НПБ 311-02
Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.

ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.

НПБ 311-2002

МОСКВА 2003

FIRE ENGINEERING. COMMAND VEHICLE. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS

Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России).

Утверждены приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (П/ГПС) МЧС России от 27 декабря 2002 г. № 51.

Дата введения в действие 1 января 2003 г.

Вводятся впервые.

Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Приложение А (справочное). Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ

Приложение Б (рекомендуемое). Перечень оборудования, аппаратуры и инструмента, размещаемых на АШ

Приложение В (обязательное). Перечень технических требований при проведении предварительных и приемочных испытаний АШ

Приложение Г (обязательное). Максимально допустимые значения погрешностей измерения

Приложение Д (рекомендуемое). Протокол испытаний пожарного штабного автомобиля

Приложение Е (обязательное). Перечень технических требований при сертификации АШ для выдачи “Одобрения типа транспортного средства” сроком действия 1 и 3 года

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные штабные автомобили (АШ), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АШ, а также при сертификационных испытаниях.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

Пожарный штабной автомобиль (АШ) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создает на месте пожара (аварии, катастрофы) условия для работы оперативного штаба и обеспечения его каналами оперативной связи.

Оперативный штаб (на пожаре) - временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, создаваемый руководителем тушения пожара (РТП) при привлечении на тушение пожара сил и средств пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара, и (или) организации на месте пожара трех и более боевых участков, и (или) необходимости детального согласования действий по тушению пожара с инженерно-техническим персоналом объекта и местной администрацией.

Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля и различной технологии его изготовления, служащий для определения числовых значений других основных параметров.

Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

Базовое шасси - автомобильное шасси, полно- или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатные места выхода.

Электросиловая установка - (ЭСУ) совокупность агрегатов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии.

Основной источник питания - электроагрегат для питания всего электрооборудования АШ, производящий электрическую энергию с помощью двигателя внутреннего сгорания.

Внешний источник питания - электроагрегат или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, по частоте и напряжению аналогичными основному источнику питания.

Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного штабного автомобиля, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), пожарнотехнического вооружения (ПТВ), средств связи и освещения.

Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АШ и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении А.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного штабного автомобиля должно иметь следующую структуру:

А^Ц-


-XX (ХХХХ) мод ХХА XX -::


Тип пожарного автомобиля


Гленный параметр АШ

Индеи модели базового шасси по классификации авто мобильной промышленности

Обозначение модели АШ ь системе разрботчиьа с увязанием модернизации (А -первад Е - вторая ит. д.)

Две прописные буквы, увязывающие название населенного пункта, где накопится предприятие-из го тови таль

Обозначите нормативного -— дов5Д1ента(ГОСТ, ТУ)

3.2. Пример условных обозначений.

АШ-5(2705) мод. 90Б ЖС ТУ. Автомобиль пожарный штабной, имеющий 5 мест боевого расчета, на шасси ГАЗ-2705, модели 90Б, изготовленный на ОАО “Жуковский машиностроительный завод” по ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В качестве главного параметра АШ принимают число мест боевого расчета оперативного штаба пожаротушения (включая место водителя), выбираемое из ряда: 3, 5, 7. Другие значения главного параметра АШ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.2. Основные параметры АШ в соответствии с номенклатурой показателей назначения устанавливаются “Типажом пожарных автомобилей”.

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.1. Полная масса АШ и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки на левый и правый борт не должны отличаться друг от друга более чем на 1 % от полной массы.

5.1.2. Габаритные размеры АШ - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель.

5.1.3. АШ должен соответствовать климатическому исполнению по ГОСТ 15150, с учетом возможной эксплуатации автомобиля в атмосфере типа 2. Требования к размещению автомобиля в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (в помещениях с температурой воздуха не ниже 10 ° С).

5.1.4. ДШ должен быть оборудован противотуманными фарами и двумя фарами-искателями, одна из которых расположена на кабине водителя, другая - в задней части кузова. Управление передней фарой-искателем - из кабины, с рабочего места водителя. Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478.

