ГОСТ Р 54957-2012 Железнодорожная электросвязь. Общие требования безопасности
Демонстрационный фрагмент текста:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
54957—
2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ
Общие требования безопасности
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2013
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. No 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансТелеКом-Бизнес» (ООО «ТрансТелеКом-Бизнес»)
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 августа 2012 г. Ne 242-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза:
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»,
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
©Стандартинформ. 2013
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ
Общие требования безопасности
Railway telecommunications General safety requirements
Дата введения — 2012—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сродства, системы, сети и ресурсы железнодорожной электросвязи и устанавливает общие требования безопасности в области железнодорожной электросвязи.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО13335-1—2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий
ГОСТ Р ИСО/МЭК13335-5—2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности Часть 5. Руководство по менеджменту безопасности сети
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271—2002 Информационная технология. Руководство по применению Г ОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств)
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1—2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2—2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799—2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001—2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
ГОСТ Р 50648—94 (МЭК 1000-4-8—93) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50922—2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 51275—2006 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения
ГОСТ Р 51317.4.2—2010 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
Издание официальное
ГОСТ Р 51317.4.3—2006 (МЭК 61000-4-3.2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4—2007 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5—99 (МЭК 61000-4-5—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6—99 (МЭК 61000-4-6—96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.11—2007 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16—98) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150 кГц. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52448—2005 Защита информации. Обеспеченно безопасности сетей электросвязи. Общие положения
ГОСТ Р 53953—2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р МЭК 61508 (все части)—2007 Функциональная безопасность электрических, электронных. программируемых электронных систем, связанных с безопасностью
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется а части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р МЭК 61508-4. ГОСТ Р 52448. ГОСТ Р ИСО МЭК 15408-1. Г ОСТ Р 50922, ГОСТ Р 53953. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта: Состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта в целом, определяемое через состояние его подсистем и их взаимодействие между собой и железнодорожным подвижным составом, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.2 железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность (полную или частично) устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.3
сбой: Самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устранимый незначительным вмешательством оператора.
[ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001—2006. пункт 3.13]
3.4 требования безопасности: Требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия функционирования сети железнодорожной электросвязи.
3.5 элементы функциональных подсистем: Изделия и конструкции, применяемые при строительстве и монтаже составных частей функциональных подсистем.
4 Общие положения
4.1 Цели обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи
Основными целями обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи являются:
- достижение устойчивого функционирования и успешного выполнения заданных функций средствами. системами, сетями железнодорожной электросвязи в условиях возможного воздействия нарушителя. способного привести к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности,
- обеспечение доступности услуг связи, особенно услуг экстренного обслуживания в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в случае террористических актов.
4.2 Основные задачи обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи
Основными задачами обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи являются:
- своевременное выявление, оценка и прогнозирование источников угроз безопасности, причин и условий, способствующих нанесению ущерба, нарушению нормального функционирования и развития систем и сетей железнодорожной электросвязи,
- выявление и устранение уязвимостей в средствах, системах и сетях железнодорожной электросвязи,
- предотвращение, обнаружение угроз безопасности, пресечение их реализации и своевременная ликвидация последствий возможных воздействий нарушителя, в том числе и террористических действий:
- совершенствование применяемых мер обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи.
4.3 Средства, сети, системы и виды железнодорожной электросвязи
4.3.1 К железнодорожной электросвязи относятся:
- средства связи, выполняющие функции систем коммутации,
- средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем:
- средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга,
- оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования,
- оборудование средств связи, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
- радиоэлектронные средства связи,
- оконечное оборудование:
- кабели связи и линейно-кабельные сооружения связи,
- антенны и фидерные устройства:
- оборудование, реализующее дополнительные сетевые услуги:
- оборудование электропитания средств связи.
4.3.2 К сетям железнодорожной электросвязи относятся:
- первичная сеть связи железнодорожного транспорта,
- вторичные сети железнодорожной электросвязи:
а) сеть оперативно-технологической связи,
б) сеть общетехнологической телефонной связи,
в) железнодорожная телеграфная сеть:
г) сеть передачи данных оперативно-технологического назначения:
д) сеть передачи данных общетехнологического назначения:
ж) сеть автоматизированной документальной связи,
и) сеть железнодорожной радиосвязи:
к) сеть технологической спутниковой связи.
4.3.3 К системам, предназначенным для построения указанных сетей железнодорожной электросвязи. относятся:
- волоконно-оптическая система передачи,
- система передачи по кабелю с медными жилами:
- радиорелейная система передачи,
- спутниковая система передачи:
- система технологической аудиоконференцсвязи,
з
- система технологической видеоконференцсвязи,
- система документированной регистрации служебных переговоров,
- система железнодорожной радиосвязи,
- система поездной радиосвязи,
- система станционной радиосвязи,
- система ремонтно-оперативной радиосвязи,
- система передачи данных по радиоканалу,
- транкинговая система технологической радиосвязи,
- система мониторинга и администрирования сетью железнодорожной электросвязи,
- система тактовой сетевой синхронизации цифровой сети железнодорожной электросвязи,
- система оперативно-розыскных мероприятий и др.
