ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.
Демонстрационный фрагмент текста:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСТ Р 22.1.01-95
Safety in emergencies. Monitoring and forecasting. Basic principles
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Дата введения 1997-01-01 СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Определения и сокращения.
4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС.
5. Требования к нормативному обеспечению.
6. Требования к метрологическому обеспечению.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) отЧС.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ Р 22.1.05-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1.1 мониторинг окружающей среды - по ГОСТ Р 22.1.02
3.1.2 прогнозирование чрезвычайных ситуаций, прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р 22.1.02
3.1.3 метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И РОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС
4.1 Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
- организационной структуры,
- общей модели системы, включая объекты мониторинга,
- комплекса технических средств,
- моделей ситуации (моделей развития ситуаций),
- методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования,
- информационной системы.
4.1.1 Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
- природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06,
- биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04,
- техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05,
- чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
4.1.2 Организационная структура в общем случае включает в себя:
- орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2),
- службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля),
- службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека,
- службу технического обеспечения деятельности системы.
4.1.3 Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
- обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров,
- обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).
4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
- общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления,
- комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития,
- критерии принятия решений.
Примечание - При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечет-источников ЧС и механизм их взаимодействия.
4.1.5 Методы наблюдения и контроля должны содержать:
- описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров,
- значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических,
- режим наблюдений - непрерывный или периодический,
- точность измерений наблюдаемых параметров,
- правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают:
- описание прогнозируемых процессов, явлений,
- перечень исходных данных для прогнозирования,
- правила оценки репрезентативности исходных данных,
- алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению,
- перечень выходных данных.
4.1.7 Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
- глобальный,
- национальный,
- региональный,
- местный,
- локальный.
Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
5.1 Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
- законодательные акты,
- нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты,
- нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
5.2 Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
5.3 В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
6.1 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
6.2 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений”, законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3 Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
6.4 Требования к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска, принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система
мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.