Модели эвакуации
Расчетная схема эвакуации представляет собой отдельно выполненную или. возможно, нанесенную на план здания, схему, на которой отражены:
- количество людей на начальных участках - источниках (проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т.п.);
- направление их движения (маршруты);
- геометрические параметры участков пути (длина, ширина) и виды участков пути.
В расчетной схеме учитываются только те пути движения людей, которые отвечают требованиям, предъявляемым к путям эвакуации. Количество людей на начальных участках пути определяется исходя из требований нормативных документов, проектной вместимости помещений. экспертных оценок и натурных наблюдений. Для этого могут быть использованы данные, приведённые в таблице.
Рассмотрев количество людей на начальных участках пути, следует определить направление их движения. Прогнозирование выбора направления эвакуирующимся людьми является сложной и не в полной мере разрешимой задачей. Были установлены следующие наблюдаемые правила выбора людьми направления (маршруга) движения при эвакуации:
- Движение по тому пути, которым люди попали в здание;
- Исключение путей движения, проходящих рядом с зоной горения. хотя люди могут эвакуироваться через задымленные коридоры;
- Влияние персонала. В общественных зданиях, как правило, посетители при пожаре следуют указаниям персонала, даже если эти указания не соответствуют оптимальным;
- При эвакуации с первого этажа движение к открытому выходу, в проём которого видна уличная территория.
- Сложная логистическая зависимость, описывающая выбор выхода с этажа расположения зрительною зала.
- При прочих равных условиях - движение к ближайшему выходу.
Кроме того, имеющиеся данные показывают, что фактором выбора направления может быть место парковки личного автомобиля, место встречи членов семейной группы и т.п.
Стремление оцепить совместное влияние нескольких достаточно очевидных и всегда присутствующих факторов на выбор людьми маршрута движения приводит к установлению системы коэффициентов выбора вероятного направления движения, например, при разделении людского потока по направлениям возможного дальнейшего движения, значения которых приведены в таблице.
С учетом данных таблицы и нормирования протяженности эвакуационных путей при составлении расчетных схем становится возможным учитывать влияние расстояния до ближайшего эвакуационного выхода на выбор направления движения.
Однако подобные расчёты - это лишь попытка предугадать выбор людьми направления, а затем и маршрута движения. Человек же, планирует его реализацию ещё не начиная эвакуации, выходя на первые же участки формирования людских потоков. Если эвакуация происходит не из помещения. где возник пожар, и в нём не наблюдается признаков блокирования выходов, то стереотипность использования людьми маршрутов движения в различных ситуациях позволяет воспользоваться данными натурных наблюдений в нормальных условиях эксплуатации зданий.
Пространство участков формирования людских потоков определяется антропометрическими размерами человека и эргономикой движений человека при осуществлении нм основного функционального процесса, для реализации которого предназначено рассматриваемое помещение.
Но следует иметь в виду, что стремление к экономии рабочей площади может привести к значительным отклонениям от комфортных габаритов. Поэтому необходимо проводить внимательный анализ возможных вариантов формирования параметров людских потоков на этих участках, поскольку они определяют величину потоков из источников, которые затем определяют и величину людского потока на последующих участках пути. Поток самой большой плотности образуется в проходах между рядами зрительных мест. Здесь значение плотности достигает 4 чел/м2, не смотря на то, что ширина участка считается но плечам выходящего человека, что больше чем расстояние между краем сидения зрителя и спинками кресел впереди расположенного ряда.
С другой стороны, следует также иметь в виду, что в ряде случаев, особенно на стадии эскизной разработки проектов, на чертежах рабочих помещений показывается не всё оборудование или площади складирования. В результате создаётся впечатление, что вдоль рабочих мест образуются участки большой, чуть ли «неограниченной», ширины. При составлении расчётных схем их ширину не следует принимать более 1,5м. В любом случае большая ширина прохода при одностороннем расположении рабочих мест при формировании потока людьми не используется.
Определение ширины пути вызывает затруднение только при выходе людей на участок «неограниченной» ширины, например в вестибюль. Как показали исследования, в таком случае ширина потока (b) зависит от количества людей (N) и длины (l) участка: b = 4м при N
Длина участка формирования определяется расстоянием между точками выхода на него первого и последнего человека (напротив мест их расположения на момент начала эвакуации), образующих поток. Сечение пути, проходящее через точку расположения первого человека, считается передней границей участка формирования. Если далее по маршруту движения расположен участок пути того же вида и той же ширины, что и участок формирования, - это всё равно, следующий участок эвакуационного пути. Границами следующих участков являются, как известно, сечения дуги, начиная с которых изменяется его вид или ширина. Однако необходимо уточнить, что места слияния также являются границами участков (чисто формально, в их сечениях ширина предшествующих участков всегда изменяется).
