ГОСТ Р 51321.2-2009
Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 2. Дополнительные требования к шинопроводам


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 51321.2-2009 (МЭК 60439-2:2005)

УСТРОЙСТВА КОМПЛЕКТНЫЕ НИЗКОВОЛЬТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Часть 2

Дополнительные требования к шинопроводам

Low-voltage switchgear and controlgear assemblies.

Part 2.

Particular requirements for busbar trunking systems (busways)

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "НТЦ Энергия", Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "МЭИ (ТУ)" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 331 "Низковольтная коммутационная аппаратура и комплектные устройства распределения, защиты, управления и сигнализации"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. № 667-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60439-2:2005 издание 3.1 "Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 2. Дополнительные требования к системам сборных шин (шинопроводам) (IEC 60439-2:2005 "Low-voltage switchgear and controlgear assemblies. Part 2: Particular requirements for busbar trunking systems (busways)" путем внесения изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Настоящий стандарт относится к комплексу национальных стандартов на низковольтные комплектные устройства ГОСТ Р 51321-2007.

Настоящий стандарт содержит нормы, правила и методы испытаний, которые дополняют, изменяют или исключают соответствующие разделы и (или) пункты ГОСТ Р

51321.1-2007.

Стандарт применяют совместно с ГОСТ Р 51321.1-2007.

Настоящий стандарт распространяется на шинопроводы, указанные в Общероссийском классификаторе продукции.

Код ОКП

Наименование шинопроводов

34 4910

Магистральные

34 4920

Распределительные

34 4930

Троллейные

34 4940

Осветительные

Изменение наименования раздела 2 вызвано необходимостью приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004.

В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2004 и выделен сплошной полужирной вертикальной линией, расположенной слева от приведенного текста. В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены подчеркиванием сплошной горизонтальной линией.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок, приведены в дополнительном приложении ДА.

1 Общие положения

1.1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на шинопроводы и их дополнительную арматуру для подачи и распределения электрической энергии в жилых зданиях, объектах розничной торговли, сельскохозяйственного и промышленного назначения. Он распространяется также на шинопроводы, которые предназначены для установки в системах связи и/или управления или питания осветительных устройств посредством узлов ответвлений и которые не применяются для питания контактных рельсов в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60570.

Шинопроводы, рассматриваемые в настоящем стандарте, являются устройствами, прошедшими типовые испытания (ПИ НКУ) в соответствии с разделом 8 и считается, что учтены отклонения по длине секций и углу изгибов.

Узлы ответвления могут представлять собой НКУ, прошедшие частичные испытания (ЧИ НКУ).

Шинопроводы должны соответствовать всем требованиям ГОСТ Р 51321.1, если не указано иное, а также дополнительным требованиям, содержащимся в настоящем стандарте.

Пункты изменения к настоящему стандарту могут видоизменять или заменять соответствующие пункты в стандарте.

Там, где отсутствует соответствующий пункт или подпункт в данном стандарте, пункт или подпункт основного документа используется без изменения, насколько это является целесообразным.

1.2 Нормативные ссылки

Дополнить существующий перечень следующими стандартами:

ГОСТ Р 50030.2-99 (МЭК 60947-2-98) Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели

ГОСТ Р 51321.1-2007 (МЭК 60439-1:2004) Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства, испытанные полностью или частично. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ Р МЭК 60269 (все части) Низковольтные предохранители

ГОСТ Р МЭК 60332-3-2005 Испытания электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3. Распространение пламени по вертикально расположенным пучкам проводов или кабелей

ГОСТ Р МЭК 60570-99 Шинопроводы для светильников

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 30247.0-94 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования

2 Термины и определения

2.1.1.2 устройства, прошедшие типовые испытания и частичные типовые испытания (ЧИ НКУ)

Заменить существующий текст словами:

Применимо только для узлов ответвлений.

2.3.4 система сборных шин (шинопровод):

Перед примечанием дополнить следующим новым абзацем:

- дополнительных проводников для связи и/или управления.

Дополнить следующими терминами с соответствующими определениями:

2.3.5 секция шинопровода: Элемент шинопровода, включающий шины, их опоры и изоляцию, внешнюю оболочку и любые элементы для фиксации и соединения с другими устройствами, с или без узлов ответвлений.

