ПБ 09-560-03 Правила промышленной безопасности нефтебаз
Демонстрационный фрагмент текста:
Правила промышленной безопасности нефтебаз
ПБ 09-560-03
Постановление Госгортехнадзора РФ от 20 мая 2003 г. № 33 Об утверждении Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов
Госгортехнадзор России постановляет:
1. Утвердить Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов.
2. Направить Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Начальник Госгортехнадзора России В.М. Кульечев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2003 г.
Регистрационный № 4666
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (далее Правила) устанавливают требования, соблюдение которых направлено на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, несчастных случаев на опасных производственных объектах нефтебаз и складов нефтепродуктов.
1.2. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. № 30. ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленной надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. № 50 ст. 4742), Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от
18.10.02 № 61-А, зарегистрированными Минюстом России 28.11.02 № 3968 (Российская газета. 2002 г. 5 дек. № 231), и предназначены для применения всеми организациями независимо от их организационноправовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.
1.3. Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов распространяются на действующие, реконструируемые, проектируемые, строящиеся и законсервированные нефтебазы и склады нефтепродуктов.
1.4. Правила не распространяются:
- на нефтебазы с продуктами, имеющими упругость паров выше 700 мм рт. ст.,
- отдельно стоящие автозаправочные станции,
- нефтепромысловые склады и склады магистральных трубопроводов.
1.5. Нефтебазы и склады нефтепродуктов, на которые распространяются действия настоящих Правил, должны иметь:
- лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- разрешение на применение технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах,
- договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО),
- документ о регистрации ОПО в государственном реестре,
- проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО,
- нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на ОПО.
1.6. Необходимость разработки декларации промышленной безопасности объекта определяется
Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных
производственных объектов.
1.7. Организация, эксплуатирующая ОПО нефтебаз или складов нефтепродуктов, обязана:
- соблюдать требования Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных документов в области промышленной безопасности,
- обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к работе,
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности,
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности,
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями,
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах в установленные сроки,
- обеспечивать готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии: иметь планы локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН), проводить тренировки по действию персонала в аварийных ситуациях,
- принимать участие в техническом расследовании причин аварий и несчастных случаев на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных происшествий, вести учет аварий и инцидентов на ОПО,
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО,
- обеспечивать защиту объектов от проникновения и несанкционированных действий посторонних лиц,
- выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями,
- представлять в соответствии с установленным порядком информацию о выполнении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности.
1.8. Обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, при отсутствии предельного количества опасных веществ, указанных в приложении 2 к Федеральному закону О промышленной безопасности опасных производственных объектов, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
1.9. Приведение действующих нефтебаз и складов нефтепродуктов в соответствие с требованиями настоящих Правил осуществляется в установленном порядке.
II. Требования промышленной безопасности к технологическим объектам
2.1. Общие требования
2.1.1. На нефтебазах и складах нефтепродуктов должны разрабатываться и внедряться мероприятия по предупреждению и исключению опасных факторов, влияющих на промышленную безопасность.
2.1.2. Разрабатываемые мероприятия нормативного, организационного и технического характера должны иметь четкую направленность и практическую реализацию в части:
- обеспечения промышленной безопасности,
- предотвращения аварий,
- предотвращения образования взрывоопасной среды,
- предотвращения образования во взрывоопасной среде источников зажигания.
2.1.3. Промышленная безопасность должна обеспечиваться:
- техническими решениями, принятыми при проектировании,
- соблюдением требований правил безопасности и норм технологического режима процессов,
- безопасной эксплуатацией технических устройств, отвечающих требованиям нормативно-технической документации при эксплуатации, обслуживании и ремонте,
- системой подготовки квалифицированных кадров.
2.1.4. Предотвращение аварий должно достигаться:
- применением автоматизированных систем управления и противоаварийной защиты,
- регламентированным обслуживанием и ремонтом оборудования с применением диагностики неразрушающими методами контроля,
- системой мониторинга опасных факторов, влияющих на промышленную безопасность,
- накоплением и анализом банка данных по авариям и инцидентам,
- принятием предупреждающих мер по возникновению аварий.
2.1.5. Предотвращение образования взрывопожароопасной среды должно обеспечиваться:
- автоматизацией технологических процессов, связанных с обращением легковоспламеняющихся жидкостей (далее - ЛВЖ) и горючих жидкостей (далее - ГЖ),
- применением технических мер и средств защиты оборудования от повреждений и преждевременного износа,
- регламентированным контролем герметичности участков, узлов, соединений, которые по условиям эксплуатации могут стать источниками выделений (пропуска) горючих газов,
- контролем среды, блокировкой средств управления, позволяющей прекратить образование взрывоопасной среды на ранней стадии,
- улавливанием паров взрывоопасной смеси и отводом их в емкость (конденсатор),
- применением технических средств и приемов, позволяющих максимально сократить вынужденный выброс (испарение) горючих веществ,
- применением замкнутой системы сбора взрывоопасной смеси по типу сообщающихся сосудов.
