СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт.
Демонстрационный фрагмент текста:
Министерство регионального развития Российской Федерации
Свод правил СП 37.13330.2012
Промышленный транспорт
Industrial transport
Дата введения 2013-01-01
Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91*
ОКС 93.100
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки -постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
Сведения о своде правил
1 Исполнители - разработан проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ЗАО "Промтрансниипроект" при участии институтов: ОАО "Гипроруда", ООО "Институт Гипроникель", Институт "Якутнипроалмаз" АК "АЛРОСА" (ОАО), ООО "НТЦ "Геотехнологии СПб", ЗАО "Ленгипротранс", ЗАО "Ленпромтранспроект", Частное АО "Институт Харьковский Промтранспроект", Петербургский государственный университет путей сообщения, ОАО "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве", ЦНИИМЭ, ООО "Союзпроммеханизация", ЗАО "Механобринжиниринг", ОАО Московский "Гипромез"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. № 635/7 и введен в действие с 01 января 2013 г.
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 37.13330.2010 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт"
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет
Введение
Настоящий свод правил - актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* содержит правила по проектированию объектов промышленного транспорта и разработан в развитие требований СНиП
2.05.07-91*.
В своде правил приведены основные правила и требования, предъявляемые при проектировании и реконструкции сооружений и устройств промышленного транспорта - железнодорожной колеи 1520 мм и 750 мм, автомобильного, гидравлического, канатного подвесного, конвейерного, а также требования промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
Авторский коллектив свода правил СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт":
ЗАО "Промтрансниипроект" (руководитель темы - академик PAT В.А.Сидяков, доктора техн. наук Л.А.Андреева, М.И.Шмулевич, канд. экон. наук А.А.Зенкин, канд. техн. наук А.Г.Колчанов, инженеры Н.И.Карганова, С.Я.Шефтер, Л.В.Клименко, В.В.Синайский, С.В.Гончаренко, В.А.Церемецкий, Л.А.Осипова, А.В.Нацина, Е.В.Алюшникова, О.Б.Воронежцева, З.М.Зелёный, Т.В.Царькова, Е.В.Сидяков, А.М.Разуминин, В.А.Третьяков).
1 Область применения
Настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования следующих видов промышленного транспорта:
железнодорожный колеи 1520 мм,
железнодорожный колеи 750 мм,
автомобильный,
гидравлический,
канатный подвесной,
конвейерный.
Настоящий свод правил распространяется на новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт. Каждый из перечисленных видов промышленного транспорта приведен в соответствующих разделах настоящего свода правил.
2 Нормативные ссылки
Нормативные документы, на которые даны ссылки в настоящем своде правил, приведены в приложении А.
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
Примененные в настоящем документе термины с соответствующими определениями приведены в приложении Б.
4 Общие положения
4.1 Промышленный транспорт - производственно-технологический комплекс различных видов промышленного транспорта - железнодорожного, автомобильного, гидравлического, канатного подвесного, конвейерного и других видов, предназначенный для перемещения грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных операций в процессе производства товарной продукции.
4.2 Промышленный транспорт различных видов следует проектировать в увязке со схемами генеральных планов предприятий и промышленных узлов, схемами развития промышленного района, схемами развития сети железных и автомобильных дорог, с проектами планировки и застройки городских и сельских поселений, а также с территориальными комплексными схемами охраны природы.
В проектах на строительство объектов промышленного транспорта необходимо учитывать новейшие достижения науки и техники, передовой опыт проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений, а также оборудование, намечаемое на перспективу, с тем, чтобы проектируемый транспорт к моменту ввода его в эксплуатацию был технически передовым и имел высокие технико-экономические показатели.
