Зарубежные пожарные автомобили. Виды пожарных автомобилей


Вначале XXI века обеспечение качества выпус­каемой продукции стало одной из наиболее ак­туальных проблем в мире. Особенно важна она для современной России.

Экономическая и политическая ситуация в стра­не не могла не коснуться отрасли пожарного маши­ностроения (понятие “отрасли” здесь чисто услов­ное). Но дело не только в кризисе 90-х годов. Пробле­мы возникли значительно раньше.

Еще в 80-е годы технологии и оборудование заводов-изготовителей отечественных пожарных ав­томобилей (ПА) оказались морально и физически устаревшими. Практически невостребованным был опыт ведущих зарубежных фирм-изготовителей пожарных автомобилей, таких как Ивеко, Магирус, Метц, Циглер (Германия), Розенбауер (Австрия), Сидес, Камива (Франция), Сильвани (Италия), Бронто Лифт (Фин­ляндия) и др. К началу 90-х годов продукция заводов-изготовителей пожарных автомобилей имела ограниченную номенклатуру, низ­кие, по сравнению с зарубежными аналогами, техни­ческий уровень и качество изготовления. В результа­те наши автомобили оказались неконкурентоспособными на внешнем рынке (в основном это были страны Ближ­него Востока), а внутренней конкуренции не было вообще (вся продукция распределялась по нарядам Союзглавмаша, а не по заявкам гарнизонов).

В то же время в 90-е годы произошел своеобраз­ный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных ПА нового поколения, которые в настоящее время отличаются совершен­ством специальных шасси, на базе которых они со­зданы, высоким уровнем производственного ис­полнения, дизайна и безопасности. Хотя, надо при­знать, существенных изменений в технологии по­жаротушения не произошло.

Какова должна быть государственная политика в области повышения качества выпускаемых пожарных автомобилей, особенно с учетом перехода ГПС в систему МЧС? Каковы возможные пути сотрудничества россий­ских производителей с ведущими зарубежными фирмами в создании отечественных ПА нового по­коления? Следует ли стремиться к достижению вы­сшего мирового уровня качества при существую­щей экономической ситуации в России и заданном уровне ресурсного обеспечения пожарной охраны?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать не только состояние, в котором находится отечествен­ное пожарное машиностроение, но достигнутый ми­ровой уровень создания и производства ПА.

В его преддверии активизировались поиски концептуальной модели ПА, которая была бы адек­ватной новому веку и отражала изменения в усло­виях и тактике пожаротушения.

Инициатива, как обычно в таких случаях, исхо­дила от органов пожарной охраны различного уров­ня и нашла свое выражение в предложениях по со­вершенствованию типов, параметров и конструк­ции ПА. Эти предложения были вынесены на об­суждение пожарно-технической общественности (в виде публикаций и дискуссий на страницах на­циональных и международных профессиональных изданий).

Можно выделить три обстоятельства, которые явились предпосылками для разработки моделей ПА “концепткар - 2000”:

  • усложнение условий движения к месту вызова и тушения пожаров;
  • расширение сфер деятельности оперативных подразделений пожарной охраны;
  • сокращение финансовых ресурсов, направлен­ных на создание, приобретение и содержание парка ПА в разных странах.

Все обсуждавшиеся концепции (многие из кото­рых уже реализованы в первые годы нового века) можно свести к нижеследующему перечню.

