ГОСТ Р 55364-2012
Электровозы. Общие технические требования.


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

Национальный стандарт Российской Федерации

ГОСТ Р 55364-2012 Электровозы

Общие технические требования

Electric locomotives. General technical requirements

Дата введения 2014-01-01

Группа Д53 ОКС 45.060.10 ОКП 345110 345120 345130 345140



Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2012 г. N 1916-ст

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава"

5 Введен впервые

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электровозы, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок по железнодорожным путям общего пользования шириной колеи 1520 мм, и устанавливает общие технические требования к электровозам в целом, их системам и составным частям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1:2004) Машины электрические вращающиеся. Номинальные данные и характеристики

ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53325-2009 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53977-2010 Сжатый воздух пневматических систем железнодорожного подвижного состава. Требования к качеству

ГОСТ Р 54334-2011 Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ Р 54746-2011 Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия

ГОСТ Р 54798-2011 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 54962-2012 Кресло машиниста (оператора) железнодорожного подвижного состава. Технические условия

ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

ГОСТ Р 55176.3.2-2012 (МЭК 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств

электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р МЭК 61508-1-2007 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 61508-2-20071 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 2. Требования к системам

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р МЭК 61508-2-2012.

ГОСТ Р МЭК 61508-3-20071 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 3. Требования к программному обеспечению

ГОСТ 11018-2011 Колесные пары подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 11677-85 Трансформаторы силовые. Общие технические условия

ГОСТ 12766.2-90 Лента из прецизионных сплавов с высоким электрическим сопротивлением. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 23660-79 Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий

ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия ГОСТ 28465-90 Устройства очистки лобовых стекол кабины машиниста тягового подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 30247.1-94 (ИСО 834-75) Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 31365-2008 Покрытия лакокрасочные электровозов и тепловозов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 заказчик: Предприятие или организация, или их объединение, по договору с которым осуществляется разработка, производство и/или поставка электровозов.

3.1.2 кабина машиниста (электровоза): Отделенная перегородками часть кузова электровоза, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом.

3.1.3 конструкционная скорость электровоза: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование электровоза.

3.1.4 программное обеспечение: Совокупность компьютерных программ и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

3.1.5 продолжительный режим работы электровоза: Режим работы, при котором нагрузка наибольшим током электрооборудования электровоза в течение неограниченного времени при номинальном напряжении на токоприемнике и вентиляции, соответствующей этому режиму, не вызывает предельно допустимых температур его электрооборудования.

3.1.6 система многих единиц: Две и более единицы тягового подвижного состава в одном поезде при управлении из одной кабины.

3.1.7 электровоз: Локомотив, приводимый в движение находящимися на нем тяговыми электродвигателями, которые получают энергию от стационарного источника через тяговые подстанции и тяговую сеть от контактного провода, либо от собственных тяговых аккумуляторных батарей.

3.1.8 эффективная температура окружающего воздуха: Условное постоянное значение температуры окружающего воздуха, принимаемое при расчетах номинальных параметров изделий, влияющих на срок службы и (или) сохраняемости, существенно зависящих от данного значения температуры и нормированных для длительной работы изделий (для работы в течение срока службы и (или) сохраняемости).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация,

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации,

ПО - программное обеспечение,

РЭС - радиоэлектронные средства,

СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка,

GPS - Global Positioning System (глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки),

GSM - Global System for Mobile communications (глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой связи).

4 Классификация и основные технические требования

4.1 Электровозы различают:

а) по устройству кузова:

1) вагонного типа,

2) капотного типа,

б) по назначению:

1) пассажирские,

2) грузовые,

3) грузопассажирские,

4) маневровые,

в) по роду тока:

1) постоянного,

2) переменного,

3) двухсистемные.

4.2 Электровозы должны обеспечивать тяговые параметры при их нахождении на высоте над уровнем моря до 1300 м.

4.3 Электровозы должны удовлетворять требованиям габарита железнодорожного подвижного состава, установленного в ГОСТ 9238 (раздел 3).

4.4 Электровозы должны соответствовать климатическому исполнению У по ГОСТ 15150 с диапазоном предельных рабочих температур наружного воздуха от минус 50 °С до плюс 45 °С.

Рабочие температуры для оборудования систем безопасности и средств радиосвязи, расположенного открыто снаружи кузова и без подогрева, от минус 50 °С до плюс 50 °С.

Предельные рабочие температуры для оборудования систем безопасности и средств радиосвязи, расположенного открыто снаружи кузова и без подогрева, от минус 50 °С до плюс 55 °С.

Предельные рабочие температуры для тормозного и пневматического оборудования от минус 55 °С до плюс 50 °С. Указанный диапазон температур может быть расширен по согласованию с заказчиком.

Оборудование, устанавливаемое вне кузова электровоза, должно соответствовать исполнению У1 по ГОСТ 15150.

Оборудование, устанавливаемое в кузове и высоковольтной камере, должно соответствовать исполнению У2 по ГОСТ 15150, а устанавливаемое в кабине машиниста - исполнению У3 по ГОСТ 15150. При этом рабочее верхнее значение температуры окружающего воздуха принимается равным 60 °С.