4.3 Выбор вида транспорта, основные технические решения проектов промышленного транспорта и его отдельных зданий и сооружений должны приниматься на основе результатов сравнения экономического эффекта, натуральных и других технико-экономических показателей вариантов, а также оценки экологических и социальных последствий осуществления проекта. При этом принимаемые решения должны обеспечивать:
высокие технико-экономические показатели и производительность труда, безопасность обслуживающего персонала и населения,
прогрессивную технологию и максимальную поточность транспортирования грузов, увязку работы промышленного транспорта с технологией и ритмом работы основного производства и погрузочно-разгрузочных устройств,
увязку и кооперацию с другими видами промышленного транспорта и с транспортом общего пользования,
кооперированное использование зданий и сооружений ремонтного хозяйства, пожарных депо, энергоснабжения, водоснабжения и канализации и других инженерных коммуникаций, погрузочноразгрузочных сооружений и устройств промышленного узла (района), а также жилых комплексов, предприятий питания и медицинского обслуживания,
использование резервов мощности существующих зданий и сооружений,
рациональное использование существующей сети дорог для строительства и эксплуатации объектов промышленного транспорта,
минимальный расход ресурсов, применение энергоэффективных технологий и оборудования, широкое использование местных строительных материалов, отходов и побочных продуктов промышленного производства,
строительство объектов транспорта вне площадей залегания полезных ископаемых, а в обоснованных случаях - минимальную застройку таких площадей, сокращение продолжительности строительства, сохранность транспортируемых грузов,
максимальное использование благоприятных рельефных, инженерно-геологических и
гидрогеологических условий,
условия, которые не представляют угрозы для здоровья людей,
условия, исключающие возможность необратимых или кризисных изменений в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта.
4.4 В сравниваемых видах промышленного транспорта необходимо учитывать издержки по всему транспортному процессу между начальными и конечными пунктами (включая погрузочноразгрузочные работы, подготовку грузов к транспортированию и другие операции), за пределами которых технико-экономические показатели не оказывают существенного влияния на выбор вида транспорта. При необходимости следует включать сопряженные и сопутствующие затраты.
Сравнение вариантов технических решений допускается осуществлять по отличающимся элементам транспортных издержек.
4.5 Технико-экономические показатели сравниваемых вариантов следует определять на одинаковый для всех вариантов расчетный срок ввода в эксплуатацию сооружений и устройств промышленного транспорта.
4.6 За расчетный срок следует принимать год достижения предприятием или его отдельным производством, для которых проектируется транспорт, полной проектной мощности.
При строительстве предприятий и его объектов по очередям и пусковым комплексам в качестве дополнительных расчетных сроков принимаются годы достижения проектной мощности каждой очереди или пускового комплекса предприятия и его объектов.
4.7 На расчетный срок должны предусматриваться основные технические решения: место примыкания и направление трассы, основные параметры элементов продольного профиля и плана, земляного полотна, принципиальная схема размещения объектов транспорта, габариты зданий и сооружений, вид тяги, система обслуживания и другие параметры, определяющие пропускную и провозную способность промышленного транспорта и его отдельных элементов.
Развязки подходов к железнодорожным раздельным пунктам, мощность депо, число и длину железнодорожных путей на раздельных пунктах, число путей на перегонах, устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи, ширину проезжей части автомобильных дорог, число линий конвейеров и грузовых подвесных канатных дорог, диаметр и число трубопроводов гидравлического транспорта, длину грузовых фронтов, мощности пунктов оттаивания промерзшего грунта и очистки подвижного состава и другие элементы промышленного транспорта и отдельные сооружения, допускающие поэтапное их усиление, следует проектировать на промежуточные сроки, устанавливаемые для соответствующих очередей строительства или пусковых комплексов предприятия.
Проекты промышленного транспорта для предприятий, сооружение которых предполагается очередями или с выделением пусковых комплексов, должны содержать технические решения и учитывать затраты, связанные с дополнительными работами для перехода от предыдущей очереди (пускового комплекса) к последующей.
4.8 При проектировании промышленного транспорта следует предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение:
безопасности движения транспортных средств,
безопасности выполнения транспортных, погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ,
взрывопожарной и пожарной безопасности проектируемых объектов, транспортных и других производственных процессов.
Предусматриваемые в проектах меры безопасности должны удовлетворять требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также дополнительным требованиям, установленным иными техническими регламентами.
4.9 Пропускная и провозная способность промышленного транспорта и его стационарных объектов
на расчетный срок должна соответствовать расчетному объему перевозок (с учетом их неравномерности по месяцам, а при необходимости - и сезонности) и иметь резерв не менее 15%. При проектировании промышленного транспорта, непосредственно обеспечивающего
функционирование технологических процессов, не допускающих остановки или длительного перерыва, резерв мощности транспортных сооружений допускается принимать до 100%.
