Эвакуация


Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений.

Эвакуации подлежат:

А) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей этих работников;

Б) нетрудоспособное и незанятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

В) материальные и культурные ценности.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объ­ектов экономики,  производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

-   уникальных (специализированных) объектов экономики,  для продолжения  работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в  категорирован­ных городах;

-   организаций,  обеспечивающих производство и  жизнедеятель­ность  объектов  категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здраво­охранения,  транспорта  и  связи,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые  рабочие  и  служащие  размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообще­ния.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную  зону  на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать  их  в  зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и  служащих  в загородной  зоне  оборудуются  противорадиационными и простейшими укрытиями.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжаю­щих работу в военное время  в  категорированных  городах,  должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающих нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие  и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограничен­ной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредото­чиваемых рабочих и служащих размещаются в ближайших населенных пунк­тах загородной зоны.

Загородная зона - это территория в пределах  администра­тивных  границ  субъектов Российской Федерации,  расположенная вне зон возможных разрушений,  возможного опасного радиоактивного заг­рязнения,  возможного  опасного химического заражения,  возможного катастрофического затопления,  вне приграничных районов, заблагов­ременно  подготовленная  для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

Безопасный район – территория в пределах загородной зоны, подготовленная для жизнеобеспечения местного  эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Основание для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая  эвакуация  - проводится  на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и  предпола­гает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания;

частичная эвакуация - проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенци­ального противника без нарушения  действующих  графиков  работы транспорта.  При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население  (сту­денты,  учащиеся  школ-интернатов  и  профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей);

эвакуация населения  из районов приграничной зоны - планиру­ется и осуществляется органами  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами коман­дования приграничных военных округов и пограничных войск;

эвакуация населения  из населенных пунктов,  расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часо­вого добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения - проводится заблаговременно при объявлении общей  эвакуации  или эвакуации из приграничной зоны.  Из населенных пунктов,  располо­женных в зоне возможного катастрофического затопления за предела­ми 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуационные  мероприятия  осуществляются  по  решению Президента Российской Федерации или Председателя  Правительства  Российской Федерации и в отдельных случаях,  требующих принятия немедленного решения,  по решению руководителя  субъекта Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию, планирование, обеспече­ние и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

- в федеральных органах исполнительной власти и организациях на соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

- на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответс­твующих руководителей  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организу­ют соответствующие  министерства (ве­домства),  объекты экономики независимо от форм собственности  во взаимодействии  с  органами  исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматрива­ется привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу в соответствии с разработанными планами:

- рассредоточение и эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и незанятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Эвакуация населения планируется и осуществляется  ком­бинированным  способом,  обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеюще­гося транспорта независимо от форм собственности, не занятого во­инскими и другими особо важными  перевозками  по  мобилизационным планам,  с одновременным выводом остальной его части пешим поряд­ком.

При этом  предусматривается  максимальное использование всех возможностей транспорта.

Численность населения,  вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от  наличия  транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных усло­вий.

В первую очередь транспортом вывозятся:

-   медицинские учреждения;

-   население, которое не  может  передвигаться  пешим  порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находя­щиеся на амбулаторном лечении,  мужчины старше 65 лет  и  женщины старше 60 лет);

-   рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих ра­боту в военное время в категорированных городах;

-   сотрудники органов  государственного  управления,  важнейших научно-исследовательских  учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население   планируется  выводить пешим  порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную де­ятельность в категорированных городах,  с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных  (отдыхающих)  рабочих смен из загородной зоны.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планирует­ся, как правило, на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается только по согласованию с администрацией этих субъектов.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается  (выделяется) район (пункт) разме­щения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в заго­родной зоне согласовываются с органами военного управления (шта­бами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осу­ществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов российской Федерации на основе сравнительной оценки:

1)    возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других ви­дах первоочередного жизнеобеспечения;

2)    условий для создания груп­пировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спа­сательных и других неотложных работ в очагах поражения;

3)    возмож­ностей дорожно-транспортной сети;

4)     возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

Население, не занятое в производственной деятельности и не являющееся членами семей рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофи­ческого затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на незатапливаемой территории.

Весь  жилой  фонд  и фонд зданий общественного и адми­нистративного назначения с момента объявления эвакуации передают­ся  в распоряжение руководителей  органов  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население  размещается  в  общественных и адми­нистративных  зданиях  (санаториях,  пансионатах,  домах  отдыха, детских  оздоровительных лагерях и т.д.),  жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливае­мых  домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на ос­новании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного само­управления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Размещение эвакуируемых граждан  Российской Федерации на территориях стран-участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных стран производится при наличии соответству­ющих межгосударственных договоренностей.

Территория Российской Федерации также может быть использова­на для размещения эвакуируемого населения из других государств на основе норм международного права, условиях двусторонних и многос­торонних договоренностей.

Министерства (ведомства) организуют руководство плани­рованием,  обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов,  согласовывают планы эвакуационных мероприятий крупных подведомственных объектов экономики,  организуют материально-тех­ническое обеспечение эвакомероприятий.

Статью прислал: LeninLive

Статьи по теме

Эвакуация и спасение
Пневматическое прыжковое спасательное устройство «Куб жизни». Технические характеристики ППСУ-20
Опубликовано: 21 февраля, 2017

Пневматическое прыжковое спасательное устройство или «Куб жизни» представляет собой уникальное оборудование, созданное российским производителем для эвакуации человека из зданий. Главный принцип действия «Куба жизни» направлен на погашение энергии человека, которая возникает при свободном падении...

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.