5.1.5. Размещение и крепление оборудования, электросиловой установки (ЭСУ), СИЗОД и ПТВ на АШ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.

5.1.6. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона для боевого расчета АШ - в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

5.1.7. Система вентиляции должна обеспечивать в кабине и салоне АШ при закрытых окнах, люках и дверях избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993. При отсутствии общих технических требований по избыточному давлению воздуха АШ их можно заменить расчетными данными.

5.1.8. Углы свеса АШ должны быть:

а) неполноприводное шасси, не менее - передний 20°, задний 15°,

б) полноприводное шасси, не менее - передний 25°, задний 25°,

в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

5.1.9. Угол поперечной устойчивости АШ с полной массой должен быть не менее 30°.

5.1.10. Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе ПА (удельная мощность) должно быть не менее 11 кВт/т (15 л.с./т).

5.2. Составные части АШ

5.2.1. Пожарный штабной автомобиль должен состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси,

б) кабины (отсека) водителя,

в) штабного салона,

г) грузового отсека,

5.2.2. Комплектация штабного автомобиля должна включать следующие виды оборудования:

а) средства радиосвязи и проводной телефонной связи,

б) аппаратуру звукозаписи и звукоусиления,

в) средства вычислительной техники,

г) внешний источник питания,

д) выносной штабной стол.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3.1. Шасси, используемые для изготовления АШ, должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, а также иметь необходимую сопроводительную документацию.

5.3.2. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АШ, цветографическая схема - в соответствии с ГОСТ Р 50574.

5.3.3. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации для всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АШ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 20961.

5.3.4. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822.

5.3.5. Остекление кабины и салона - травмобезопасное по ГОСТ 5727.

5.3.6. Экологические характеристики шасси должны соответствовать требованиям:

а) уровень внешнего и внутреннего шума - по ГОСТ 27435, ГОСТ 27436,

б) содержание окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями - по ГОСТ 17.2.2.03,

в) дымность отработавших газов шасси с дизельными двигателями - по ГОСТ 21393.

5.3.7. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АШ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.

5.3.8. Источник питания (аккумуляторная батарея, генератор) АШ должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и др.).

5.3.9. Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и ремонта техники -по ГОСТ 21624.

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.

5.4.2. Рабочее место водителя АШ на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабина АШ должна быть оборудована подножками и поручнями, если нижняя кромка дверного проема находится выше 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее их самопроизвольное открытие во время движения АШ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму.

5.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75° ) положениях.

5.4.6. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.5. Требования к салону

5.5.1. Салон АШ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

5.5.2. Салон АШ должен состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава,

б) боевой одежды начальствующего состава, СИЗОД и другого пожарно-технического вооружения.

5.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживание и демонтаж, а также предусматривать необходимое количество рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АШ.

5.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. Конструкция салона АШ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

5.5.5. Уровень шума в салоне АШ во время работы ЭСУ - по ГОСТ 27435, на рабочих местах (снаружи АШ) - по ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003.

5.5.6. Уровень освещенности (в соответствии со СНиП 23-05) прохода салона - не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей - не менее 10 лк, рабочего штабного стола - не менее 100 лк на уровне 1 м от пола.

5.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения пассивной безопасности для личного состава. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АШ.

5.5.8. Схема размещения в АШ оборудования, аппаратуры, снаряжения и инструмента должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

5.5.9. Управление дверьми салона боевого расчета АШ на базе автобуса должно осуществляться с места водителя с помощью дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АШ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

5.5.10. АШ на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше - при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше - при большей габаритной длине.

5.5.11. Аварийная (запасная) дверь должна соответствовать базовому шасси и удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм,

б) высота не менее 1250 мм,

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи,

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 1800 мм от поверхности дороги,

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.12. Доступ к аварийному выходу АШ должен быть свободен.

5.5.13. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

5.5.14. Система отопления салона АШ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 ° С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 ° С.

