Методические основы подготовки и проведения практических занятий.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ЕРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

В. А. Седнев, Н. А. Савченко

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДЕОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методическое пособие

Утверждено редакционно-издательским советом Академии ЕПС МЧС России

Москва 2014

УДК 378 ББК 38.96 С28

Р е ц е н з е н т ы:

доктор технических наук, профессор Н.Г. Тополъский

кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Котляревич

Седнев В. А., Савченко Н.А.

С28 Методические основы подготовки и проведения практических занятий: учеб.-метод. пособие. - М. : Академия ГПС МЧС России, 2014. - 68 с.

В условиях продолжающихся перемен в экономической, политической и духовной жизни общества повышаются требования к профессиональной подготовленности выпускников. На сегодня обострилось противоречие между необходимостью для выпускников знать и уметь как можно больше для успешного выполнения своих должностных обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и невозможностью увеличить объём знаний и навыков ввиду ограниченного количества времени, выделяемого на их обучение.

В учебно-методическом пособии, на основе анализа проблем приобретения обучающимися знаний, навыков и умений на современном этапе и существующих методик разработки и проведения практических занятий, установлена взаимосвязь форм и методов обучения и обоснованы структура и содержание учебно-методических материалов для проведения практических занятий. Цель: повышение эффективности приобретения обучающимися навыков и умений и качества их подготовки на основе совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.

Учебно-методическое пособие призвано оказать помощь профессорско -преподавательскому составу в организации и проведении практических занятий по специальным дисциплинам.

Издано в авторской редакции.

УДК 378 ББК 38.96

© Академия Г осударственной противопожарной службы МЧС России, 2014 © Седнев В. А., 2014 © Савченко НА., 2014

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия являются основными для закрепления теоретических знаний. Это тот вид учебной деятельности слушателей и курсантов, который призван формировать культуру их умственного труда и самостоятельность в приобретении знаний, навыков и умений.

В отечественном образовании имеются достижения в разработке методик профессиональной подготовки выпускников. Однако методическую проблему в современных условиях нельзя считать решенной, поскольку на процесс подготовки специалиста оказывают влияние противоречия, сформировавшиеся в результате реформирования системы образования: между растущими требованиями к объёму знаний, навыков и умений и ограниченным временем на овладение ими, между требованиями к методическому обеспечению учебного процесса и его состоянием, между практической деятельностью выпускников и возможностями их моделирования в специальной подготовке, между познавательной деятельностью обучающихся и осуществлением контроля за этой деятельностью.

Поэтому в учебно-методическом пособии, на основе анализа существующих методик разработки и проведения практических занятий, обоснованы структура и содержание учебно-методических материалов для проведения практических занятий. Цель: повышение эффективности приобретения обучающимися навыков и умений и качества их подготовки на основе совершенствования методики подготовки и проведения практических занятий.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1. Анализ существующей системы реализации требований,

предъявляемых к профессиональной подготовке обучающихся

Российская система образования переживает период преобразований. Новый импульс реформам придал ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов: Указ Президента Российской Федерации №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа «Развитие образования» на 2013 -2020 гг., федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. и др.

Образование в Российской Федерации подразделяется на: дошкольное, общее (начальное, основное и среднее), среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена), высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Высшее образование в России - часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубление и расширение образования и научно-педагогической квалификации.

В нормативных документах Российской Федерации определены следующие уровни высшего профессионального образования (ВПО) (рис. 1.1) [1]: специалитет со сроком обучения 5-6 лет, бакалавриат - со сроком обучения 4 года, магистратура - со сроком обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра) или специалитет - со сроком обучения не менее 5 лет, аспирантура, адъюнктура, ординатура.

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре ООП, к условиям реализации ООП и к результатам их освоения. Координацию разработки ФГОС осуществляет Министерство образования Российской Федерации.

Рис. 1.1. Технология подготовки выпускников и формирования компетенций в вузах Российской Федерации

Организация учебного процесса является важнейшей составной частью образовательной деятельности образовательных учреждений. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Организация учебного процесса призвана обеспечивать: современный научный уровень подготовки кадров, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения, логически правильные, научно и методически обоснованные соотношения и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса, органическое единство процесса обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс новейших достижений науки, техники и технологий, передового отечественного и зарубежного опыта, рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики, методик преподавания и образовательных технологий, создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоения обучающимися образовательных программ, их самостоятельной творческой работы.

Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузах, являются рабочие учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин. Для каждого набора на основе ФГОС ВПО и примерного учебного плана образовательным учреждением разрабатывается рабочий учебный план, который обсуждается на ученом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.

Рабочий учебный план включает: график учебного процесса, план учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин с указанием объема времени, отводимого на их изучение (в том числе на аудиторные занятия и самостоятельную работу), распределение аудиторного времени по видам учебных занятий, период и логическую последовательность изучения дисциплины, форму и сроки выполнения письменных работ, промежуточной аттестации. В рабочем учебном плане также определяются виды и период проведения практик (программы проведения практик и стажировок могут разрабатываться в соответствии с самостоятельным положением и включать как один, так и все виды практик) и форма итоговой государственной аттестации.

Основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины, является рабочая программа учебной дисциплины, в которой должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Рабочая учебная программа входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине [2].

Реализация компетентностного подхода ООП должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Таким образом, образовательное учреждение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает условия для освоения ООП определенного уровня и направленности и реализации требований, предъявляемых к профессиональной подготовке обучающихся.

1.2. Анализ существующих форм и методов обучения и их взаимосвязи

Насколько широким является само понятие «метод», настолько и разноречивы суждения авторов по поводу понятия «метод обучения». Некоторые из них подходят к пониманию методов обучения с позиций логики, другие выясняют их существо с общефилософских позиций, третьи пытаются рассматривать методы обучения как способы организации познавательной деятельности обучающихся [3]. Все эти подходы сами по себе интересны, но они подменяют дидактическое понятие метода обучения другими понятиями.

Под обучением в теории педагогики понимается двуединый процесс, включающий преподавание и учение (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Содержание понятия «обучение»

Преподавание осуществляется преподавателем (обучающим) и заключается в передаче учебной информации и в руководстве учебной деятельностью обучающегося.

Учение осуществляется обучающимся и заключается в усвоении понятий, знаний, в овладении навыками и умениями. Главное, что следует подчеркнуть, - это то, что обучение является совместной деятельностью обучающих и обучающихся. Дидактическая сущность этого взаимодействия заключается в оптимизации передачи и усвоения знаний, навыков и умений. Эта оптимизация достигается как содержательными способами, так и организацией учебной деятельности. Содержательную сторону взаимодействия характеризуют «методы обучения», а организацию совместной работы обучающего и обучающегося определяют «формы обучения».

Поскольку «метод обучения» определяет содержательную сторону процесса обучения, то под методами обучения можно понимать способы передачи и усвоения знаний, способы формирования навыков и умений.

Таким образом, содержание понятия «метод обучения» в педагогическом его значении связано с процессуальной стороной совместной деятельности преподавателя и обучающихся (слушателей, курсантов). Поэтому метод обучения часто определяют как упорядоченную совокупность приемов обучения, определяя прием обучения как элементарное звено. Метод обучения и прием обучения являются способами преподавания и учения, но прием - это деталь, составная часть метода. Например, приёмами обучения мо-

7

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.