Допускается установка оборудования климатического исполнения УХЛ по ГОСТ 15150.

4.5 Оборудование электровозов должно быть рассчитано для работы при вибрационных и ударных нагрузках по группам механического исполнения М25, М26, М27 по ГОСТ 17516.1 в зависимости от места размещения узла (блока) на электровозе. В отдельных случаях при применении дополнительных мер демпфирования механических воздействий допускается применять менее жесткие требования по стойкости к внешним механическим факторам (подтверждается расчетом).

4.6 Рекомендуемая конструкционная скорость, не менее:

- 160 км/ч - для пассажирских электровозов,

- 120 км/ч - для грузовых и грузопассажирских электровозов.

4.7 Коэффициент полезного действия (КПД) электровозов при работе тяговых двигателей на полной мощности при скорости, соответствующей продолжительному режиму работы электровоза, и при номинальном напряжении на токоприемнике должен быть, не менее:

- 0,860 на переменном токе,

- 0,875 на постоянном токе.

КПД электровоза определяют испытаниями при включенных вентиляторах охлаждения. При этом мощность, затраченную на энергоснабжение поезда, а также на кондиционирование воздуха, обогрев кабин машиниста и освещение электровоза не учитывают.

4.8 Коэффициент мощности электровозов переменного тока и двухсистемных, при питании от тяговой сети переменного тока промышленной частоты, и имеющих бесколлекторные тяговые двигатели в диапазоне мощностей от 25% мощности продолжительного режима до максимальной, должен быть не менее 0,95. Для электровозов переменного тока с коллекторными тяговыми двигателями коэффициент мощности в продолжительном режиме в тяге должен быть не менее 0,9.

4.9 Расчетная нагрузка от колесной пары электровоза должна обеспечивать соответствие показателей, характеризующих допустимое воздействие электровоза на железнодорожный путь, по ГОСТ Р 55050 (таблица А.1 приложения А).

Относительная разность нагрузок по колесам колесной пары должна быть не более 4%.

Относительная разность нагрузок по осям в одной тележке и по сторонам электровоза (секции электровоза) должна быть не более 3%.

4.10 Расчетный коэффициент использования сцепной массы при реализации силы тяги продолжительного режима устанавливается в технической документации на электровоз.

4.11 Конструкция электровоза и его составных частей должна обеспечивать непревышение предельно допустимых сил тяги и торможения.

4.12 Скорость изменения ускорения или замедления движения при автоматическом управлении (кроме аварийных режимов и экстренного торможения) должна быть не более 0,6 м/с2 для всех электровозов.

4.13 Предельно допустимый уровень внешнего шума, создаваемого электровозом при движении со скоростью, равной 2/3 конструкционной, в режиме тяги с реализацией 2/3 тяговой мощности, на расстоянии 25 м от оси пути не должен превышать:

- 84 дБА - при движении по бесстыковому пути,

- 87 дБА - при движении по звеньевому пути.

4.14 На стоянке уровень внешнего шума от электровоза на удалении 7,5 м от оси пути не должен превышать 65 дБА.

4.15 Электровозы должны быть оборудованы:

- кабиной машиниста,

- системами управления,контроля и безопасности,

- тормозным оборудованием,

- средствами связи,

- противопожарным оборудованием,

- санитарным узлом, оборудованным туалетной системой замкнутого типа с унитазом и умывальником,

- освещением под кузовом локомотива,

- розетками для подачи трехфазного напряжения 380 В для питания вспомогательных машин, для зарядки аккумуляторных батарей от внешнего источника, для подключения тяговых электродвигателей к внешнему источнику,

- устройством измерения расхода электроэнергии,

- устройствами наружного освещения и сигнализации,

- местами крепления для кодовых бортовых датчиков системы автоматической идентификации подвижного состава (САИ ПС).

Электровозы могут быть оборудованы:

- для работы по системе многих единиц,

- системами внутрикузовного и/или наружного видеонаблюдения.

Кабины машиниста электровоза должны быть оборудованы:

- пультом управления,

- креслами машиниста и помощника машиниста,

- стеклоочистителями,

- электрообогреваемыми стеклами лобовых окон и автоматическим регулятором,

предотвращающим их перегрев,

- зеркалами заднего вида или другими аналогичными устройствами,

- солнцезащитными шторами,

- системой обеспечения микроклимата,

- системой освещения кабины,

- холодильником для продуктов питания,

- устройством для подогрева пищи,

- местом для размещения аптечки для оказания первой медицинской помощи.

4.16 Электровозы с кузовом капотного типа должны иметь боковые и торцевые площадки. На наружной стороне боковых и торцевых площадок должны быть установлены поручни - барьеры с промежуточным ограждением. По наружному периметру пола площадок должны быть установлены ограничительные планки по ГОСТ 12.2.056 (пункт 1.2.3).