5.5.15. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздушной среде салона АШ должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.

5.6. Требования к комплектации АШ и размещению СИЗОД

5.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АШ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности. Должна быть сертифицирована электросиловая установка АШ.

5.6.2. АШ должен быть оснащен СИЗОД с временем защитного действия не менее 90 мин, СИЗОД должны храниться в отсеках, предохраняющих их от повреждения и загрязнения.

5.6.3. АШ должен быть укомплектован в соответствии с перечнем специального оборудования и аппаратуры, размещаемых в салоне и отсеках АШ в соответствии с вариантами комплектации, приведенными в приложении Б.

5.7. Требования к внешним источникам питания, приемникам электроэнергии, разветвительным коробкам, кабельным катушкам и электробезопасности

5.7.1. Внешние источники питания, приемники электроэнергии, разветвительные коробки, кабельные катушки и требования электробезопасности должны соответствовать нормам и правилам “Проектирование электросиловых установок пожарных машин”.

5.7.2. В качестве основных источников питания ЭСУ АШ должны применяться генераторы однофазного и трехфазного тока с приводом от двигателей базовых шасси ДШ и автономных двигателей внутреннего сгорания для переносных ЭСУ, имеющих соответствующую мощность, частоту и направление вращения приводного вала.

5.7.3. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ АШ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Род тока

Напряжение, В

Частота, Гц

Мощность, кВт

Переменный однофазный

230

400

6, 8

6, 8, 16, 20, 30, 60

Переменный трехфазный

230, 400

50

6, 8, 16, 20, 30, 60

6, 8, 16, 20, 30, 60

5.7.4. Номинальный коэффициент мощности источников питания переменного тока при индуктивной нагрузке составляет 0,8.

5.7.5. Номинальную частоту вращения вала генератора источника питания следует выбирать из ряда 25,0, 33,3, 50,0, 100,0 с'1 (1500, 2000, 3000, 6000 об/мин).

5.7.6. Источники питания на ДШ должны устанавливаться в специальных отсеках или нишах. При размещении генераторов в салонах ДШ они должны быть закрыты изолирующими кожухами, исключающими прикосновение к вращающимся и токоведущим частям.

Отсеки источников питания необходимо оборудовать вентиляцией.

В ЭСУ мощностью 12 кВт и более должно предусматриваться автоматическое регулирование частоты вращения ротора генератора.

5.7.7. В источниках питания трехфазного переменного тока порядок чередования фаз на всех выводах, зажимах, соединителях и разъемных контактных соединениях выходных устройств должен быть одинаковым и соответствовать чередованию фаз А, В, С (при вращении диска фазоуказателя по часовой стрелке).

5.7.8. Корпус источника питания должен иметь электрическую связь с шасси АШ, рамой ЭСУ.

5.7.9. Подключение источника питания к щиту управления должно осуществляться кабелем с медными жилами с резиновой изоляцией, защищенным металлорукавом.

5.7.10. Источники питания ЭСУ АШ напряжением 230 и 400 В по уровню создаваемых радиопомех должны соответствовать Нормам 8-95 в диапазонах частот, МГц:

от 0,15 до 30 - по напряжению,

от 30 до 300 - по напряженности поля.

5.7.11. Допускаемые величины индустриальных радиопомех (ИРП) оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со средствами радиосвязи, должны соответствовать Нормам 15-93 и ГОСТ 17822.

5.7.12. Источники питания ЭСУ АШ должны быть оборудованы средствами помехоподавления.

Подавление индустриальных радиопомех должно быть выполнено как в самом источнике ИРП, так и на пути их распространения.

Помехоподавляющее оборудование должно состоять из необходимого набора помехоподавляющих устройств и элементов.

5.7.13. Основными методами подавления индустриальных радиопомех в ЭСУ АШ должны являться экранирование и фильтрация.

Экранирование должно заключаться в локализации или изоляции электромагнитного поля ИРП,

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.