Примечание - Секции шинопровода могут иметь различные геометрические формы, например прямые секции, изгибы, Т-образные сочленения или пересечения.

2.3.6 секция шинопровода с местами ответвления: Секция, предусматривающая возможность установки ответвительных устройств в одной или нескольких точках, как это

предусмотрено изготовителем.

Присоединение ответвительных устройств к шинопроводу может потребовать или не потребовать отключения шинопровода от сети питания.

2.3.7 секция шинопровода с ответвлениями троллейного типа: Секция, предназначенная для использования ответвлений роликового или щеточного типа.

2.3.8 переходная секция шинопровода: Секция, предназначенная для соединения двух секций одной и той же системы, однако отличающихся по типу или с разными значениями номинального тока.

2.3.9 секция шинопровода с тепловым расширением: Секция, предназначенная для восприятия определенных перемещений в осевом направлении шинопровода благодаря тепловому расширению.

Примечание - Элемент расширения может относиться к проводнику в пределах оболочки или к оболочке и проводнику в соответствии с конструктивным исполнением.

2.3.10 секция транспозиции фаз шинопровода: Секция, предназначенная для изменения относительного положения фазных проводников в целях уравновешивания индуктивного сопротивления или транспозиции фаз (например, L1-L2-L3-N на N-L3-L2-L1).

2.3.11 гибкая секция шинопровода: Секция с проводниками и оболочками, допускающими изгиб в процессе монтажа.

2.3.12 присоединительная секция шинопровода: Секция, служащая в качестве входного блока для присоединения шинопровода к источнику питания. Присоединение к источнику питания может осуществляться как с отключением, так и без отключения источника питания.

2.3.13 ответвительное устройство (узел ответвления): Устройство отвода электроэнергии от секции шинопровода с местами для присоединения ответвительных устройств (см. 2.3.6), например с помощью роликов, щеток или втычных устройств.

Узел ответвления может быть включен постоянно и предназначаться для работы с одной или несколькими комбинациями цепей питания, связи или управления.

Узел ответвления может включать в себя дополнительные устройства, такие как устройства защиты (например, предохранители, разъединители с плавкими предохранителями, автоматические выключатели, автоматические выключатели дифференциального тока), электронное оборудование для связи или дистанционного управления, контакторы, розетки, соединительную арматуру, такую как предварительно смонтированные клеммы с винтовым или безвинтовым креплением, и т.д.

Узлы ответвления могут представлять собой устройства, прошедшие частичные типовые испытания (ЧИ НКУ).

2.3.14 секция шинопровода для зданий со смещением: Секция, предназначенная для установки в зданиях со смещением за счет теплового расширения или осадки здания.

2.3.15 секция шинопровода с противопожарной перемычкой: Секция или часть ее с дополнительными устройствами или без них, предназначенная для предотвращения распространения пожара в течение установленного времени в случае возгорания.

2.3.16 огнестойкая секция шинопровода: Секция с дополнительными

устройствами или без них, предназначенная для поддержания непрерывности электрической цепи в течение установленного времени в условиях воздействия источника зажигания.

3 Классификация устройств

Дополнить раздел перечислениями:

- механическим нагрузкам, которые они должны выдерживать в процессе использования (см. 7.1.1.1-7.1.1.3),

- стойкостью к огню и распространению пламени, если это применимо (см.

7.1.1.4-7.1.1.7).

После перечислений дополнить новым абзацем:

Шинопровод и его дополнительные устройства могут быть смонтированы, согласно конструкции, внутри и вне помещений. Условия монтажа определяет изготовитель.

4 Электрические характеристики устройств

4.5 Номинальный условный ток короткого замыкания (Ас )

Примечания дополнить примечанием 3:

Примечание 3 - Для устройств защиты, если таковые имеются (ГОСТ Р 51321.1, подпункт 8.2.3.2.4), необходимо определить номинальный условный ток короткого замыкания (Ас ) (например, для узлов ответвлений).

Дополнить следующим пунктом:

4.9 Электрические характеристики шинопровода

4.9.1 Значения активного, реактивного и полного сопротивлений шинопровода

Изготовитель должен определить следующие характеристики фазовых проводников шинопровода:

- среднее активное сопротивление фазовых проводников на метр длины:

! при температуре 20 °С,

А при номинальном токе А и установившейся рабочей температуре ®i,

- среднее реактивное сопротивление фазовых проводников на метр длины при номинальном токе А и номинальной частоте F

- среднее полное сопротивление фазовых проводников Z\ на метр длины при установившейся рабочей температуре ©i.

