Пожарная профилактика


Одним из основных направлений в профилактической деятельности МЧС России является работа с детьми. Разнообразные формы ее подчинены одной цели — привить молодежи культуру и навыки безопасной жизни, научить действиям в случае пожара или любой другой ЧС.

При поддержке муниципалитетов

Печальный опыт последних лет свидетельствует, что ЧС как природного, так и техногенного характера часто приводят к тяжелым последствиям. И одна из причин — неподготовленность населения к действиям в экстремальных условиях. В чрезвычайном ведомстве существуют разные пути и методы обучения людей навыкам безопасного поведения. Однако очевидно, что самый надежный способ преодолеть неграмотность населения в этом вопросе — начать обучение с детского возраста.

Введенный в общеобразовательных школах курс «Основы безопасности жизнедеятельности», бесспорно, нужен и играет важную роль. Но жизнь подсказывает, что теоретических знаний в этой области явно недостаточно, нужны именно практические навыки, причем закрепленные конкретным применением. Здесь уже накоплен определенный опыт, заслуживающий распространения.

Вот уже много лет в стране развивается детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». Как оно может быть организовано, хорошо видно на примере Западного административного округа Москвы (ЗАО).

Головным учреждением по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в округе является центр развития творчества детей и юношества «Можайский». Здесь разработана долгосрочная комплексная программа «Социум. Культура. Безопасность», предполагающая использование современных социально-педагогических технологий и нацеленная на тесное взаимодействие с органами местного самоуправления.

Так, одной из форм работы центра явилось проведение Международного фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда Чернобыля». Это мероприятие потребовало координации усилий администрации Можайского района Москвы, префектуры ЗАО, территориальных подразделений ВДПО. В рамках фестиваля проводились встречи с ветеранами-чернобыльцами, экскурсии в музей «Трагедия ХХ века», просмотры видеофильмов. Конечной целью мероприятия было получение подростками социального опыта на примере чернобыльской трагедии.

В целом следует сказать, что «Школа безопасности» развивается в значительной степени благодаря помощи местных властей. И это вполне понятно, так как общеобразовательные учреждения не имеют той материально-технической базы, которая необходима для полноценной подготовки юных спасателей.Очень важным моментом является тесное взаимодействие с территориальным пожарно-спасательным подразделением. В ЗАО таким базовым подразделением для работы с детьми является специализированная ПЧ-28. Здесь оборудован учебный класс, в котором проводятся занятия с экскурсионными группами учащихся. Занятия проводит методист, но и другие сотрудники также прошли подготовку в педагогических вузах города.

Во время занятий решается несколько задач. Ребятам наглядно объясняют вопросы безопасного поведения, и у них формируется представление о работе пожарных и спасателей, а это в немалой степени влияет на выбор профессии в будущем.

От детсада до института

Пятнадцатилетний опыт в организации летних и зимних соревнований «Школа безопасности» от республиканского до все российского уровня накоплен в Удмуртской Республике. Первые такие состязания на базе детского оздоровительного лагеря «Заря» были проведены в 1998 году. И сразу же две лучшие команды были направлены на всероссийские соревнования, где заняли третье место, заложив победную традицию. А в 2009 году в Удмуртии провели юбилейные Х Всероссийские соревнования юных спасателей, в которых приняли участие 20 команд из 16 субъектов РФ.

Но «Школа безопасности» — только одна из ступеней подготовки юношества к безопасному образу жизни. Для выполнения этой задачи в республике существует целая система, функционирующая по принципу «детский сад — школа — колледж — институт». Это проблема в той или иной мере отражена и в трех целевых программах, касающихся пожарной безопасности.

Формированием культуры безопасного поведения на базовом уровне занимаются профильные кадетские группы и классы, в том числе школа №57 г. Ижевска, Морской пожарно-спасательный кадетский корпус Удмуртской Республики в г. Воткинске, а также ДЮП, кружки «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный водник». По специально разработанным программам дети не только получают знания и навыки, необходимые при возникновении ЧС, но и воспитываются нравственно, готовясь прийти на помощь людям, попавшим в беду.