2.1.6. Предотвращение образования во взрывоопасной среде источников зажигания должно достигаться:
- применением электрооборудования, соответствующего пожароопасной и взрывоопасной зонам, группе и категории взрывоопасной смеси,
- применением приемов и режимов технологического процесса, оборудования, удовлетворяющих требованиям электростатической безопасности,
- устройством и регулярной проверкой молниезащиты зданий, сооружений и оборудования,
- применением в конструкции быстродействующих средств защитного отключения возможных источников зажигания,
- применением искрогасителей и искроулавливателей,
- использованием неискрящего инструмента при работе с оборудованием, содержащим ЛВЖ и ГТК,
- контролем температуры нагрева машин, механизмов, подшипников, устройств, которые могут войти в контакт с горючей средой,
- устранением контакта с воздухом пирофорных веществ,
- выполнением требований нормативной технической документации, правил промышленной безопасности.
2.1.7. Система производственного контроля за промышленной безопасностью должна обеспечивать:
- контроль за соблюдением требований правил промышленной безопасности на опасном производственном объекте,
- анализ состояния промышленной безопасности и контроль за реализацией мероприятий, направленных на ее повышение,
- координацию работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности организации к локализации аварий и ликвидации их последствий.
2.2. Линейные отводы от магистральных нефтепродуктопроводов
2.2.1. Прием (отпуск) нефтепродуктов по отводящим распределительным трубопроводам (отводам) магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) должен осуществляться с соблюдением требований, установленных нормативными документами к организации и порядку сдачи нефтепродуктов по отводам магистральных нефтепродуктопроводов.
2.2.2. Сооружения отводов (узлы приема) должны соответствовать требованиям строительных норм и правил к магистральным трубопроводам, складам нефти и нефтепродуктов, противопожарным нормам и нормам технологического проектирования магистральных нефтепродуктопроводов (распределительных нефтепродуктопроводов).
2.2.3. Герметичность задвижек на нулевом километре отвода (начальная точка отвода), концевых задвижек отвода, технологических задвижек у резервуаров потребителей определяется в проекте в соответствии с требованиями государственного стандарта.
2.2.4. Узел подключения концевых задвижек отводов к технологическим трубопроводам потребителя обустраивается:
- двумя стальными отсекающими задвижками на отводе,
- камерой отбора проб с пробоотборником,
- системой канализации с емкостью для слива отбираемых проб,
- манометрами, приборами контроля сортности нефтепродуктов,
- системой электроснабжения для питания электроприводов задвижек и освещения,
- соответствующим ограждением.
2.2.5. Оснащенность контрольно-измерительными приборами (далее - КИП), средствами (приборами) учета, уровень автоматизации отводов определяются действующими нормативными документами по проектированию, автоматизации, телемеханизации разветвленных нефтепродуктопроводов.
2.2.6. Технологические линии от концевых задвижек отвода до приемных резервуаров потребителя должны быть автономными и не иметь тупиковых ответвлений, лишних врезок, перемычек, проходить через узлы задвижек на манифольдах, эстакадах, насосных.
2.2.7. Отпуск нефтепродуктов потребителю по отводу производится только при условии работы МНПП в рабочем режиме.
2.2.8. Во избежание аварийных ситуаций (гидроударов) задвижки на отводе необходимо открывать в следующей последовательности: сначала открываются концевые задвижки отвода, после получения информации об открытии концевых задвижек открываются задвижки на нулевом километре отвода.
2.2.9. После каждой закачки продукта потребителю необходимо произвести обход трассы.
2.2.10. Действия персонала в аварийных ситуациях должны соответствовать разработанным и утвержденным в установленном порядке планам локализации аварийных ситуаций и планам по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
2.3. Железнодорожные сливоналивные эстакады
2.3.1. Проектирование, монтаж, эксплуатация и ремонт сливоналивных эстакад должны производиться в соответствии с требованиями нормативных документов по промышленной безопасности, отраслевых документов, устанавливающих требования по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, проектированию автоматизированных установок тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны, строительных норм, стандартов и настоящих Правил.
2.3.2. Прием и отгрузка нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должны осуществляться через специально оборудованные сливоналивные устройства, конструкция которых должна обеспечивать безопасное проведение сливоналивных операций.