4.10 Проект промышленного транспорта должен предусматривать первоочередное сооружение объектов, необходимых для обеспечения перевозок строительного периода.
4.11В зависимости от местных топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, планировочных условий нормы проектирования объектов промышленного транспорта надлежит применять основные и допускаемые в трудных или особо трудных условиях.
Степень трудности условий проектирования следует определять по таблице 4.1.
Таблица 4.1
Местные условия | Характеристика условий по степени трудности | |
Трудные | Особо трудные | |
Топографические | Пересеченный или горный рельеф с разницей отметок долин и водоразделов свыше 50 м на расстоянии до 500 м, наличие глубоких балок с изрезанными недостаточно устойчивыми склонами | Участки перевалов через горные хребты, участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами, рельеф с косогорностью 1:5 |
Инженерно-геологические и гидрогеологические | Применение основных норм проектирования вызывает увеличение объемов работ или стоимости строительства: | |
более 20% до 60% | более 60% | |
Планировочные | Применение основных норм проектирования вызывает уменьшение оптимальной плотности застройки территории предприятия: | |
до 10% | более 10% | |
Существующая застройка | Применение основных норм проектирования вызывает снос или переустройство существующих капитальных зданий и сооружений, стоимость которых составляет от стоимости строительства соответствующего участка трассы или объекта: | |
более 20% до 60% | более 60% |
При проектировании промышленного транспорта в особых местных условиях следует разрабатывать специальные технические условия на проектирование.
4.12 Свод правил содержит требования по проектированию, строительству и реконструкции зданий, сооружений, строительных конструкций, оснований и систем инженерного оборудования промышленного транспорта.
4.13 Здания, сооружения, системы инженерного оборудования промышленного транспорта необходимо проектировать в соответствии со СП 43.13330.
4.14 При проектировании объектов в особо сложных физико-географических условиях, не
регламентированных действующими нормативными документами, следует предусмотреть
выполнение опытно-экспериментальных работ с их научным сопровождением для проверки инновационных технических решений.
5 Железнодорожный транспорт колеи 1520 мм
5.1 Область применения
5.1.1 Нормы и правила настоящего раздела должны соблюдаться при проектировании подъездных путей (необщего пользования) и технологических (внутренних) путей, комплексов зданий, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта.
5.1.2 К подъездным железнодорожным путям необщего пользования относятся железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При отсутствии промышленной станции примыкание осуществляется с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления технологических железнодорожных путей.
5.1.3 К технологическим железнодорожным путям (внутренним) относятся пути, расположенные на территории заводов, фабрик, шахт, портов, лесных и торфяных разработок, электро-, тепло- и атомных станций, складских баз, карьеров и других предприятий, пути промышленных станций и постов, станций промышленных узлов, а также пути, соединяющие между собой эти станции и посты, погрузочно-разгрузочные пути, отдельные пути, предприятия или отдельные производства, расположенные на обособленных площадках.
Технологические (внутренние) железнодорожные пути подразделяются на:
соединительные железнодорожные пути, связывающие пути промышленных станций, постов или отдельных производств с погрузочно-разгрузочными путями, путями объектов локомотиво-вагонного и путевого хозяйства, промывочно-пропарочных станций и пунктов подготовки вагонов и других транспортных сооружений,
железнодорожные пути на раздельных пунктах с комплексом зданий, сооружений и инженерных сетей,
погрузочно-разгрузочные и ремонтные пути, предназначенные для выполнения грузовых и маневровых операций,
специальные технологические железнодорожные пути.
5.2 Общие положения
5.2.1 Проекты промышленного железнодорожного транспорта разрабатываются исходя из потребностей основного производства с учетом технологии работы станции примыкания, а в отдельных случаях - ближайшей участковой или сортировочной станции сети железных дорог общего пользования (далее - сети общего пользования).
5.2.2 В составе проектов промышленного железнодорожного транспорта предусматривается проектирование новых или реконструкции действующих станций примыкания, промышленных железнодорожных станций, устройств путевого, локомотивного и вагонного хозяйства, устройств электрификации, сигнализации, централизации и блокировки, связи, служебно-технических и общественных зданий, инженерных сетей и других объектов транспортной инфраструктуры.
