История пожарной охраны на железнодорожном транспорте
В наши дни трудно представить железнодорожную инфраструктуру, на которой объекты, подвижной состав и перевозимые грузы не охраняются от пожаров. Однако история Российских железных дорог насчитывает более 150 лет, и не всё это время пожарная охрана находилась на современном уровне. На заре железнодорожного бума основной выездной техникой, предназначенной для тушения пожаров на путях и станциях, были паровозы. Сперва использовались паровые насосы, смонтированные к паровозам для снабжения котла. Потом стали применяться инжекторы. К слову сказать, известно, что в 1868 г. во время одного из пожаров в Курске определяющую роль в тушении сыграли два паровоза, к водным клапанам которых прикручивались рукава.
С внедрением пожаротушителей на станциях задача по тушению пожаров непосредственно на станции облегчилась, в связи с тем, что имелась возможность подсоединить к пожаротушителю несколько паровозов одновременно. Роль паровозов для тушения пожаров заключалась в подвозе воды от водокачки непосредственно к станции, а иногда, подавать в перекачку к месту пожара с использованием пожарных рукавов. Производились пожаротушители на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. На заре XX века, в период социальных перемен в России и глубокого упадка экономики, отсутствовали пожарные поезда как отдельный вид железнодорожного транспорта. В качестве мер по тушению пожаров на железнодорожном транспорте Народным Комиссаром путей сообщения в 1918 г. была утверждена «Инструкция о мерах предупреждения пожаров на железных дорогах».
Тяжелейшие испытания пожарным подразделениям железнодорожного транспорта, как и всему советскому народу, пришлось выдержать в период Великой Отечественной войны. Нехватку мобилизационных сил компенсировали женщинами и девушками. С самых первых дней войны и до победного конца самоотверженный труд и героические подвиги бойцов пожарной охраны служили на благо Родине в тылу и на всех её фронтах. В послевоенное время в связи с индустриализацией и глобализацией задачи подразделений пожарной охраны расширились. На современном этапе они выполняют работу не только по предупреждению и тушению пожаров, но и занимаются ликвидацией чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на железной дороге.
В качестве основных боевых средств развернуты и находятся в постоянной готовности уже не 7, а 305 пожарных поездов. В том числе 67 специализированных пожарных поездов с повышенными тактико-техническими характеристиками. Такие поезда способны предотвращать течь или осуществлять перекачку, а также проводят работу по нейтрализации опасных грузов. Изготовление пожарных поездов для экономии средств производилось на основе серийно выпускаемого подвижного состава. Для включения в состав пожарного поезда стандартные серийные поезда проходили модернизацию и укомплектование на вагоноремонтных предприятиях по утвержденным проектам. На современном этапе подавляющее большинство пожарных поездов эксплуатирует подвижной состав постройки второй половины XX века, которые к настоящему времени физически устарел.
В двухтысячных подвижной состав пожарных поездов планомерно модернизируется. Проводится постоянная работа по их техническому переоснащению. С 2006 г. устанавливаются новые мотопомпы с расходом воды до 50 литров в секунду. Сегодня пожарные поезда являются ударной силой оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на железной дороге. Доблестные традиции предшествующих поколений железнодорожных пожарных продолжаются. Подтверждением этому служит статистика пожаров за 2003-2010 годы. Сейчас количество пожаров на железнодорожном транспорте с тысяч снизился до сотен.
Источник: справка01.su
Статьи по теме
Пожар в Монбланском тоннеле. Тушение пожаров в туннелях.
Опубликовано: 22 февраля, 2017
Пожар в Монбланском тоннеле. Тушение пожаров в туннелях.
Опубликовано: 22 февраля, 2017Катастрофа в Монбланском тоннеле произошла 24 марта 1999 года. Рабочая неделя была в самом разгаре, и никто не мог предположить, что этот день станет днём памяти ужасной трагедии. Катастрофа произошла в первой половине дня (пожар начался около 11 часов утра) и имела огромные масштабы. Огонь бушевал не одни сутки, 53 часа катастрофического бедствия взяли своё...
пож.боец
18.09.2016 11:17Хороший материал, но далеко не полный. Не указан идейный организатор пожарной железнодорожной охраны. Пропущена значительный материал об автодрезинах и др. Пожарные поезда модернизируются, а их количество сокращается. В чем дело?
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.