  • Концепция “пожарная команда - 2000”, разработанная специалистами Великобритании. Согласно концепции, в “пожарной части - 2000” на пожар должно выезжать отделение в составе 3 ПА:
    • автомобиль быстрого реагирования (АБР) с бо­евым расчетом 4 человека;
    • автоцистерна (АЦ) с выдвижной лестницей, на­сосом и аварийно-спасательным оборудованием;
    •  АЦ с насосом 75 л/с и цистерной 2500 л.
  • Базисная концепция (концепция универ­сальных моделей). Разработана специалистами во­енизированной и добровольной пожарной охраны Германии. Имеет много общих черт с предыдущей концепцией.
  • Адресная концепция (концепция дифферен­циальных моделей), предполагающая адресную ориентацию ПА к определенному виду и классу по­жара.
  • Концепция “1 + 7”, разработанная руководи­телями Технического комитета по предупрежде­нию и тушению пожаров (CTIF). Предполагает из­менение численности боевого расчета на АЦ — от формулы (1 + 5) к формуле (1 + 7) с целью сниже­ния потребности в дополнительном личном составе при тушении пожаров.
  • Концепция “быстрого реагирования”, яв­ляющаяся фрагментом ранее рассмотренных кон­цепций (1 - 4). Предусматривает придание свойств “быстрого реагирования” ПА среднего класса за счет повышения динамики движения и оперативно­сти развертывания.
  • Концепция “суперкомпоновки”, являющая­ся следствием проблем, связанных с постоянно уве­личивающейся интенсивностью дорожного движе­ния и плотностью застройки в городах (супернизкие, суперузкие, суперплотные ПА).
  • Модульная концепция, получающая даль­нейшее развитие и совершенствование (блочно-мо­дульный принцип, принцип прицепных модулей, съемных надстроек, модульная система И0С-2000, предусматривающая внутреннюю трансформацию объема кузова под размещение оборудования раз­личной конфигурации).
  • Концепция безопасного ПА, предусматри­вающая два направления обеспечения безопасно­сти ПА: безопасность личного состава (1) и безо­пасность окружающей среды (2).
  • Концепция повышения огнетушащей эф­фективности ПА. Постоянные поиски направлены на решение главной цели — тушение пожара в крат­чайшие сроки с минимальными потерями. Приемле­мость каждого концептуального решения оценивает­ся с позиций технико-экономической эффективно­сти. В качестве примера можно сослаться на получа­ющую все большее распространение технологию импульсного пожаротушения.
  • “Алюминиевая” концепция, относящаяся к области технологии и позволяющая существенно снизить массу и повысить долговечность пожарной надстройки.

На международной выставке “Интершутц- 2000”, состоявшейся летом 2000 года в г. Аугсбурге (Германия), ряд фирм представил свои концептуаль­ные модели перспективных ПА, в которых нашли от­ражение фрагменты изложенных выше концепций.

Фирма Ziegler экспонировала концептуальную модель-2000 (Ziegler-Concept Fire Truck) пожарной автоцистерны среднего класса (полная масса около 14 т) на шасси Mercedes-Benz 1325 AF Atego (4 х 4), с удельной мощностью двигателя 17,5 л.с./т. Боевой расчет автоцистерны — (1 + 8), что соответствует концепции CTIF (концепция 4 из представленного выше перечня) (рис. 1).

РИС. 1. Концептуальный пожарный автомобиль (concept fi­re truck-2000) фирмы Ziegler, Германия

Среди других отличительных признаков АЦ можно назвать:

  • применение объединенной кабины водителя и боевого расчета, изготовленной из стеклоплас­тика;
  • цистерну из стеклопластика вместимостью 1600 л;
  • применение двух видов пенообразователя: мно­гоцелевого (100 л) и для тушения пожаров клас­са А (50 л);
  • применение насоса, отвечающего как требова­ниям DIN (1600 л/мин при 8 бар), так и требова­ниям евронорм EN (2000 л/мин при 10 бар), с максимальной подачей 3400 л/мин при 8 бар;
  • размещение ПТВ в отсеках кузова по функцио­нальному назначению: тушение - защита - спа­сение - техпомощь;
  •  наличие генератора пены для подачи воздушной пены при концентрации пенообразователя ме­нее 1 %;
  • выдвигаемый водопенный ствол;
  • применение катушки с электрокабелем длиной 50 м для подключения к сети 220 В;
  • применение световой мачты с пневматическим приводом и двумя прожекторами 2 х 1000 Вт;
  • размещение по верхнему обводу кузова неоно­вых ламп для освещения пространства вокруг автомобиля;
  • применение проблесковых маяков, встроенных в конструкцию надстройки (4 шт.), кроме основ­ной СГУ, выполненной в виде балки и располо­женной над кабиной водителя.

