Величина пожарного риска многоэтажных автостоянок
Существующие в России нормативные документы, регламентирующие вопросы возведения новых многоэтажных автостоянок, основным из которых является СНиП 21-02-99 “Стоянки автомобилей”, предъявляют высокие требования к противопожарной защите данных объектов. Это приводит к удорожанию строительной себестоимости машиноместа и, в конечном итоге, к снижению спроса и инвестиционной привлекательности автостоянок.
В то же время нередки случаи, когда собственники автостоянок совместно со специализированными организациями разрабатывают комплекс компенсирующих мероприятий в области пожарной безопасности, позволяющих значительно сократить затраты на противопожарные мероприятия при сохранении требуемого уровня пожарной безопасности, или другими словами проводят независимую оценку пожарного риска.
Все это является свидетельством чрезмерно жестких в ряде случаев требований СНиП 21-02-99 к пожарной безопасности автостоянок.
Для определения оптимального комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности автостоянок предлагается использовать подход, связанный с определением величины пожарного риска. При расчете величины пожарного риска специалисты руководствуются методикой, утвержденной в Приказе МЧС РФ от 30 июня 2009 г. № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности"
Под пожарным риском в данном случае понимается вероятность возникновения и развития пожара на объекте с причинением определенного материального ущерба.
Важной составляющей для количественной оценки уровня пожарного риска является определение перечня факторов, влияющих на пожарный риск, а также расчет их количественного воздействия на его величину. В конечном итоге эти параметры будут влиять на результат независимой оценки пожарного риска.
Перечень факторов зависит от типа автостоянки. В статье рассматриваются три основных типа многоэтажных автостоянок, наиболее распространенных в России. Это боксовые автостоянки (каждая машина хранится в отдельном боксе), многоэтажные открытые автостоянки (без наружных стеновых ограждений), подземные автостоянки.
Ниже приведена качественная оценка факторов, влияющих на пожарный риск автостоянок различного типа.
Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной открытой автостоянки
Группа факторов, связанных с объемно-планировочными и конструктивными решениями здания
1. Фактор огнестойкости строительных конструкций.
При увеличении предела огнестойкости конструкций они становятся своеобразной преградой на пути распространения пожара, вследствие чего скорость его распространения уменьшается, как и уменьшается вероятность обрушения конструкций и величина потенциального ущерба.
В рамках оцениваемого фактора необходимо рассмотреть следующие типы конструкций:
а) внутренние несущие конструкции: в большинстве случае роль несущих конструкций на автостоянках открытого типа выполняют колонны. Увеличение предела огнестойкости ведет к снижению вероятности обрушения конструкций здания под воздействием огня и к уменьшению площади пожара к моменту прибытия подразделений пожарной охраны;
б) перекрытия: выполняются в большинстве случаев из монолитного или сборного железобетона. Плиты перекрытия могут иметь различную толщину, определяемую на основе требований к несущей способности здания. Увеличение предела огнестойкости перекрытий снижает вероятность их обрушения, а также вероятность распространения пожара на выше- и нижерасположенные этажи;
в) внутренние ограждающие конструкции, пожарные преграды: наличие данных конструкций в зданиях автостоянок, а также предел их огнестойкости имеют важное значение с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Эти конструкции представляют собой преграды для распространения пожара на этажах. С их помощью можно снизить скорость распространения пожара и, следовательно уменьшить площадь пожара к моменту прибытия подразделений пожарной охраны.
2. Фактор этажности здания.
В общем случае, при увеличении этажности здания автостоянки, одновременно увеличивается и пожарный риск. Это связано с тем, что тушение пожаров сложнее осуществлять в многоэтажных зданиях (особенно на высших этажах), есть вероятность того, что огонь распространится на смежные этажи, увеличив, таким образом, площадь пожара.
3. Фактор величины наружных проемов.
