ГОСТ Р 22.1.10-2002
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг химически опасных объектов. Общие требования.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

УДК 658.382.3:006.354

Группа Т58


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях МОНИТОРИНГ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Общие требования ГОСТ Р 22.1.10-2002

Safety in emergencies. Monitoring of chemical dangerous objects. General requirements

OKC 13.110

ОКСТУ 002271.020

Дата введения 2003—07—01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС РФ, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 октября 2002 г. № 394-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 Стандарт разработан в обеспечение реализации федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ

Ключевые слова: мониторинг, химически опасный объекту химическая обстановка, предупреждение и прогнозирование аварии, аварийно-химически опасное вещество

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации мониторинга химически опасного объекта с целью предотвращения возникновения химической аварии, определения подготовленности аварийно-спасательных средств к ликвидации ее последствий и готовности средств и систем для защиты населения.

Стандарт обязателен для организаций и предприятий, осуществляющих мониторинг стационарных химически опасных объектов, и для организаций, осуществляющих предупреждение, прогнозирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных химическими авариями на этих объектах.

Стандарт не распространяется на подвижные химически опасные объекты.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 17.2.4.02—81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ

ГОСТ 22.0.05—97/ГОСТ Р 22.0.05—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные

чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.07—97/ГОСТ Р 22.0.07—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и параметров

ГОСТ 22.1.01—97/ГОСТ Р 22.1.01—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинги

прогнозирование. Основные положения

ГОСТ 22.1.02—97/ГОСТ Р 22.1.02—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинги

прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ 22.9.05—97/ГОСТ Р 22.9.05—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования

ГОСТ Р 8.589—2001 Государственная система измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 22.0.02—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.8.05—99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийно-химически опасное вещество, АХОВ: по ГОСТ 22.9.05,

3.2 химически опасный объект, ХОО: по ГОСТ 22.0.05,

3.3 мониторинг химически опасного объекта, мониторинг ХОО: Система регулярного наблюдения и контроля за состоянием систем безопасности химически опасного объекта, химической обстановкой на его территории и санитарно-защитной и/или охранной зоны, готовностью сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий химических аварий и защите населения,

3.4 химическая обстановка: Обстановка, сложившаяся в окружающей среде на определенной территории в результате нормальной эксплуатации оборудования на ХОО или техногенной аварии с АХОВ,

3.5 объект мониторинга: По ГОСТ 22.1.02,

3.6 наблюдение за окружающей средой: По ГОСТ 22.1.02,

3.7 контроль за окружающей средой: По ГОСТ 22.1.02,

3.8 аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий на ХОО: По ГОСТ Р 22.8.05,

3.9 емкость: Аппараты, реакторы, баллоны, хранилища, трубопроводы, в которых размещаются аварийнохимически опасные вещества.

4 Основные положения

4.1 Мониторинг химически опасного объекта является составной частью системы государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

4.2 Мониторинг химически опасного объекта включает наблюдение и контроль за:

параметрами технического состояния систем, определяющих безопасную работу с АХОВ,

выбросами (сбросами) в атмосферу, гидросферу и литосферу АХОВ на территории химически опасного объекта, в санитарно-защитной и/или охранной зонах,

состоянием емкостей, связанных с размещением АХОВ,

своевременностью и качеством проведения регламентных, планово-предупредительных и других видов ремонтных работ с емкостями, в которых размещаются АХОВ,

метеообстановкой, экстренными и долгосрочными сообщениями о состоянии окружающей природной среды и об аномальных явлениях в районе расположения ХОО,

состоянием систем оповещения об аварии на ХОО и угрозе поражения населения,

сетью наблюдения и лабораторного контроля за химической обстановкой, а также средствами химической разведки,

средствами индивидуальной и коллективной защиты населения от АХОВ,

техническими средствами, предназначенными для ликвидации последствий химических аварий на ХОО,

подготовленностью личного состава органов управления и подразделений МЧС России, участвующих в ликвидации последствий химических аварий и защите населения, к действиям в случае аварии на ХОО.

4.3 Мониторинг ХОО осуществляется собственником или эксплуатирующей ХОО организацией и организациями, уполномоченными на проведение указанного мониторинга.

4.4 Методы прогнозирования последствий аварий на ХОО. Перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ 22.1.01.

4.5 Все требования, связанные с организацией, проведением и техническим обеспечением мониторинга, должны учитываться при проектировании ХОО, уточняться в ходе эксплуатации и заноситься в нормативную техническую документацию.

4.6 Разработка сценариев возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирование их последствий осуществляется организацией, проектирующей ХОО, и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация, эксплуатирующая ХОО, при замене оборудования или изменении технологии работ с АХОВ должна уточнять результаты прогноза.

5 Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов

5.1 Мониторинг ХОО осуществляется постоянно с установленной периодичностью в соответствии с программой наблюдений и ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 17.2.4.02, ГОСТ Р 8.589.

5.2 Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов приведены в таблице 1. В случае необходимости эти параметры могут быть дополнены по усмотрению организации, проводящей мониторинг ХОО.

Таблица 1

Объект мониторинга

Сведения, необходимые для проведения мониторинга

Контролируемый

параметр

Прогнозируемый параметр в случае аварии на ХОО с АХОВ

Х1мически опасный объект и его месторасположение

Общее количество АХОВ на объекте, т,

количество АХОВ в каждой емкости, т,

высота обваловки поддона, м,

расположение емкостей на территории объекта,

В соответствии с 4.2

Время испарения АХОВ в районе аварии с поверхности земли, мин, ч, сут,

время химического заражения воздуха в зонах распространения АХОВ на различных удалениях от района

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.