Также следует обратить внимание, что, если на пути движения находится участок, постоянно занятый людьми по тем или иным причинам, то его следует выделять как самостоятельный участок (Рис. 1).
Рис. 1. Введение в расчётную схему участка обусловлено наличием людей в коридоре (например, студентов, ожидающих вызова на экзамен).
Согласно данным натурных наблюдений установлено, что повороты пути не влияют на параметры движения людского потока. Определение длины (вдоль оси пути) отличается для горизонтальных и наклонных путей. К наклонным путям относятся лестницы и пандусы. Свободная ширина b наклонного пути, например, лестничного марша, принимается в свету: от перил до стены. Длина (рис.2) наклонного нуги L принимается по истинному его значению: для обычных лестниц наклоны составляют 1:1,75 - 1:2, поэтому а с необходимой для практических целей точностью можно принимать 30-32°, т.е. cos а приблизительно равен 0.85.
Рис. 2. Схема наклонных путей
Этажные и междуэтажные площадки в целях упрощения и облегчения вычислений, учитывая их небольшие размеры и меньшую сложность движения по ним в сравнении с лестничными маршами, допускается отнести к наклонным путям.
Тогда средняя длина наклонного пути в пределах одного этажа, с учетом движения по площадкам, составит для двухмаршевых лестниц L=(L’/cosα), где L’ горизонтальная проекция длины наклонного пути; α угол наклона к горизонту; не допуская серьезной погрешности, длину пути по двухмаршевой лестнице можно принимать равной его утроенной высоте H, т. е. L = 3 Н.
Пандусы, если их наклон незначителен (меньше 1:8), можно относить к горизонтальных путям, при более значительных наклонах — к лестницам. Длина наклонного пути также определяется по его оси.
Пути движения в пределах здания обычно пересекаются дверными проемами, декоративными порталами, имеют сужения за счет различных архитектурных или технологических элементов, выступающих из плоскости ограждений. Такие местные сужения независимо от их характера в дальнейшем называются проемами шириной Ь. Длина пути L в проеме может не учитываться, если она не превышает 0.7 м, т. е. длины одного шага, в противном случае движение в проеме следует рассматривать как движение на самостоятельном расчетном участке горизонтального пути.
Участки формирования людских потоков связаны между собой участком коммуникационного пути, ведущего к выходу из помещения непосредственно или через другой участок. На такой участок выходят и другие аналогичные участки коммуникационных путей, объединяющие первичные источники. Для такого общего участка участки, объединяющие первичные источники, являются, в свою очередь, источниками людских потоков. Их можно назвать вторичными источниками.
Назовём фрагмент коммуникационной структуры, состоящий из участков - источников людских потоков и объединяющих их участков, расчётным эвакуационным путём (РЭП). Тогда всю структуру коммуникационных путей здания можно представить как систему РЭП, состоящих из участков пути и выходящих на них первичных или вторичных источников.
Анализ объёмно-планировочной структуры коммуникационных сетей зданий и помещений разного функционального назначения показывает, что, несмотря на всё их разнообразие, количество составляющих их типов РЭП весьма ограничено.
Лестничные клетки являются центрами тяготения людских потоков (для первого этажа выходы наружу), на входе в которые заканчивается второй этап эвакуации. Поэтому расчетные схемы целесообразно составлять для каждой части этажа, но которой люди эвакуируются через предусмотренную для них лестничную клетку (выход наружу). На рисунке 3 приведен пример представления расчетной схемы эвакуационных путей.
Статьи по теме
Пневматическое прыжковое спасательное устройство «Куб жизни». Технические характеристики ППСУ-20
Опубликовано: 21 февраля, 2017
Пневматическое прыжковое спасательное устройство «Куб жизни». Технические характеристики ППСУ-20
Опубликовано: 21 февраля, 2017Пневматическое прыжковое спасательное устройство или «Куб жизни» представляет собой уникальное оборудование, созданное российским производителем для эвакуации человека из зданий. Главный принцип действия «Куба жизни» направлен на погашение энергии человека, которая возникает при свободном падении...
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.