От величины проемов во внешних ограждающих конструкциях зависит, будет ли здание относиться к классу закрытых или открытых автостоянок. Также площадь проемов оказывает непосредственное влияние на величину пожарного риска. При увеличении площади проемов происходит уменьшение задымленности помещения, что увеличивает видимость и облегчает задачу тушения пожара. Одновременно с этим естественная проветривае- мость помещения создает условия для увеличения скорости распространения огня. Обратную картину можно наблюдать при уменьшении площади проемов по сравнению с базовым вариантом. Более значительное влияние на величину пожарного риска оказывает скорость тушения пожара (ее увеличение/снижение) под воздействием задымленности здания.
4. Фактор расположения автотранспорта.
От того, насколько близко расположены друг от друга автомобили на автостоянке зависит, насколько высока будет скорость распространения пожара на автостоянке. При возникновении пожара в одном автомобиле повышается температура, пожар переходит на рядом стоящие автомобили под воздействием открытого пламени, а также под воздействием теплового излучения. Чем ближе друг к другу будут расположены автомобили, тем быстрее будет осуществляться данный переход пожара от машины к машине.
5. Фактор высоты помещения.
При отсутствии систем активной противопожарной защиты, сплинклерной системы пожаротушения, пожарных извещателей, установленных на потолке, уменьшение высоты помещения, где хранятся автомобили, негативно сказывается на уровне пожарной безопасности автостоянки. Это происходит потому, что воздействие высоких температур и открытого пламени на конструкции потолка резко усиливается, вследствие чего возможно распространение пожара на выше/ниже расположенные этажи, потеря целостности перекрытий.
6. Факторы активной противопожарной защиты
Факторы данной группы определяют степень влияния мероприятий, направленных на профилактику, предупреждение и тушение пожара до прибытия подразделений пожарной охраны, на величину пожарного риска. При этом факторы, связанные с тушением пожара, являются основными (тип системы пожаротушения, наличие внутреннего пожарного водопровода, первичных средств тушения), а факторы, которые не приводят непосредственно к тушению пожара (сигнализация и оповещение, обученный персонал, дымоудаления), — вспомогательными.
7. Фактор первичных средств пожаротушения.
Наличие в помещениях автостоянки первичных
средств пожаротушения, таких как: огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и т.п. ведет к снижению уровня пожарного риска. В случае возникновения пожара на автостоянке своевременное использование первичных средств пожаротушения приводит к локализации и тушению пожара в оптимистическом сценарии или же просто к снижению скорости распространения огня, уменьшению площади пожара — в пессимистическом.
8. Фактор наличия внутреннего пожарного водопровода.
При наличии системы внутреннего противопожарного водоснабжения с выведенными наружу патрубками, оборудованными вентилями и соединительными головками для подключения передвижной пожарной техники, происходит уменьшение величины пожарного риска, т.к. за счет наличия данной системы уменьшается время тушения пожара персоналом автостоянки и подразделениями пожарной охраны.
9. Фактор системы автоматического пожаротушения.
В общем случае, наличие эффективной системы автоматического пожаротушения приводит к снижению величины пожарного риска, т.к. уменьшает площадь пожара, локализует его к моменту прибытия пожарных подразделений.
10. Фактор системы оповещения о пожаре.
При обнаружении пожара максимально быстрое оповещение сотрудников автостоянки об этом событии приводит к ускорению их реакции и позволяет на более ранней стадии пожара использовать первичные средства тушения.
11. Фактор пожарной сигнализации.
Наличие, тип и размещение системы пожарной
сигнализации позволяет обнаружить пожар на более ранней стадии и таким образом предпринять наиболее эффективные меры по его тушению. Это приводит, в свою очередь, к уменьшению величины пожарного риска.
12. Фактор системы контроля доступа и видеонаблюдения.
Обеспечивается визуальный контроль за автостоянкой, что позволяет обнаружить пожар на более ранней стадии и таким образом предпринять наиболее эффективные меры по его тушению. Также значительно уменьшается вероятность поджога.
13. Фактор количества обслуживающего персонала.
