | Мг | Запас огнетушащих веществ | |
1.8 | Подача насоса при номинальном числе оборотов, м3/ с, л/с | Q | П роизводител ьность | |
1.9 | Напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: | Способность сообщать энергию жидкости | ||
низкого давления, кгс/см2, м вод.ст. | нн | |||
высокого давления, кгс/см2, м вод.ст. | нв | |||
1.10 | Расход водяного лафетного ствола, мЗ/с, л/с | Qe | Интенсивность подачи | |
1.11 | Расход пенного лафетного ствола при кратности К, м3/ с, л/с | Qn | Интенсивность подачи | |
1.12 | Расход порошкового лафетного ствола, кг/с | Опр | Интенсивность подачи | |
1.13 | Дальность струи при подаче водяным лафетным стволом, м | 1-в | Дальность подачи огнетушащих веществ | |
1.14 | Дальность струи при подаче пенным лафетным стволом при кратности К, м | 1-П | Дальность подачи огнетушащих веществ | |
1.15 | Дальность струи при подаче порошковым лафетным стволом, м | 1-пр | Дальность подачи огнетушащих веществ | |
1.16 | Угол поворота водяного лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град | ВР в | Тактические возможности | |
1.17 | Угол поворота пенного лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град | ВР п | Тактические возможности | |
1.18 | Угол поворота порошкового лафетного ствола в горизонтальной плоскости, град | Р впр | Тактические возможности | |
1.19 | Угол поворота водяного лафетного ствола в вертикальной плоскости, град | И' в | Тактические возможности | |
1.20 | Угол поворота пенного лафетного ствола в вертикальной плоскости, град | Wn | Тактические возможности | |
1.21 | Угол поворота порошкового лафетного ствола в вертикальной плоскости, град | 24 Пр | Тактические возможности | |
1.22 | Возможность дистанционного управления лафетным стволом (из кабины боевого расчета) | ~ | Тактические возможности, удобство управления | |
1.23 | Тип кабины | - | ||
1.24 | Тип шасси, колесная формула | - | ||
1.25 | Компоновочная схема шасси | - | ||
1.26 | Мощность двигателя (номинальная) кВт, л.с. | Nd | Тя гово-скоростн ые возможности | |
1.27 | Скорость (максимальная) км/ч | vmax | Скоростные возможности | |
1.28 | Число мест для боевого расчета (включая место водителя), шт. | пбр | Тактические возможности | |
1.29 | Угол опрокидывания, град | Цф | Устойчивость | |
1.30 | Коэффициент поперечной устойчивости | Кус | Устойчивость | |
1.31 | Наименьший радиус поворота, м | Г | Проходимость | |
1.32 | Вместимость емкости на прицепе, м3, л: | Запас огнетушащих веществ | ||
цистерны для воды | ^пр. в | |||
пенобака | Упр. по | |||
1.33 | Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | hг. в | Максимальная высота всасывания, при которой обеспечиваются заданные параметры | |
1.34 | Продолжительность заполнения насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания, с | Совершенство вакуумной системы | ||
1.35 | Расход ручного порошкового ствола, кг/с | Qp. пр | Интенсивность подачи огнетушащих веществ | |
1.36 | Дальность струи при подаче ручным порошковым стволом, м | Lp.np | Дальность подачи огнетушащих веществ | |
1.37 | Количество ручных порошковых стволов, шт. | N | Тактические возможности | |
1.38 | Рабочее давление в емкости с порошком (в том числе начальное), МПа, кгс/см2 | Рп (Рп.н) | Тактические возможности | |
1.39 | Рабочее давление в баллонах с огнетушащим газом (в том числе начальное), МПа, кгс/см2 | Рг (Р) | Тактические возможности | |
1.40 | Запас напорных рукавов (общий), м | LP | Тактические возможности | |
1.41 | Способ прокладки рукавов | - | Уровень механизации | |
1.42 | Ширина минерализованной полосы, м | В | Тактические возможности | |
1.43 | Наличие подбамперных насадков и их количество, шт.: | Тактические возможности | ||
передних | С пн | |||
задних | Сзн | |||
1.44 | Наличие аварийно-спасательного инструмента | - | Уровень механизации | |
1.45 | Крутящий момент на рабочем органе, Нм, кгсм | Мро | Энергетические возможности агрегатирования | |
1.46 | Наличие установки для подогрева воды в цистерне | - | Тактические возможности | |
1.47 | Температура воды в цистерне при минимальной температуре воздуха через час после выезда из депо, град | Те | Тактические возможности | |
1.48 | Наличие подогрева насосного отсека | - | Тактические возможности | |
1.49 | Температура воздуха в насосном отсеке при минимальной температуре воздуха через час после выезда из депо, град | Тн.о. | Тактические возможности | |
1.50 | Температура воздуха в кабине ПА при минимальной температуре воздуха через час после выезда из депо, град | тк | Тактические возможности | |
1.51 | Вид потребляемого топлива | - | ||
1.52 | Вместимость топливных баков, л | ^тб | Тактические возможности | |
1.53 | Мощность электросиловой установки, кВт | Np | Тактические возможности | |
1.54 | Напряжение электросиловой установки, В | иг | Тактические возможности | |
1.55 | Частота тока, Гц | Рг | Тактические возможности |
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.