2.3.3. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, а также средствами механизации. При наливе нефтей и светлых нефтепродуктов, отгружаемых группой цистерн с массовой нормой 700 тонн и более должна быть предусмотрена герметизация налива с отводом паров на регенерационную установку, в газосборную систему. В обоснованных случаях допускается отвод паров на свечу.
2.3.4. Налив любого из заданных светлых нефтепродуктов, производимых через одно и тоже наливное устройство, должен осуществляться с обеспечением мер, исключающих смешение продуктов. Для авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ) при их отпуске потребителю предусматриваются отдельные наливные устройства.
Сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов оборудуются устройствами как верхнего, так и нижнего герметизированного слива. Слив авиационных ГСМ и других светлых нефтепродуктов должен производиться через нижние сливные устройства в отдельные резервуары для последующего отстаивания и удаления из них свободной (подтоварной) воды.
2.3.5. Для приема противоводокристаллизационной жидкости (ПВКЖ), а также противооблединительных жидкостей на эстакаде должны быть предусмотрены отдельные самостоятельные системы слива, включающие сливные устройства, насосные агрегаты, фильтры грубой очистки, трубопроводные коммуникации, резервуары.
Перед началом слива поступившего продукта остаток ПВКЖ из приемного патрубка должен быть слит в отдельную емкость. При невозможности удаления остатка ПВКЖ из приемного трубопровода первую партию поступившего продукта в количестве 1,5 объема трубопровода необходимо слить в специальную емкость.
2.3.6. Система трубопроводов должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечить полное освобождение трубопроводов после запорной арматуры от остатков наливаемого или сливаемого продукта.
Для освобождения коллекторов и трубопроводов от нефтепродуктов должна быть предусмотрена закрытая дренажная система, включающая средства для дренирования наливных устройств и связанных с ними коллекторов и продуктопроводов.
2.3.7. Для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов должны быть предусмотрены специально оборудованные места. В обоснованных случаях при оснащении сливоналивной эстакады специальными средствами допускается производить аварийное освобождение неисправных цистерн непосредственно на эстакаде.
2.3.8. Для сбора и отвода атмосферных осадков и смыва пролитых нефтепродуктов зона налива должна иметь твердое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему. Рельсы в этой зоне должны прокладываться на железобетонных шпалах. Твердое покрытие должно быть водонепроницаемым, ограждаться по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м и иметь уклоны не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам).
2.3.9. Загрязненный продукт из дренажной емкости следует направлять в разделочные емкости-резервуары или емкости-резервуары для отработанных нефтепродуктов.
2.3.10. На сливоналивных эстакадах должны быть предусмотрены быстродействующие отключающие системы (преимущественно автоматические устройства). Налив должен автоматически прекращаться при:
- выдаче заданной нормы,
- достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны.
2.3.11. На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду ЛВЖ и ГЖ, должны быть установлены быстродействующие запорные устройства или задвижки с дистанционным управлением для отключения этих трубопроводов при возникновении аварии на эстакаде. Отключающие устройства должны устанавливаться на расстоянии 20-50 м от наливных эстакад, управляться из операторной и непосредственно на железнодорожной эстакаде на нулевой отметке у эвакуационных лестниц.
2.3.12. Максимальная безопасная скорость налива нефти и нефтепродуктов должна приниматься с учетом свойств наливаемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства, свойств материала его стенок и определяться проектом.
2.3.13. Ограничение максимальной скорости налива нефти и нефтепродуктов до безопасных пределов должно обеспечиваться перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса. Автоматическое регулирование расхода перепускаемого продукта производится при поддержании постоянного давления в напорном трубопроводе подачи продукта на наливную железнодорожную эстакаду.
2.3.14. Для исключения образования взрывоопасных смесей в системах трубопроводов и коллекторов слива и налива должен быть предусмотрен подвод к ним инертного газа или пара с использованием специально предназначенного оборудования и стационарных линий *.
* Данное требование не распространяется на склады авиаГСМ.
2.3.15. Сливные лотки приемно-сливной эстакады (ПСЭ) для мазутов должны выполнятся из несгораемых материалов, перекрываться металлическими решетками, съемными крышками и оборудоваться средствами подогрева слитого топлива.
2.3.16. Приемные емкости ПСЭ мазутных хозяйств оборудуются средствами измерения температуры, уровня, сигнализаторами предельных значений уровня, вентиляционными патрубками, средствами подогрева слитого топлива, перекачивающими насосами, как правило, артезианского типа и ручной кран-балкой. Приемные устройства должны иметь защиту от перелива.
2.3.17. Разогрев застывающих и высоковязких нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, сливонапивных устройствах должен производиться паром, нефтепродуктом, нагретым циркуляционным способом, или электроподогревом.
