НПБ 111-98 Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
Демонстрационный фрагмент текста:
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НПБ 111-98*
CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS*
МОСКВА 2002
Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов, Д.М. Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров).
Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.
Утверждены и введены в действие главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Согласованы с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 г. № 13-831).
Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 г. № 25.
Дата введения в действие 01.05.1998 г.
Подготовлены с учетом
Изменения № 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. № 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. № 09-689),
Изменения № 2, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. № 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. № 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. № 03-35/406),
Изменения № 3, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. № 47,
Изменения № 4, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. №
17.
* - звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения
Вводятся взамен НПБ 102-95.
Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГУГПС МВД России.
Дата введения в действие 01.05.1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Требования к размещению
III. Требования к зданиям и сооружениям
IV*. Общие требования к технологическому оборудованию АЗС жидкого моторного топлива
V. Специфические требования к технологическому оборудованию традиционных и блочных АЗС
VI. Специфические требования к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС
VII. Требования к средствам пожаротушения ПРИЛОЖЕНИЕ 1* (обязательное). Термины и определения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива*
ПРИЛОЖЕНИЕ 3* (обязательное). Требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (обязательное). Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое). Примеры систем контроля герметичности одностенных резервуаров или межстенного пространства двустенных резервуаров
ПРИЛОЖЕНИЕ 6* (обязательное). Дополнительные требования к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС . ПРИЛОЖЕНИЕ 7* (обязательное). Нормативные ссылки
I. Общие положения
1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.
2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система1 которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).
1 Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.
Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.
Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое завод-ское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.
4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива -приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6.
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
6. Исключен (Изм. № 4).
II. Требования к размещению
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются,
до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей),
до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий,
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий,
до остальных дорог и улиц - не нормируются.
11*. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
тип А - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3, тип Б - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 - вне населенных пунктов.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов - 20 м3.
Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.
12*. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
N | Наименование объектов, | Расстояние от | Расстояние от |
п/ | до которых определяется | АЗС | АЗС |
п | расстояние | с подземными | с надземными |
резервуарами, | резервуарами, |
м | м | |||||
Тип А | Тип Б | |||||
1 | Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10) | 15 | 25 | |||
2 | Лесные массивы: | |||||
хвойных и смешанных пород | 25 | 40 | 30 | |||
лиственных пород | 10 | 15 | 12 | |||
3 | Жилые и общественные здания | 25 | 50 | 40 | ||
4 | Места массового пребывания людей | 25 | 50 | |||
5 | Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей | 18 | 30 | 20 | ||
6 | Торговые киоски | 20 | 25 | |||
7 | Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): | |||||
I, II и III категории | 12 | 20 | 15 | |||
IV и V категории | 9 | 12 | 9 | |||
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) | 15 | 20 | 20 | |||
8 | Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) | 25 | 30 | |||
9 | Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС | 15 | 30 | 25 | ||
10 | Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007 | 100 | ||||
11 | Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) | По ПУЭ | ||||
12 | Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа | 20 | 40 | 30 |
Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса СО или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25 %, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25 % (за исключением указанных в строках 3, 4,10,11).
3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
13 . Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
№ п/ п | Наименование зданий и сооружений АЗС | Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе “Наименование... м | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | Подземные резервуары для хранения топлива | - | 4 | - | 3/9 | 9 | 9/15 | 15 | - | 6 | 9 | |
2 | Топливораздаточные колонки | 4 | - | - | 6/9 | 9 | 12/15 | 15 | 4 | 9 | 9 | |
3 | Площадка для АЦ | - | - | - | 6/9 | 9 | 12/15 | 15 | - | 9 | 12 | |
3 с< т | цания для персонала АЗС и эрвисного обслуживания занспортных средств: | |||||||||||
4 | I, II и III степени огнестойкости класса СО или С1 | 3/9 | 6/9 | 6/9 | 6 | 9 | 9 | 9 | 3/9 | -19 | 6 | |
5 | IV степени огнестойкости класса СО | 9 | 9 | 9 | 9 | 12 | 9 | 12 | 6/9 | 6/9 | 9 | |
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров: | ||||||||||||
6 | I, II и III степени огнестойкости класса СО или С1 | 9/15 | 12/15 | 12/15 | 9 | 9 | 6 | 9 | 9/15 | -19 | 9 | |
7 | IV степени огнестойкости класса СО | 15 | 15 | 15 | 9 | 12 | 9 | 12 | 12/15 | 6/9 | 12 | |
8 | Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами | — | 4 | — | 3/9 | 6/9 | 9/15 | 12/15 | — | 6 | 9 | |
9 | Площадка для стоянки транспортных средств | 6 | 9 | 9 | -19 | 6/9 | -19 | 6/9 | 6 | 12 | 6 | |
10 | Котельная на дизельном топливе | 9 | 9 | 12 | 6 | 9 | 9 | 12 | 9 | 6 | - |
Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.
3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30 %.
4. Расстояния не нормируются:
а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной,
б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.
5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса СО или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50 %.
6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
14*. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
№ п/ п | Наименование зданий и сооружений АЗС | Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе “Наименование...”, м | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Контейнеры хранения топлива | - | 8 | - | 9 | - |
2 | Топливораздаточные колонки | 8 | - | 8 | 9 | 4 |
3 | Площадка для АЦ | - | 8 | - | 9 | - |
4 | Здания для персонала АЗС | 9 | 9 | 9 | - | 9 |
5 | Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами | 4 | 9 |
Примечания: 1. Расстояния, обозначенные а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17*. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.
Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т. п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
III. Требования к зданиям и сооружениям
20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.