4.3.4 Существуют следующие виды железнодорожной электросвязи:
- поездная диспетчерская,
- поездная межстанционная,
- постанционная,
- линейно-путевая,
- стрелочная:
- энергодиспетчерская,
- перегонная,
- служебная связь электромехаников сигнализации, централизации, блокировки и связи,
• магистральная:
- дорожная,
- дорожная распорядительная:
- билетно-диспетчерская,
- вагонно-диспетчерская,
- маневровая диспетчерская:
- местная,
- двухсторонняя парковая,
- оповещения пассажиров.
4.4 Основные уязвимости, угрозы
4.4.1 При определении уязвимостей различают объективные, субъективные и случайные:
- объективными являются уязвимости, зависящие от особенностей построения и технических характеристик. Полное устранение данных уязвимостей невозможно, тем не менее они могут существенно ослабляться техническими и инженерно-техническими методами:
- субъективными являются уязвимости, зависящие от действий сотрудников, которые устраняются в большей части организационными и программно-аппаратными методами:
- случайными являются уязвимости, зависящие от особенностей окружающей среды и непредвиденных обстоятельств.
4.4.2 Угрозой безопасности функционирования средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи является совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность несанкционированных и (или) непреднамеренн ых воздействий на информационные ресурсы и телекоммуникационную составляющую железнодорожной электросвязи, что может привести к нарушению выполняемых ими функций, риску нанесения им ущерба и возникновению чрезвычайных ситуаций.
4.4.2.1 Для разработки и осуществления планов обеспечения безопасности должны быть определены: комбинация угроз, уязвимостей, воздействий нарушителя и оценка защищаемых систем и ресурсов. чтобы выработать решения по устранению или уменьшению угроз, устранению или ослаблению уязвимости и координации управления риском.
4.4.2.2 Каждая выявленная угроза должна быть описана и включена в перечень угроз безопасности. Рекомендуемый перечень основных угроз и включенные в него угрозы безопасности приведены в приложении А.
4.4.2.3 Угрозы безопасности в соответствии с архитектурой безопасности согласно [1] могут быть отнесены к техническим средствам сети электросвязи и (или) пользователей в соответствии с табли-цей4.1.
Таблица 4.1
Краткое наименование угрозы | Описание угрозы | Применимость | |
к техническим средствам сети электросвязи | к техническим средствам пользователей | ||
Уничтожение | Разрушение информации и (или) других ресурсов | + | |
Искажение | Искажение или изменение информации | ||
Утечка | Удаление, кража или потеря информации и (или) других ресурсов | ||
Разглашение | Раскрытие информации | + | |
Блокирование | Прерывание обслуживания | + | - |
Примечание — Применимость угроз к техническим средствам сети электросвязи и техническим средствам пользователей должны определяться политикой информационной безопасности.
4.4.2.4 При классификации объектов, на которые направлены угрозы, применяют три уровня:
- инфраструктура сети,
- услуги связи,
- приложения.
Уровень инфраструктуры сети охватывает информацию пользователей, уровень услуг связи — услуги сети, уровень приложений — приложения, организуемые на базе сетей связи.
4.4.2.5 Угрозы разделяют на преднамеренные и непреднамеренные, активные и пассивные. Пассивная угроза — угроза несанкционированного раскрытия информации без изменения состояния автоматизированной системы. К активным относят угрозы, которые вызывают изменения информации, содержащейся в системе, а также изменения состояния или работы этой системы.
4.4.2.6 К угрозам информационной безопасности относят:
- нарушение целостности информации,
- модификация сообщения,
- отказ отправителя (получателя) от факта отправления (получения) информации,
- отказ в обслуживании,
- вирусы,
- спам,
- слежка,
- закладки в оборудование и программное обеспечение,
- злоупотребление доверием:
- переадресация портов,
- вставка фальшивого трафика:
- искажение данных систем управления, маршрутизации и др.
4.5 Критерии оценки безопасности
4.5.1 В таблице 4.2 установлена взаимосвязь основных угроз и критериев безопасности сети электросвязи.
Таблица 4.2
Вил угрозы | Критерии безопасности | |||
Конфиденциальность | Целостность | Доступность | Подотчетность | |
Уничтожение информации и (или) других ресурсов | - | |||
Искажение или модификация информации | - | + | - | + |
Мошенничество | + | * | + | |
Кража, утечка, потеря информации и (или) других ресурсов | - |
5
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.