В сопроводительных проспектных материалах на эту АЦ фирма предлагает обсудить другие пред­ложения специалистов, направленные на совер­шенствование предложенной концепции.

Независимо от фирмы Ziegler подобную же кон­цептуальную модель ПА создали фирмы Merce­des-Benz (шасси), Magirus (пожарная надстройка) совместно со специалистами пожарной охраны Ганновера (Германия) (рис. 2).

РИС. 2. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный фирмами Mercedes-Benz и IVECO Magirus совместно с по­жарной охраной Ганновера (Германия) для всемирной вы­ставки ЭКСПО - 2000

Машина с полной массой 16 т создана на базе шасси Mercedes Econic 1828 с двигателем мощно­стью 280 л.с. (удельная мощность 17,5 л.с./т), снаб­жена автоматической трансмиссией Allison, регу­лируемой пневмоподвеской, АБС и другими эле­ментами. Управляемая задняя ось облегчает манев­рирование на месте пожара и в транспортном пото­ке при скорости до 30 км/ч: при большей скорости управление задней осью блокируется в целях безо­пасности.

Оригинальная компоновка с передней кабиной напоминает автобусную (с большой площадью остекления). Кабина боевого расчета выполнена отдельно от кабины водителя и интегрирована в по­жарную надстройку, что уже вызвало неодобрение пожарных.

Машина вывозит 2000 л воды и 200 л пенообра­зователя, снабжена насосом производительностью 1600 л/мин при 8 бар, имеет полный комплект ава­рийно-спасательного оборудования.

Весьма оригинально выполнен ряд конструк­тивных элементов, что является предметом отдель­ного анализа.

Изготовлено 6 образцов подобного ПА для за­щиты Всемирной выставки ЭКСПО-2000 в Ганно­вере и последующей опытной эксплуатации. По ре­зультатам опытной эксплуатации будет принято решение о целесообразности дальнейшего произ­водства этого концептуального автомобиля.

Пример реализации в производстве представ­ленной выше “алюминиевой” концепции (п. 10) по­казан на рис. 3.

Это пожарный автомобиль фирмы Розенбауэр, отличающийся современной компоновкой и целым рядом прогрессивных технических решений. Ди­зайн этого автомобиля вобрал в себя все основные представления о пожарном автомобиле начала но­вого столетия.

Рассматривая концепции создания ПА нового поколения, необходимо отметить следующее об­стоятельство.

Даже простое рассмотрение проспектных мате­риалов показывает, что между ПА, выпускаемыми фирмами Европы и США, существуют заметные, принципиальные отличия. По сути имеются два противоположных концептуальных подхода к со­зданию отдельных моделей и формированию парка ПА, характеризующих отличия в тактике примене­ния технических средств при тушении пожаров.

РИС. 3. Концептуальный пожарный автомобиль, созданный по АТ- технологии фирмой Rosenbauer, Австрия

Рассмотрим каждый из подходов более подробно.

Американский подход

Американские производители ПА отказались от концепции сверхсложных систем, которая стано­вится все более востребованной в Европе, хотя от­нюдь не по соображениям технической неосущест­вимости.

Как фирмы, работающие в этой области, так и служба пожарной охраны США сделали выбор в пользу трех главных критериев, которые являются определяющими при создании ПА:

  1. эффективность при тушении пожара любой сложности;
  2. скорость и эффективность при спасании людей;
  3. надежность, безопасность и простота конст­рукции ПА.

Эффективность при тушении пожара, по мне­нию американских специалистов, можно обеспе­чить применением ПА, которые в Европе класси­фицируются как “тяжелые”.

Как правило, это длиннобазные, крупногаба­ритные ПА с компоновкой, совершенно не тради­ционной для европейских автомобилей: передней кабиной (а не кабиной над двигателем), малыми уг­лами свеса, средним расположением насоса, разме­щением личного состава спиной по ходу движения автомобиля. Пример компоновки подобных ПА представлен на рис. 4.