5.2.3 Габариты приближения строений и подвижного состава, применяемые на промышленном
железнодорожном транспорте, должны соответствовать установленным ГОСТ 9238. На специальных технологических железнодорожных путях, предназначенных для перевозки грузов в
специализированном подвижном составе, допускается применение отраслевых специальных габаритов с учетом требований соответствующих отраслевых правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта и действующих нормативных документов по обеспечению безопасности движения поездов.
5.2.4 В проектах промышленного железнодорожного транспорта необходимо предусматривать мероприятия по безопасности движения поездов (подач) и маневровой работы согласно отраслевым и межотраслевым инструкциям, правилам и положениям по технической эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств, подвижного состава, сигнализации, устройству и обслуживанию переездов и другим нормативным документам, регламентирующим безопасность работы железнодорожного транспорта.
5.2.5 Проекты промышленного железнодорожного транспорта должны разрабатываться с учетом возможности перевозки по промышленным железнодорожным путям опасных грузов.
5.2.6 Целесообразность проектирования малодеятельных путей должна обосновываться (с учетом грузооборота предприятия и требований к архитектурно-планировочным и технологическим решениям) технико-экономическими расчетами вариантов доставки грузов на погрузочноразгрузочные пути или вывоза грузов другими видами транспорта, включая выполнение перегрузочной работы на грузовом дворе близлежащей грузовой станции общего пользования, на отраслевых централизованных базах или перевалочных базах предприятий.
5.2.7 Промышленные железнодорожные пути (далее - пути) в зависимости от их назначения, годового объема перевозок и скорости движения подразделяются на категории в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1
Назначение пути | Категория пути | Объем перевозок, млн. т брутто/год | Скорость движения, км/ч |
Подъездные и технологические пути | 1-п | Более 25 | 40-80 |
II-п | 3-25 | 25-40 | |
Подъездные и технологические пути с маневровым характером движения и погрузочно-разгрузочные пути | III-п | До 3 | До 25 |
5.2.8 Расчетные скорости движения подвижного состава по путям разных категорий для проектирования элементов плана и продольного профиля подъездных и соединительных путей следует принимать по таблице 5.2.
Таблица 5.2
Категория пути | Расчетная скорость движения, км/ч | ||
Основная | Допускаемая в условиях | ||
трудных | особо трудных | ||
I-n | 80 | 60 | 40 |
II-n | 40 | 30 | 25 |
III-п | 25 | 15 | 10 |
Расчетные скорости движения на погрузочно-разгрузочных путях принимают менее 5 км/ч, при въезде в здания - не более 3 км/ч, на передвижных соединительных путях - не более 25 км/ч, на соединительных путях - не более 10 км/ч, на ремонтных и отстойных путях - не более 3 км/ч.
5.2.9 Ширина колеи на прямых участках путей и на кривых радиусом 350 м и более принимается равной, мм:
1520 - для новых путей, реконструируемых путей с применением железобетонных шпал, реконструируемых путей с применением деревянных шпал и переходе от колеи 1524 мм к 1520 мм,
1524 - для частично реконструируемых путей колеи 1524 мм на деревянных шпалах,
1535 - для передвижных путей с деревянными и металлическими шпалами.
5.2.10 На участках пути радиусом менее 350 м (с деревянными шпалами) ширина колеи должна соответствовать требованиям таблицы 5.3.
Таблица 5.3
Радиус кривой в плане, м | Ширина колеи, мм |
349-150 | 1535 |
149-100 | 1545 |
99 и менее | 1550 |
5.2.11 Предельные уклоны отвода возвышения наружного рельса и отвода ширины колеи путей не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.4.
Таблица 5.4
Максимально допускаемая скорость, км/ч | Уклон отвода возвышения, %о | Уклон отвода ширины колеи, %о |
80 | 1,9 | 4,0 |
60 | 2,7 | 4,5 |
40 | 3,1 | 5,0 |
25 и менее | 3,2 | 5,0 |
5.2.12 Проектная документация на новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение промышленного железнодорожного транспорта подлежит согласованию в установленном законодательством порядке.
Указанное требование не распространяется на следующие объекты:
обеспечивающие технологические перемещения грузов в вагонах, не имеющих выхода на сеть общего пользования,
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.