ГОСТ Р 12.2.144-2005
Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ Требования безопасности Методы испытаний ГОСТ Р 12.2.144-2005

Occupational safety standards system. Fire-fighting technics. Safety requirements. Test methods

Дата введения - 2006-01-01

УДК 614.847.1:006.354 ОКС 13.220.10 Т58 ОКС7У4854 Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения” и ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 “Пожарная безопасность”

2 УТВЕРНЭДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 марта 2005 г. № 47-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе “Национальные стандарты”, а текст этих изменений - в информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе “Национальные стандарты”

Содержание

1 Область применения.

2 Нормативные ссылки.

3 Термины и определения .

4 Обозначения и сокращения .

5 Требования безопасности.

5.1 Общие требования безопасности .

5.2 Требования безопасности к пожарному автомобилю, оборудованному стрелой (комплектом колен).

5.3 Требования безопасности к электрооборудованию пожарного автомобиля.

5.4 Требования охраны окружающей среды.

6 Контроль выполнения требований безопасности. Методы испытаний.

Библиография

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили (далее - ПА), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, и

устанавливает требования конструкционной, эксплуатационной безопасности к ним и методам контроля за выполнением этих требований.

Стандарт должен применяться при изготовлении новых, модернизации серийно выпускаемых ПА.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.568-99 / ГОСТ Р 8.571-98 Государственная система обеспечения единства измерений. Термометры сопротивления платиновые эталонные 1-го и 2-го разрядов. Методика поверки

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум, Общие требования безопасности ГОСТ

12.1.004-91 Система стандартов безопасности. Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасностъ. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.001-85 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.4.123-83 Система стандартов безопасности труда. Средства коллективной защиты от инфракрасных излучений. Общие технические требования

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 10908-75 Квадранты механические с уровнем. Технические условия ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254—96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP) ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16556-81 Заземлители для передвижных электроустановок. Общие технические условия

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21752-76 Система “человек-машина”. Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система “человек-машина”. Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 25076-81 Материалы неметаллические для отделки интерьера автотранспортных средств. Метод определения огнеопасности

ГОСТ 28433-90 Краны-штабелеры стеллажные. Общие технические условия

ГОСТ 30593-97/ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН № 3) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН № 4) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака автотранспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН № 6) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН № 7) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.11-2001 (Правила ЕЭК ООН № 11) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН № 21) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН № 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.24—2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:

I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности, II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции, III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности, IV. Измерения мощности двигателей

ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН № 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства

ГОСТ Р 41.34-2001 (Правила ЕЭК ООН № 34) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара

ГОСТ Р 41.42-99 (Правила ЕЭК ООН № 42) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении устанавливаемых на них передних и задних защитных устройств (бамперы и т.д.)

ГОСТ Р 41.43-99 (Правила ЕЭК ООН № 43) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекол и стекповых материалов

ГОСТ Р 41.46-99 (Правила ЕЭК ООН № 46) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН № 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН № 51) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом

ГОСТ Р 41.65-99 (Правила ЕЭК ООН № 65) Единообразные предписания, касающиеся утверждения специальных предупреждающих огней для транспортных средств

ГОСТ Р 41.87-99 (Правила ЕЭК ООН № 87) Единообразные предписания, касающиеся утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств

ГОСТ Р 41.91-99 (Правила ЕЭК ООН № 91) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.93-99 (Правила ЕЭК ООН № 93) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Передних протмвоподкатных защитных устройств (ППЗУ), II. Транспортных средств в отношении установки ППЗУ официального утвержденного типа, III. Транспортных средств в отношении их передней противоподкатной защиты (ППЗ)

ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН № 94) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения

ГОСТ Р 41.95-99 (Правила ЕЭК ООН № 99) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50866-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ГОСТ Р 51206-98 Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определений

ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновым двигателем. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю “Национальные стандарты”, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара.

3.2 базовое шасси: Автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем салона для личного состава боевого расчета и пожарной надстройки.

3.3 салон пожарного автомобиля: Пространство, предназначенное для личного состава боевого расчета и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения, тип салона - с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.4 надстройка пожарного автомобиля: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, механизмов выдвижения (раскладывания) и поворота лестниц, колен, стрел, отсеков кузова для размещения ПТВ.

3.5 личный состав боевого расчета на пожарный автомобиль (боевой расчет): структурное подразделение караула для несения службы согласно табелю боевого расчета на ПА.

3.6 боевое развертывание: Действия личного состава боевого расчета по приведению прибывших на место вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

3.7 пожарно-техническое вооружение: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

3.8 снаряженная масса пожарного автомобиля: Масса ПА в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ.

3.9 полная масса пожарного автомобиля: Сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием - изготовителем ПА в НД.

3.10 средства индивидуальной защиты рук пожарных: изделия, предназначенные для защиты кистей рук личного состава боевого расчета от вредных факторов окружающей среды, а также от неблагоприятных климатических воздействий (отрицательных температур, осадков, ветра).

3.11 пожарная автоцистерна: ПА, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета и ПТВ.

3.12 пожарная автолестница: ПА со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

3.13 пожарный автоподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической, коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

3.14 пожарный пеноподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой (комплекта колен), последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи огнетушащих веществ.