Полная масса таких ПА составляет около 18т (двухосные) или 26 т (трехосные автомобили), удельная мощность — не ниже 20 л.с./т.

Специалисты считают, что при той планировке городов, которая сформировалась в США (широкие просторные проспекты, удобные подъезды к до­мам), преобладающее применение мощных тяже­лых ПА является оправданным, поскольку не огра­ничивается оперативность их движения.

Эффективность тушения обеспечивается приме­нением мощных насосов: подача наиболее распро­страненного в США насоса составляет 1500 галло­нов/мин (5678 л/мин), что в 2,5 раза выше подачи аналогичного европейского насоса (2400 л/мин).

РИС. 4. Традиционная компоновка американского пожар­ного автомобиля для города

Необходимая степень диспергирования воды обеспе­чивается введением в комплектацию весьма совер­шенных ручных и лафетных стволов с регулируе­мым распылом.

Такое сочетание мощных насосов и совершен­ных стволов должно обеспечивать универсаль­ность тушения пожаров любого класса.

Скорость и эффективность при спасании людей обеспечиваются применением универсальных ав­толестниц, оборудованных насосом с подачей 1500 галлонов/мин (5678 л/мин) и цистерной вместимо­стью 300 - 500 галлонов (1135 - 1900 л) воды. По сути такие ПА можно классифицировать как по­жарно-спасательные.

Такие ПА весьма популярны в США. Например, в программе производства фирмы Darley значится 6  моделей подобных автомобилей, с высотой подъ­ема от 60 до 109 футов (от 18 до 33 м).

Установленный на вершине лестницы лафет­ный ствол рассчитан на максимальную подачу, ко­торую обеспечивает насос (5678 л/мин), тогда как у соответствующих европейских АЛ этот показатель не превышает 2000 л/мин.

Для столь большой подачи предназначена стаци­онарная выдвижная магистраль диаметром 100 мм. Естественно, колена автолестницы рассчитаны на эту повышенную нагрузку.

Безусловно, подобная концепция АЛ обеспечи­вает оперативность спасательных операций, однако монтаж их возможен опять-таки на шасси тяжелого класса; соответственно, маневренность таких АЛ на месте пожара оказывается ограниченной.

Необходимость учета критерия надежности, безопасности и простоты конструкции ПА специа­листы США обосновывают следующим образом.

Пожарный автомобиль — сложная техническая система. Чем больше компонентов в системе, тем выше вероятность отказов и срывов, поэтому усложнение конструкции приводит к снижению на­дежности.

Кроме того, пожар — не лучшая рабочая среда для тонкой электронной аппаратуры, которой в по­следнее время все чаще оснащаются европейские ПА. По самой своей природе и функциональному назначению такое оборудование требует более вы­сокой квалификации со стороны персонала как при оперативном использовании, так и при техниче­ском обслуживании. При наличии подобной техни­ки специальная подготовка персонала и специаль­ная техническая служба для обслуживания стано­вятся необходимостью, что является большой проблемой для США.

Объясняется это тем обстоятельством, что мно­гие американские пожарные части укомплектованы добровольцами — преданными своему делу, отлич­но подготовленными, но лишь в качестве пожар­ных, а не специалистов по управлению и обслужи­ванию сложных технических систем.

Эта давняя традиция и создала потребность в простом, надежном и прочном пожарном оборудо­вании, которым оснащаются ПА. Упор на простоту и надежность оборудования специалисты США считают чрезвычайно важным фактором, учитывая также те трудные и опасные условия, в которых приходится работать пожарным: непогода, высокие температуры, ядовитый дым, обледенение и пр.

Однако при всей важности приведенных крите­риев определяющей при разработке и реализации концепции создания ПА в США является проблема рентабельности.

Это значит, что при сравнительном экономиче­ском анализе двух “конкурирующих” концепций в США учитывают стоимость дополнительных устройств и расходы на оплату их операторов, срав­нивая их с теми выгодами, которые реально прине­сет внедрение конкретной модели ПА.