Ежегодно совместно с Министерством образования и науки и ГУ МЧС России по Удмуртской Республике проводятся конкурсы детского творчества на пожарную тематику, на лучшую организацию пожарно-профилактической работы среди летних оздоровительных лагерей, фестиваль «Юные таланты — за безопасность». Организуются региональные и межрегио нальные полевые лагеря «Юный спасатель», регулярными стали соревнования по пожарно-прикладному спорту среди ДЮП. В результате такой воспитательной работы ребята не только получают практические навыки безопасной жизнедеятельности, но и проникаются уважением к профессии пожарного-спасателя. Юноши и девушки охотно вступают в ряды ДПО. На базе Ижевского технического университета им. М.Т. Калашникова создано общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана учебных заведений Удмуртской Республики». Многие занимаются в клубах добровольных пожарных, спасателей и волонтеров. В республике сегодня 138 волонтерских отрядов, в составе которых 1675 человек.

Такая результативная деятельность была бы невозможна без серьезного методического обеспечения. С целью внедрения инновационных методик, новых форм работы в городах и районах проводятся семинары, организованные ГУ МЧС России по Удмуртской Республике и центром противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «1 отряд ФПС по УР». В одной связке с ними работают два министерства — образования и науки и по делам молодежи, а также Республиканский центр дополнительного образования детей. Особой популярностью пользуются обучающие семинары «Виды и формы занятий по пожарной безопасности для школьников и их родителей» и «Команда 112» — для лидеров волонтерских отрядов.

Используя эффект присутствия

Появление компьютерной техники, средств передачи и отображения информации повлекло стремительное развитие новых форм и методов, совершенствование традиционных подходов. Широкому внедрению современных информационных технологий в систему обучения ОБЖ большое внимание уделяется в Республике Беларусь. Идея, сформулированная МЧС, была поддержана правительством республики.

Государственная программа инновационного развития на 2011–2015 годы в числе важнейших включает в себя такой проект, как «Создание инновационно-образовательного центра безопасности с использованием моделирования ЧС на основе современных информационных технологий». Предусматривается поэтапное создание целой сети таких центров, где школьников будут обучать действиям в условиях ЧС и приемам оказания первой медицинской помощи.

В основу методологии положено виртуальное погружение обучаемых в среду, максимально имитирующую ЧС, и углубленное изучение материала за счет эмоционального восприятия моделируемой обстановки. Все обучение построено по принципу развлекательной игры, что крайне важно, учитывая контингент обучающихся. Зрелищные эффекты, непредсказуемость ситуации и результата — все это возбуждает интерес, заставляет искать выход из сложной ситуации.

В настоящее время специалисты разрабатывают учебно-методический комплекс по следующим темам: пожар в жилом помещении, стихийное бедствие, поведение в лесу (аппаратно-программные комплексы — АПК), эвакуация из задымленного помещения, вызов пожарной и аварийно-спасательной службы, оказание первой помощи (тренажеры).

Обучаемый превращается из простого наблюдателя в активного участника: он может управлять событиями, наблюдать за реакцией объектов виртуального пространства, и дальнейшее развитие ситуации зависит от принятого им решения.

Программное обеспечение АПК позволит формировать у обучающихся модели безопасного поведения в различных ситуациях. Это может быть не только пожар, но и наводнение, ураган, гроза, потеря ориентации в лесу и на открытой местности, нападение агрессивного животного и т.д.

Первый из центров безопасности планируется разместить в 2014 году в стенах лицея при Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь. В Минске в настоящее время для центра строится отдельное здание. В дальнейшем они появятся в каждом областном центре.

Основы культуры безопасного поведения закладываются в детстве. Именно поэтому сегодня этой проблеме уделяется так много внимания. Важно распространять накопленный в регионах опыт с тем, чтобы сделать детство действительно безопасным.

Николай Смирнов

По материалам сайта http://pojdelo-journal.ru

Статью прислал: pentagon

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.