Примечание - Данные значения определены в соответствии с 8.2.13 посредством измерения или путем расчетов на основании результатов измерений (см. N.1).

Падение напряжения в системе может быть определено путем расчетов на основании данных значений сопротивлений (см. приложение J).

Установившаяся рабочая температура ©i равна превышению температуры A©i при

номинальном токе А и температуре 35 °С, являющейся обычной температурой окружающего воздуха для шинопроводов.

г" 2 2 1/2

- ~ У 1 является полным сопротивлением чередования фаз

(положительным или отрицательным) шинопровода при установившейся рабочей температуре ©i.

4.9.2 Значения сопротивлений в условиях повреждения

Следующее относится к системе сборных шин с номинальным током свыше 100 А.

Изготовитель должен определить следующие значения сопротивления поврежденной петли с тем, чтобы обеспечить возможность расчета токов короткого замыкания и повреждения в каждой точке электрической установки, включающей в себя шинопровод.

Для расчета токов повреждения может быть использован любой из методов, приведенных ниже:

a) метод симметричных составляющих (МЭК 60909) [1]:

- полное сопротивление нулевой последовательности для рассматриваемых проводников при температуре 20 °С на метр длины:

-AphN - фаза-нейтраль,

z0phPEN- фаза-PEN,

Зуд ?z - фаза-РЕ,

b) метод сопротивлении:

- среднее активное сопротивление рассматриваемых проводников при температуре 20 °С на метр длины:

|' i г 1 - фаза-фаза, чы, pit i f - фаза-нейтраль,

А,


A>0 ph PEN - фаза-PEN,

An Ь1ГЕ- фаза-РЕ,

- среднее активное сопротивление рассматриваемых проводников при номинальном токе А и установившейся рабочей температуре ®i системы на метр длины:

IAl ph ph - фаза-фаза,

Ад ph N - фаза-нейтраль,

-All ph PEN - фаза-PEN,

A ij.hrE- фаза-РЕ,

- среднее реактивное сопротивление рассматриваемых проводников при номинальном токе А, номинальной частоте F на метр длины: ph ph - фаза-фаза,

Л ph N - фаза-нейтраль,

“A ph PEN - фаза-PEN,

Ъ jpliFE - фаза-РЕ.

Примечание - Данные значения могут быть определены посредством измерений или путем расчета на основании результатов измерений (см. N.2).

4.9.3 Характеристики тока короткого замыкания шинопровода

Изготовитель должен определить одну или несколько характеристик номинального тока короткого замыкания проводников шинопровода:

- Ас - номинальный условный ток короткого замыкания, А,

-A w - номинальный кратковременно выдерживаемый ток, А,

согласно ЕОСТ Р


рк - номинальный ударный 5132Е1 (подпункт 7.5.2) и 8.2.3, А.

5 Сведения, предоставляемые об устройствах

5.1 Паспортная табличка

Одна паспортная табличка должна располагаться на одном конце каждой секции шинопровода, и одна табличка - на каждом узле ответвления. В случае использования оболочки секции шинопровода в качестве PE-проводника и если имеется зажим для наружного присоединения к оболочке, то данный зажим должен иметь маркировку согласно ЕОСТ Р 51321.1 (подпункт 7.6.5.2).

Дополнить абзацами и) и v):

u) значения активного, реактивного и полного сопротивлений системы (см. 4.9.1),

v) значения активного, реактивного и полного сопротивлений системы в условиях повреждения (см. 4.9.2).

6 Условия эксплуатации

6.1.1 Температура окружающего воздуха

Дополнить новым подпунктом:

6.1.1.3 Исходная температура окружающего воздуха для шинопровода

Если не указано иное, номинальный ток шинопровода согласно ЕОСТ Р 51321.1, таблица 2, и 8.2.1.3 должен быть определен изготовителем для температуры окружающего воздуха, равной 35 °С.

Если это применимо, изготовитель должен установить коэффициент (^1 =1 для 35 °С) с целью определения величины допустимого тока ( / = А ’ А )


А,1, - нпминяпьный vnanHbm ток короткого замыкания

в системе в

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.