Следует отметить, что основная тенденция в США состоит в том, чтобы по мере целесообразно­сти встраивать в конструкцию пожарных автолест­ниц, авпоследнее время и автоподъемников, борто­вые насосные системы, водяные и пенные емкости, силовые электроагрегаты и другие элементы. При этом экономическая оценка такой “тактической единицы” производится по особой статье, ибо эта установка выполняет иные функции и служит иным целям, чем классические европейские пожарные машины.

Европейский подход

Основной критерий, на котором базируется евро­пейская концепция создания ПА (рис. 5), заключает­ся в следующем: при любых обстоятельствах пожар­ные подразделения, получающие вызов на пожар, должны обеспечивать спасание людей, затем — ор­ганизовать тушение. А меньшие по размеру и весу ПА, обладающие более высокой мобильностью и ма­невренностью, в условиях высокой интенсивности уличного движения и плотной застройки европей­ских городов в состоянии более оперативно доста­вить к месту пожара силы и средства для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.

Именно потому в парке ПА европейских стран доминируют ПА легкого и среднего классов, а тя­желые ПА (основная тактическая единица в США) используются в основном для защиты пожароопас­ных объектов, а также в качестве специальных ПА, для которых оперативность не является преоблада­ющим фактором.

Европейские производители ПА не считают це­лесообразной установку на городских ПА сверх­мощных насосных систем, ограничиваясь приме­нением на ПА среднего класса насосов с подачей 2400 л/мин или комбинированных насосов. Хотя модельные ряды насосных агрегатов, выпускаемых европейскими фирмами, значительно шире: конк­ретный тип насоса устанавливается в зависимости от функционального назначения ПА (городские, объектовые, аэродромные и т.д.).

РИС. 5. Компоновка европейского пожарного автомобиля нового поколения (автоцистерна фирмы Rosenbauer на шас­си MAN)

В Европе разработана концепция многофункци­ональных ПА (по типу американских), однако она находится в стадии обсуждения и не поддерживает­ся однозначно пожарной охраной разных стран. Тем не менее в программах производства некото­рых фирм такие модели начинают появляться (АЦ с лестницей, аварийно-спасательные ПА с насосной установкой и т.п.).

С принятием европейских норм EN 1846 “По­жарные автомобили” структура типоразмерных ря­дов ПА установлена нормативно, поэтому дальней­шее развитие их концепции идет в направлении совершенствования технического уровня ПА — как оперативных транспортных средств, так и техниче­ских средств тушения. Подробнее эти проблемы рассмотреть в объеме журнальной статьи достаточ­но сложно.

Однако два обстоятельства концептуального ха­рактера можно отметить в данном обзоре: это по­стоянно растущий уровень дизайна современных европейских ПА и повышение степени автоматиза­ции управления агрегатами и системами ПА, что в корне отличает их от американских ПА.

Последние модели ПА, предлагаемые потреби­телю европейскими фирмами, оснащены весьма сложными системами электронных датчиков, инди­каторов, органов управления, а также сложными механизмами, встроенными элементами бортовой диагностики, обеспечивающими полностью авто­матическую работу агрегатов и постоянный конт­роль за их состоянием.

Эти технические решения стали нормой для со­временных европейских ПА, и фирмы вынуждены организовывать курсы по обучению операторов, ко­торым предстоит работать на таких машинах и об­служивать их. Именно эти обстоятельства амери­канские специалисты считают неприемлемыми для пожарной охраны США по причинам, приведен­ным выше.

Вместе с тем намечается некоторое сближение американской и европейской концепций ПА. И та, и другая концепции предусматривают применение пожарных автомобилей первой помощи (американ­ская версия “First-Out” Attack, или ПА первой ата­ки). Американская фирма Darley в проспектах 2000 года называет такой автомобиль “моделью ты­сячелетия” (Millenium Models). В Европе создание автомобиля первой помощи предусмотрено норма­ми EN 1846.

В Европе начинают производиться многофунк­циональные автомобили (о чем было сказано выше), что является главной тенденцией в США.