При использовании электроподогрева электроподогреватели должны иметь взрывобезопасное исполнение.
Для разогрева авиамасел следует применять насыщенный водяной пар, подаваемый в циркуляционную систему или переносные пароперегреватели.
2.3.18. При проведении сливоналивных операций с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 61 °С применение электроподогрева не допускается.
2.3.19. В отдельных обоснованных случаях подогрев высоковязких нефтепродуктов (топочных мазутов) в железнодорожных цистернах допускается с применением перегретого пара (острого пара). Обводненный нефтепродукт должен подвергаться обезвоживанию.
2.3.20. В случае использования переносных подогревателей непосредственный контакт теплоносителя с нефтепродуктом не допускается.
2.3.21. Давление пара при использовании переносных пароподогревателей не должно превышать 0,4 МПа (для авиапортов - не более 0,3 МПа).
2.3.22. Разогрев нефтепродуктов в железнодорожных цистернах электрогрелками должен производиться только в сочетании с циркуляционным нагревом в выносном подогревателе (теплообменнике).
2.3.23. Устройство установки нижнего слива (налива) должно соответствовать стандартизированным техническим условиям для установок нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов железнодорожных вагонов-цистерн. При применении в указанных установках электроподогрева должно быть предусмотрено устройство, отключающее подачу электроэнергии при достижении температуры 90°С на поверхности, соприкасающейся с подогреваемым нефтепродуктом.
2.3.24. При использовании переносных электрогрелок последние должны быть оснащены блокировочными устройствами, отключающими их при снижении уровня жидкости над нагревательным устройством ниже 500 мм.
2.3.25. Переносные паровые змеевики и электрогрелки должны включаться в работу только после их погружения в нефтепродукт на глубину не менее 500 мм от уровня верхней кромки подогревателя. Прекращение подачи пара и отключение электроэнергии должно производиться до начала слива.
2.3.26. Налив нефти и нефтепродуктов свободно падающей струей не допускается. Наливное устройство должно быть такой длины, чтобы расстояние от его конца до нижней образующей цистерны не превышало 200 мм.
2.3.27. На сливоналивных железнодорожных эстакадах должны устанавливаться сигнализаторы довзрывных концентраций согласно требованиям нормативных документов. Один датчик сигнализатора довзрывных концентраций должен быть установлен на две цистерны на нулевой отметке вдоль каждого фронта налива и слива. При двухстороннем фронте налива и слива датчики должны располагаться в шахматном порядке.
2.3.28. Для контроля давления и температуры наливаемого нефтепродукта на общем коллекторе подачи на эстакаду продукта следует устанавливать приборы измерения этих параметров с выносом показаний в операторную.
2.3.29. Для вновь проектируемых и реконструируемых нефтебаз для налива светлых нефтепродуктов рекомендуется при соответствующем обосновании предусматривать автоматизированную систему налива, проектирование которой должно осуществляться в соответствии с указаниями по проектированию установок тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны.
2.3.30. Сливонапивные эстакады для нефти и нефтепродуктов должны быть защищены от прямых ударов молнии и от электромагнитной индукции.
2.3.31. Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электричества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливоналивных операций с нефтепродуктами необходимо:
- заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств,
- ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.
2.4. Автомобильные сливоналивные станции
2.4.1. Автомобильные сливоналивные станции должны отвечать требованиям промышленной безопасности, нормам проектирования автоматизированных установок тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны, строительным нормам и правилам, стандартам и настоящим Правилам.
2.4.2. Наливная станция или пункт налива должны включать в себя: помещения пункта управления, площадки налива автомобильных цистерн, на которых оборудованы посты налива и наливные устройства. Насосы могут располагаться отдельно от наливных устройств.
2.4.3. Площадки налива автомобильных цистерн объединяются по группам нефтепродуктов и размещаются под навесами. Конструкция навеса должна быть изготовлена из несгораемых материалов.
2.4.4. На станциях и пунктах налива автоцистерн должны применяться посты налива (наливные стояки) и установки автоматизированного налива с местным и автоматизированным управлениями из операторной.
2.4.5. Приводы сливоналивных устройств, применяемые для налива ЛВЖ и ПЖ, при осуществлении операций вручную, гидравликой или пневматикой должны исключать самопроизвольное движение механизмов устройств.
2.4.6. Для налива ЛВЖ с упругостью паров от 500 мм рт. ст. сливоналивные устройства должны снабжаться устройствами отвода паров.
2.4.7. При наливе ЛВЖ и ГЖ должны использоваться телескопические или шарнирно сочлененные трубы. Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 мм.
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.