НПБ 172-98
Пояса пожарные спасательные. Общие технические требования и методы испытаний.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

Пояса пожарные спасательные. Общие технические требования и методы

испытаний.

НПБ 172-98

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Н.П. Копылов, В.И. Логинов, М.А. Мотин, С.Ю. Семенов, С.М. Ртищев).

Внесены отделом 2.4 ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Жук, Д.П. Игнатьев, В.И. Степанов).

Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 10 июля 1998 г. № 51.

Дата введения в действие 1 октября 1998 г.

Подготовлены с учетом изменений, утвержденных приказом ГУГПС МВД России от “25” декабря 1999 г. № 101

* - звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества поясов пожарных спасательных (далее по тексту - поясов), а также материалов, применяемых для их изготовления.

2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разрабатываемые и приобретаемые за рубежом пояса.

3. Настоящие нормы могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Пояс пожарный спасательный - индивидуальное приспособление, предназначенное для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров, первоочередных аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.

5. Поясной ремень - конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии.

6. Пряжка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине.

7. Карабинодержатель - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина.

8. Страховочное кольцо - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом.

9. Хомутик - конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня.

10. Шлевка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

11. Страховочная система - группа конструктивных элементов, размещенных на поясе и предназначенных для обеспечения страховки пожарного при работе на высоте и снижения динамических нагрузок, возникающих в момент случайного падения человека.

12. Фал - конструктивный элемент страховочной системы, связывающий человека при помощи карабина с местом закрепления.

13. Коуш - конструктивный элемент фала, предназначенный для заделки его конца с целью образования петли.

14. Амортизатор - конструктивный элемент страховочной системы, снижающий нагрузку, возникающую в момент случайного падения человека.

15. Подсумок - конструктивный элемент страховочной системы, предназначенный для хранения, переноски и защиты амортизатора и фала от внешних воздействий.

16. Назначенный ресурс - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация пояса должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

17. Работоспособность (работоспособное состояние) - состояние пояса, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.

18. Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности пояса.

19. Критерий отказа - признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния пояса, установленные в нормативно-технической и конструкторской документации.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

20. Технические параметры поясов и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.

21*. Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

Продукция, импортируемая Российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям Государственного заказчика.

Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.

22*. Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры “А”.

Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую Российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена Государственным заказчиком пожарнотехнической продукции.

23. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1.

24. Пояса пожарные спасательные по конструктивному исполнению подразделяются на два типа:

- пояса пожарные спасательные без страховочной системы (тип А),

- пояса пожарные спасательные со страховочной системой (тип Б).

IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

25. Требования к конструкции

25.1. В конструкцию пояса должны входить:

а) поясной ремень,

б) пряжка,

в) карабинодержатель,

г) хомутик,

д) шлевка,

е) страховочная система (для поясов типа Б).

25.2. В страховочную систему должны входить:

а) страховочное кольцо,

б) фал,

в) амортизатор,

г) подсумок.

25.3. Пояса должны выпускаться по типоразмерам, обеспечивающим обхват талии в пределах от 800 до 1300 мм.

25.4. Масса пояса должна быть:

- для типа А не более 1 кг,

- для типа Б не более 1,4 кг.

25.5. Конструкция шлевки должна обеспечивать фиксацию карабина на поясе в горизонтальном положении.

25.6. Страховочное кольцо должно располагаться на поясе со стороны спины пожарного при застегнутой пряжке.

25.7. Ширина поясного ремня (далее по тексту - ремня) должна быть не менее 80 мм.

25.8. Края деталей из тканевых материалов и отверстия в них, а также концы сшивных ниток должны быть заделаны так, чтобы исключить их расплетение.

25.9. Все детали пояса не должны иметь дефектов, ухудшающих внешний вид пояса, наличие острых кромок не допускается.

25.10. Диаметр отверстия карабинодержателя и страховочного кольца для закрепления карабина или страховочного фала должен быть не менее 20 мм.

25.11. Пряжка должна позволять регулировать длину пояса в соответствии с п. 25.3 без применения каких-либо вспомогательных приспособлений.

25.12. Хомутик должен обеспечивать удержание свободного конца поясного ремня при застегнутой пряжке.

25.13. Свободный конец поясного ремня не должен перекрывать карабинодержатель.

25.14. Длина фала должна быть в пределах от 800 до 1500 мм. Допускается использование приспособления, регулирующего длину фала.