При увеличении числа людей, обслуживающих автостоянку и имеющих возможность применить на практике первичные средства тушения, уменьшается уровень пожарного риска автостоянки.
14. Фактор обученности персонала автостоянки.
Данный фактор отражает наличие на объекте
персонала, прошедшего пожарный инструктаж, т.е. ознакомленного с правилами пользования ручными огнетушителями и внутренними гидрантами, знающего пути эвакуации и спасения людей и возможности подачи сигналов пожарной тревоги.
15. Фактор скорости.
Данный фактор отражает время, в течение которого сотрудник может начать тушение пожара первичными средствами, после получения сообщения
о пожаре. Это напрямую связано с конструктивными особенностями здания, расположением путей обхода здания охраной, эвакуационных путей, путей передвижения автотранспорта.
16. Фактор передачи сигнала тревоги на пожарный пункт.
Рассматриваются следующие варианты передачи сигнала тревоги на пожарный пункт (в порядке увеличения эффективности/снижения пожарного риска):
— от постоянного дежурного поста с телефоном;
— от постоянного поста с телефоном и двумя дежурными ночью;
— автоматическая передача сигнала от системы
сигнализации (при ее наличии).
17. Фактор времени прибытия.
Учитывает время, необходимое для прибытия подразделений пожарной охраны на объект по вызову. Чем время меньше, тем ниже уровень пожарного риска.
Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной подземной автостоянки
Рассматриваются практически те же факторы, что и для открытой автостоянки, с учетом следующих особенностей:
1) дополнительно необходимо учесть фактор системы противодымной защиты. Отсутствие системы противодымной защиты в подземной автостоянке приводит к повышению уровня задымленности, что, во-первых, ограничивает возможность использования первичных средств тушения пожара, во-вторых, уменьшает скорость тушения пожара прибывшими подразделениями. Все это приводит к увеличению уровня пожарного риска.
Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажной наземной автостоянки боксового типа
Рассматриваются практически те же факторы, что и для открытой автостоянки, с учетом следующих особенностей:
1) дополнительно рассматривается фактор огнестойкости и конструктивных особенностей перегородок между боксами;
2) необходимо учесть фактор системы противодымной защиты. Отсутствие системы противодымной защиты в наземной автостоянке боксового типа приводит к повышению уровня задымленности, что, во-первых, ограничивает возможность использования первичных средств тушения пожара, во-вторых, уменьшает скорость тушения пожара прибывшими подразделениями. Все это приводит к увеличению уровня пожарного риска.
Количественная оценка воздействия факторов на величину пожарного риска
Для решения поставленной задачи использован метод экспертных оценок. Определялось, насколько в процентном отношении может уменьшится величина пожарного риска под воздействием того или иного мероприятия.
ТАБЛИЦА 1. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска открытых автостоянок
|
ТАБЛИЦА 2. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска автостоянок боксового типа
|
Данные по наиболее значимым факторам приведены в табл. 1-3.
Как видно из таблиц, существенное влияние на величину пожарного риска оказывает увеличение огнестойкости конструкций. Для вариантов открытой наземной и подземной автостоянок необходимо отметить влияние фактора наличия первичных средств тушения как эффективного и при этом относительно недорогого мероприятия.
ТАБЛИЦА 3. Наиболее значимые факторы, влияющие на величину пожарного риска подземных автостоянок
|
Для боксовых автостоянок крайне важно обеспечение тушения пожара в боксах, а не в проездах (т.к. именно в боксах сосредоточена основная пожарная нагрузка).
Также следует отметить, что снижение риска будет варьироваться в зависимости от того, в каком сочетании применяются те или иные мероприятия.
По материалам http://fire-smi.ru
Статьи по теме
Независимая оценка пожарного риска: проблемы и перспективы
Опубликовано: 3 октября, 2016
Независимая оценка пожарного риска: проблемы и перспективы
Опубликовано: 3 октября, 2016Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». По сути – это альтернатива Федеральному государственному пожарному надзору.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.