В то же время пожарная охрана США приобре­тает (или организует производство в дочерних фир­мах европейских компаний) такие сугубо европей­ские ПА, как коленчатые подъемники фирмы Бронто, автоматические автолестницы Магирус, ПА корпорации Розенбауэр, которые не вписыва­ются в американскую концепцию.

Новый концептуальный автомобиль Conzept- bus-2000, созданный в Германии пожарной охра­ной Ганновера совместно с фирмами Мерседес и Магирус (рис. 2), с полным основанием можно от­нести к продукту двух, на первый взгляд противо­положных, концепций.

В заключение следует остановиться еще на од­ном аспекте рассматриваемой проблемы.

В нашей стране господствующая идеология в создании ПА базируется на использовании для этих целей коммерческих шасси грузовых автомобилей. При прогнозируемой на начало века интенсивности дорожного движения ПА на таких шасси будут ста­тичными, ничем не отличаясь от других участников транспортного потока.

Между тем в мире еще в конце прошлого века наметилась тенденция к применению специальных шасси для ПА.

Анализ технических характеристик специаль­ных шасси, которые поставляются автомобильны­ми корпорациями фирмам-изготовителям ПА, по­зволяет сделать вывод: в мире завершен переход на выпуск шасси нового поколения, которые по мно­гим параметрам превосходят заменяемые модели. Этому есть свое объяснение: мировые автомобиль­ные гиганты делят сферы влияния, и производство моделей “из прошлого” оказывается только на руку конкурентам.

Новинки грузового автомобилестроения фирмы и компании демонстрируют на международных ав­тосалонах коммерческих и специальных транспор­тных средств, которые проходят под девизом: “Мы ведем процветающее дело!”

К сожалению, отечественные производители пока не нашли своей ниши в этом “процветающем деле”: технический уровень наших грузовиков как базы для создания ПА кардинально уступает техни­ческому уровню соответствующей продукции зару­бежных (ведущих и не ведущих) фирм. Перспекти­вы на то, что отечественные шасси, прежде всего среднего и тяжелого классов, в ближайшее время достигнут (в стандартном исполнении) уровня за­рубежных весьма проблематичны. Хотя надежды на создание специальных шасси для ПА имеются.

С учетом проведенного в настоящей статье ана­лиза, новая идеология производства отечественных ПА должна базироваться на исполнении следую­щих решений:

а) применение для создания ПА специальных шасси, параметры которых адекватны их функцио­нальному назначению, а именно: удельная мощность не менее 20 л.с./т; максималь­ная скорость не ниже 100 км/ч; повышенная эффек­тивность торможения за счет применения апробиро­ванных решений: АБС, стабилизаторов устойчиво­сти, системы экстренного растормаживания и т.п.;

б) реализация принципа “суперплотной” ком­поновки, успешно апробированного в ходе работ над АЦ вагонного типа, еще в прошлом веке создан­ной ВНИИПО, ВНИИТЭ и французской фирмой “Сидес”, и позволяющего снизить высоту центра тяжести ПА, его габаритную ширину, улучшить об­зорность с места водителя, маневренность и другие параметры. Реализация этих, а также ряда других частных решений позволит снизить динамические габариты ПА и обеспечить условия его оперативного и бе­зопасного движения к месту вызова;

в)  проведение работ по повышению огнетуша­щей эффективности ПА и существенному измене­нию традиционного подхода к комплектации ПА, с включением оборудования для проведения аварий­но-спасательных работ. Тем самым могут быть созданы предпосылки для модернизации и структурной реконструкции действующего парка пожарных автомобилей в стране.

 

По материалам сайта http://fire-smi.ru

Статью прислал: LeninLive

Статьи по теме

0
51
Воздушно-пенные стволы СВП-2, СВП-4 и СВП-8
Пожарная техника и оборудование
Воздушно-пенные стволы СВП-2, СВП-4 и СВП-8
Опубликовано: 24 мая, 2017

Пена является одним из эффективнейших средств для борьбы с пожаром. Для формирования и подачи направленной пенной струи к месту возгорания используют воздушно-пенные стволы. Различные модификации этих устройств позволяют управлять мощностью и скоростью потока, функционировать в нескольких режимах...

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.