25.15. Свободный конец фала должен быть заделан в коуш, линейные размеры которого должны соответствовать ГОСТ 19030.

25.16. Пояс не должен создавать неудобств при надевании боевой одежды пожарных и снаряжения.

25.17. Конструкция пояса должна позволять пожарному:

а) осуществлять операцию по самоспасанию в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке,

б) выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.

26. Требования стойкости к внешним воздействиям

26.1. Статическая разрывная нагрузка ленты, используемой для изготовления поясного ремня (далее по тексту - ленты), после воздействия на нее в течение не менее 30 с металлического стержня, нагретого до температуры 450 ° С, должна быть не менее 11,25 кН.

26.2. Продолжительность остаточного горения и тления материала ленты не должна превышать 2 с после воздействия на него в течение 15 с открытого пламени.

26.3. Поперечная жесткость ленты должна быть в пределах от 30 до 60 град.

26.4. Статическая разрывная нагрузка фала должна быть не менее 11,25 кН после воздействия на него:

а) температуры окружающей среды 600 ° С в течение не менее 10 с,

б) металлического стержня, нагретого до температуры 450 0 С, в течение не менее 30 с,

в) открытого пламени в течение не менее 30 с.

26.5. Жесткость фала должна быть не более 0,25 м.

26.6. Пояс в сборе (при наличии страховочной системы, включая фал и амортизатор) должен выдерживать статическую нагрузку 11,25 кН в течение не менее 60 с после воздействия на него:

а) температуры окружающей среды 50 ° С в течение не менее 6 ч,

б) температуры окружающей среды минус 40 ° С в течение не менее 6 ч,

в) температуры окружающей среды 200 ° С в течение не менее 3 мин,

г) воды в течение не менее 1 ч,

д) 6 % раствора пенообразователя в течение не менее 1 ч.

26.7. Пояс должен сохранять работоспособность после приложения статической нагрузки 4 кН в течение не менее 5 мин, при этом перемещение поясного ремня в пряжке не должно превышать 5 мм.

26.8. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты 2 м.

26.9. Максимальное усилие, возникающее в поясе в момент динамического рывка при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам фала, должно быть не более 4 кН.

27. Требования надежности

27.1. Вероятность безотказной работы пояса при проведении операции самоспасения с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должна быть не менее 0,900.

27.2. Назначенный ресурс работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должен быть не менее 100 циклов применения.

28. Требования к материалам

28.1. Все материалы, используемые для изготовления пояса и его комплектующих, должны соответствовать нормативным документам на них.

28.2. Металлические детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойкого материала или иметь антикоррозионное покрытие, по внешнему виду соответствующее п. 2.1 ГОСТ 9.301.

28.3. Материал амортизатора должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5), или иметь защитный чехол, отвечающий вышеназванным требованиям.

28.4. Материал подсумка должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5).

29. Требования к комплектности и маркировке

29.1. В комплект поставки пояса должны входить:

а) пояс в сборе (в соответствии с п. 25.1),

б) паспорт-инструкция.

29.2. Каждый пояс должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:

- наименование (условное обозначение) изделия,

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя,

- обозначение условного размера,

- дату выпуска (месяц, год).

Маркировка должна быть четкой и сохраняться в течение всего срока службы.

29.3*. Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке.

V. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Номенклатура показателей пояса, которые подлежат проверке в процессе испытаний, приведена в табл. 1. Таблица 1

Пункты настоящих норм

Номенклатура видов испытаний

Техническое

требование

Метод

испытаний

Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

25.1,25.2, 25.8, 25.9, 28.2, 29

31

Проверка регулировки пояса по длине и величины обхвата талии

25.3, 25.11

32

Проверка массы

25.4

33

Проверка линейных размеров

25.10, 25.15

34

Проверка ширины ремня

25.7

35

Проверка длины фала

25.14

36*

Проверка прочности ленты после воздействия нагретого металлического стержня

26.1

37

Проверка устойчивости материала ленты к воздействию открытого пламени

26.2

38

Проверка поперечной жесткости ленты

26.3

39

Проверка прочности фала после воздействия температуры окружающей среды 600 ° С

26.4 а)

40*

Проверка прочности фала после воздействия нагретого металлического стержня

26.4 б)

41*

Проверка прочности фала после воздействия открытого пламени

26.4 в)

42*

Проверка жесткости фала

26.5

43*

Проверка устойчивости материала подсумка и материала амортизатора к воздействию открытого пламени

28.3, 28.4

44*

Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 50 ° С

26.6 а)