4.17 Конструкция электровоза с конструкционной скоростью 160 км/ч и менее должна предусматривать подножки и поручни для подъема с верхнего строения пути и обслуживания лобовой части кабины машиниста. При этом должна быть обеспечена возможность ручной очистки лобовых стекол кабины машиниста. Параметры подножек и поручней для подъема и обслуживания лобовой части кабины машиниста должны соответствовать ГОСТ 12.2.056 (пункты 1.2.6-1.2.8).

4.18 В лобовых окнах кабины машиниста должны применяться высокопрочные электрообогреваемые стекла, соответствующие требованиям ГОСТ 12.2.056 (пункт 3.2.2). Окна должны быть оборудованы стеклоочистителями и стеклоомывателями в соответствии с ГОСТ 28465 (раздел 2). Стекла лобовых окон кабины машиниста не должны допускать искажения восприятия цветности сигналов, принятой для световой сигнализации на железнодорожном транспорте.

Установку стекол осуществляют с учетом исключения отражения в них наружных световых сигналов и внутренних источников света.

Боковые окна кабины машиниста должны иметь возможность открывания (по одному окну на каждой стороне) в плоскости боковой стенки кабины машиниста в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для боковых окон кабины машиниста должны применяться высокопрочные электрообогреваемые стекла по ГОСТ 12.2.056 (пункт 3.2.2) или безопасные закаленные стекла по ГОСТ 5727.

Окна кабины машиниста должны быть оборудованы устройством, которое защищает от слепящего воздействия солнечных лучей, с защитным экраном шириной не менее ширины окна и возможностью регулировки и фиксации экрана в любом положении по высоте окна не менее 2/3 высоты от верхней кромки. Допускаются просветы по краям в соответствии с ГОСТ 12.2.056 (пункт 3.2.5). Коэффициент пропускания света материала экрана - не более 0,1.

4.19 Пульты управления электровозов должны быть оснащены органами управления (ОУ) и

средствами отображения информации (СОИ) автоматизированных систем управления,

регулирования, защиты и диагностики электровоза, тягового двигателя, электрооборудования и других систем. Расположение зон контроля и управления этими системами должно соответствовать санитарным правилам [1].

4.20 На обеих лобовых частях электровоза с кузовом вагонного типа, на торцевых частях электровоза с кузовом капотного типа должны быть установлены прожектор и два сигнальных буферных фонаря с правой и левой стороны.

4.21 Прожектор должен быть установлен по продольной оси симметрии электровоза. Осевой луч прожектора должен иметь возможность регулировки угла наклона. Схема включения лобового прожектора должна предусматривать возможность включения яркого света, обеспечивающего номинальную осевую силу света, и тусклого света по ГОСТ 12.2.056 (пункт 1.3.9).

4.22 Должна быть обеспечена возможность замены лампы прожектора без захода электровоза в депо с возможностью регулировки направления светового луча из кабины машиниста.

4.23 Электровоз должен быть оборудован звуковыми сигнальными устройствами - большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки) в соответствии с ГОСТ 12.2.056 (пункт 1.3.7).

Тифоны, устанавливаемые на электровозе, должны соответствовать ГОСТ Р 54746 (разделы 4, 5).

Свистки, устанавливаемые на электровозе, должны соответствовать ГОСТ Р 54746 (раздел 4, пункты 5.1-5.4, 5.7, 5.9).

Устройство для включения тифона и свистка должно быть расположено в зоне легкой досягаемости с рабочего места машиниста и помощника машиниста. Система управления звуковыми сигналами электровоза должна иметь дублирование - включать в себя органы непосредственного прямого управления воздушным клапаном тифона.

4.24 Пассажирские электровозы должны быть оснащены системой учета электрической энергии на электроснабжение вагонов пассажирского поезда.

4.25 Электровоз должен иметь хорошо различимые идентификационные надписи и таблички, которые должны быть повторены и пояснены в руководстве по эксплуатации и паспорте. Таблички завода-изготовителя должны содержать:

- наименование изготовителя и (или) его товарный знак,

- наименование изделия и (или) обозначение серии, или типа, порядковый номер электровоза по системе нумерации предприятия-изготовителя,

- четыре цифры года выпуска,

- номинальную мощность в кВт,

- массу тары в т,

- конструкционную скорость в км/ч.

На лобовой части электровоза в непосредственной близости от высоковольтных соединений отопления поезда должны быть нанесены надписи, содержащие сведения о максимальном числе вагонов в составе поезда, которые может отапливать данный электровоз (для пассажирских электровозов).

4.26 Для исключения ложного срабатывания устройств контроля железнодорожного подвижного состава на ходу поезда в конструкции электровоза не допускается применение узлов и систем, расположенных на уровне буксовых узлов, нормальная рабочая температура которых:

- при температуре наружного воздуха ниже 0 °С превышает ее более чем на 35 °С,

- при температуре наружного воздуха выше 0 °С превышает ее более чем на 30 °С.




1

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р МЭК 61508-3-2012.

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда.

Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 19.201-78 Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению

ГОСТ 19.603-78 Единая система программной документации. Общие правила внесения изменений

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной сети. Ряд напряжений

ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 10393-2009 Компрессоры и агрегаты компрессорные для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.