3.15 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ, АПК, ППП противодействовать силам, стремящимся их опрокинуть (массе груза, силе инерции, ветровой нагрузке и т.д.).

3.16 угол поперечной статической устойчивости: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и подрессоренной пожарной надстройкой ПА, при котором происходит отрыв колес одной из осей от опорной поверхности.

3.17 поперечный угол наклона АП, АПК и ППП: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси.

3.18 коэффициент грузовой устойчивости АЛ, АПК: Отношение удерживающего момента,

создаваемого массой АП, АПК к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.19 рабочее поле движения стрелы, колен, люльки: Зона, очерченная вершиной стрелы, колена, внешним краем люльки при их маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты, для соответствующей грузоподъемности.

3.20 стрела (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия личного состава боевого расчета в пределах рабочего поля движения стрелы (колен) или люльки.

3.21 высота подъема стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени АЛ, пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.22 вылет стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени АЛ, наружного края пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.23 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.24 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ и АПК в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.25 ограничитель грузоподъемности АЛ, АПК: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АП, АПК в случае превышения грузоподъемности стрелы (кабины лифта, люльки).

3.26 люлька: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу личного состава боевого расчета на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы.

3.27 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание кабины лифта вдоль лестницы.

3.28 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) кабины лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.

3.29 огнетушающее вещество: Вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

3.30 пенообразователь: Вещество, предназначенное для получения с помощью специальной аппаратуры при смешении с водой пены или пленки для тушения пожаров.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ПА - пожарный автомобиль,

ПТВ - пожарно-техническое вооружение,

СПА - салон пожарного автомобиля,

ДТП - дорожно-транспортное происшествие,

АЦ - автоцистерна,

АЛ - автолестница,

АПК - автоподъемник пожарный коленчатый,

ППП - пожарный пеноподъемник,

НД - нормативный документ,

ЭСУ - электросиловые установки,

ПУЭ - правила устройства электроустановок,

ПЭЭП - правила эксплуатации электроустановок потребителей,

ПТБ - правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей,

УЗО - устройство защитное отключающее.

5 Требования безопасности

5.1 Общие требования безопасности

5.1.1 Технические требования к тормозной системе ПА и норматив ее эффективности должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.13.

5.1.2 Цветографическая схема ПА, специальные световые и звуковые сигналы по ГОСТ Р 50574.

5.1.3 Электрооборудование, внешние световые приборы и светоотражающие приспособления ПА должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.4, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.7, ГОСТ Р

41.23, ГОСТ Р 41.48, ГОСТ Р 41.65, ГОСТ Р 41.87, ГОСТ Р 41.91, ГОСТ Р 52230.

5.1.4 Конструкция пожарной надстройки должна соответствовать разработанной предприятием -изготовителем ПА нормативному документу на ее монтаж на базовом шасси.

Не допускается в процессе эксплуатации ПА вносить изменения в конструкцию ПА, изменять места размещения ПТВ, вводить дополнительное ПТВ без согласования их с разработчиком (изготовителем) ПА.

5.1.5 Конструкция ПА должна предусматривать установку передних и задних защитных устройств, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р 41.42, ГОСТ Р 41.93.

5.1.6 Техническое состояние ПА в процессе эксплуатации должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709.

5.1.7 Уровень освещенности должен быть, лк, не менее:

- 20 - указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления,

-10 - кабины боевого расчета и отсеков кузова с ПТВ,

- 10-рабочих площадок на расстоянии одного метра от отсеков, к которым подсоединяются всасывающие и напорные рукава, кабели ЭСУ и т.д.

В зоне рабочего места командира отделения в СПА должен быть размещен светильник (уровень освещенности должен быть не менее 10 лк) местного освещения (или предусмотрено место для размещения и подключения), не ослепляющий водителя.

5.1.8 Конструкция и размещение органов управления специальными агрегатами ПА должны исключать возможность случайного приведения их в действие.

Органы управления специальными агрегатами ПА, ручки для открывания крышек, люков сосудов, дверей СПА, отсеков и прочих элементов должны обеспечивать возможность захвата их руками в средствах индивидуальной защиты рук.

Органы управления специальной звуковой и световой сигнализации на ПА должны быть расположены в зоне, удобной для их экстренного включения водителем или командиром отделения.

5.1.9 Размеры, форма и расположение органов управления специальными агрегатами ПА, а также усилие, прикладываемое к ним, должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

5.1.10 Полная масса ПА не должна превышать 95 % полной массы, установленной для базового шасси.

При определении расчетной массы личного состава боевого расчета исходят из массы одного человека 75 кг плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

5.1.11 Компоновка составных частей ПА на раме базового шасси должна обеспечивать распределение нагрузок на оси ПА полной массы в соответствии с техническими условиями на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25 % полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ± 1 % от полной массы.

5.1.12 Угол поперечной статической устойчивости ПА при полной массе должен быть не менее 30°.

5.1.13 Ударно-прочностные характеристики СПА должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.29, ГОСТ Р 41.94, ГОСТ Р 41.95.

5.1.14 Высота СПА от пола до обивки крыши, измеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, - не менее 1400 мм.

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.