Пожар на заводе Камаз-Дизель 14 апреля 1993 года
В 1976 году был выпущенный первый автомобиль КамАЗ. С этого момента начинает свою официальную летопись крупнейшая российская компания, выпускающая дизельные грузовые автомобили и дизели. Через 18 лет на заводе двигателей произошло событие, которое разделило историю КамАЗа на «до» и «после».
Как это начиналось
14 апреля 1993 года на предприятии успешно прошли учения по противопожарной безопасности, а через несколько часов вспыхнул настоящий пожар. В 19 часов 05 минут, когда вторая смена рабочих находилась на обеденном перерыве, загорелась электрическая подстанция. Вскоре произошел взрыв в трансформаторном блоке. Пожар охватывал все новые площади с бешеной скоростью. Через шахту вентиляции пламя попало на крышу, покрытую гудроном, который мгновенно вспыхнул. Огненный столб поднимался над зданием завода на высоту ста метров. Бригады пожарных, прибывших на место, не смогли оперативно приступить к ликвидации возгорания: электроподъемник на воротах не работал в связи с отключением электричества, вызванного пожаром. Открывать их пришлось вручную, а держать при помощи электрокаров. Драгоценное время было безнадежно упущено.
Масштаб разрушений на заводе Камаз-Дизель
Пожар продолжался около 5 часов. В бушующем огне погибло практически все оборудование. Обрушившаяся крыша, площадь которой была более 200 метров квадратных, превратила здание завода двигателей в груду искореженного металла. Даже придавленный кровлей пожар не прекратился. Еще долгое время продолжали вспыхивать технические жидкости, оставшиеся в подземных каналах. Человеческих жертв чудом удалось избежать. В момент возгорания вторую смену завода (около 4000 человек) удалось благополучно эвакуировать из главного корпуса. Позднее комиссия, специально созданная для расследования причины возгорания, сделала выводы, что причиной пожара стало короткое замыкание.
Потери
Ущерб был огромен: в денежном эквиваленте по примерным оценкам он составил более 350 миллиардов рублей. Последствия разрушительного пожара были катастрофические: производственная цепочка КамАЗа потеряла одно из главных звеньев. Собранных двигателей для комплектации грузовиков оставалось всего на два дня. Восстановить сгоревшее оборудование было практически невозможно. А для приобретения нового требовалось время: в 70-х годах прошлого столетия станки и производственные линии специально для КамАЗа создавались по всему миру (Германия, Италия, США, союзные республики). Руководство предприятия приняло все возможные меры, чтобы производство КамАЗа не встало: на завод стали доставлять двигатели, произведенные на Ярославском мотором заводе (они немного отличались от камазовских и требовали доработки), стали использовать моторы американской компании Cummins, с которой в 1991 году КамАЗ создал совместное производство.
Восстановление завода
Остановка завода грозила потерей рабочих мест более чем для 100 тысяч сотрудников. Лишились бы заработка и более 500 тысяч рабочих, трудящихся на предприятиях-поставщиках. 7 лет завод КамАЗ, не остановивший производство, продавал грузовики ниже их себестоимости. Жители Набережных Челнов, для большинства которых КамАЗ был источником основного дохода, жили в условиях жесточайшего кризиса. Нерегулярные выплаты заработной платы, выдача талонов вместо денег (по которым мало, что можно было приобрести), постоянная угроза быть уволенным из-за сокращения штатной численности – проблемы, постоянно преследующие обычного работника КамАЗа в то, и без того нелегкое для страны, время. Разрушительный пожар на заводе КамАЗ-Дизель стал тяжелейшим испытанием не только для предприятия, но и для жителей целого города.
Статьи по теме
Международная ассоциация спасательных и противопожарных служб (CTIF)
Опубликовано: 5 апреля, 2017
Международная ассоциация спасательных и противопожарных служб (CTIF)
Опубликовано: 5 апреля, 2017Деятельность Международной ассоциации спасательных и противопожарных служб берет свое начало еще с далекого 1900 года. Родина этой организации - столица Франции Париж. Тогда называлась и действовала она в как «Международный совет пожарных»...
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.