45

Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды минус 40 ° С

26.6 б)

46

Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 200 ° С

26.6 в)

47

Проверка несущей способности пояса после воздействия воды

26.6 г)

48

Проверка несущей способности пояса после воздействия

26.6 д)

49

пенообразователя

Проверка прочности пояса статической нагрузкой

26.7

50

Проверка прочности пояса динамической нагрузкой

26.8

51

Проверка максимального усилия, возникающего в поясе в момент динамического рывка

26.9

52*

Проверка эксплуатационных характеристик пояса при надевании боевой одежды и снаряжения

25.5, 25.6, 25.12, 25.13, 25.16

53

Проверка вероятности безотказной работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты

25.17 а), 27.1

54

Проверка назначенного ресурса работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты

25.17 а), 27.2

55

Эксплуатационные испытания изделия

25.17 6)

VII

* По данным пунктам пояса типа А испытаниям не подвергаются.

VI. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

30. Общие положения

30.1. Все испытания должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.

30.2. Перед испытаниями образцы выдерживают в нормальных условиях в течение 24 ч, если не оговорено другое требование.

30.3. При проведении испытаний допускается использование других измерительных средств, по точности не уступающих указанным в разд. VI.

30.4. Для проведения испытаний в объеме разд. VI необходимо:

- не менее 14 образцов для поясов типа А,

- не менее 21 образца для поясов типа В,

- не менее 5 пог. м ленты.

30.5. Образцы для проведения испытаний выбирают из испытываемой партии методом случайного отбора.

31. Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки

31.1. Комплектность, маркировку и внешний вид пояса проверяют на соответствие требованиям пп. 25.1,

25.2. 25.8, 25.9, 28.2, 29, а также требованиям нормативной документации на конкретную продукцию внешним осмотром трех образцов.

31.2. Пояс считается выдержавшим испытание, если образцы соответствуют требованиям настоящих норм.

32. Метод проверки регулировки пояса по длине и величины обхвата талии

32.1. Отбор образцов

Из испытываемой партии отбирают три образца наименьшего и три наибольшего условного размера (если по конструктивному исполнению пояса не разделяются на условные типоразмеры, то из испытываемой партии отбирают три образца).

32.2. Испытательное оборудование Линейка металлическая с ценой деления 1 мм.

32.3. Проведение испытания

Пряжки поясов застегивают при максимально и минимально возможных обхватах талии. При этом проверяют возможность регулировки пояса по длине. Измеряют длину окружности пояса с его внутренней стороны с точностью до 5 мм.

32.4. Обработка результатов

Пояс считается выдержавшим испытание, если отобранная группа образцов соответствует требованиям пп. 25.3, 25.11.

33. Метод проверки массы

33.1. Отбор образцов

Из испытываемой партии отбирают три образца пояса максимального размера.

33.2. Испытательное оборудование

Весы настольные с погрешностью взвешивания не более ± 5 г.

33.3. Проведение испытания

Пояс взвешивают на весах с точностью до 5 г.

33.4. Обработка результатов

Пояс считается выдержавшим испытание, если каждый из трех образцов соответствует требованию п.

25.4.

34. Метод проверки линейных размеров

34.1. Отбор образцов

Из испытываемой партии отбирают три образца пояса.

34.2. Испытательное оборудование

а) штангенциркуль с погрешностью измерения не более ± 0,1 мм,

20^

б) шаблон - стальной пруток диаметром ( 0 ) мм и длиной (200 ± 5) мм.

34.3. Проведение испытания

Линейные размеры, указанные в п. 25.15, измеряют при помощи штангенциркуля с точностью до 0,1 мм. Диаметр отверстий, указанный в п. 25.10, проверяют при помощи шаблона, который должен свободно проходить через отверстия.

34.4. Обработка результатов

Пояс считается выдержавшим испытание, если каждый из трех образцов соответствует требованиям пп.

25.10, 25.15.

35. Метод проверки ширины ремня

35.1. Отбор образцов

Из испытываемой партии отбирают три образца пояса.

35.2. Испытательное оборудование

Штангенциркуль с погрешностью измерения не более ± 0,1 мм.

35.3. Проведение испытания

Ширину ремня определяют под продольной нагрузкой (500 ± 10) Н в пяти различных местах с точностью до 0,1 мм.

35.4. Обработка результатов

Пояс считается выдержавшим испытание, если ширина ремня во всех измерениях составила не менее 80 мм.

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.