ГОСТ Р 53272-2009
Техника пожарная. Устройства канатно-спускные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний


Скачать документ

Скачать файл

Демонстрационный фрагмент текста:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 53272— 2009



НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.

УСТРОЙСТВА КАНАТНО-СПУСКНЫЕ ПОЖАРНЫЕ. Общие технические требования.

Методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по стандартизации и метрологии от 18 февраля 2009 г. № 43-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок—в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

© Стандартинформ, 2009

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Содержание

1 Область применения....................1

2 Нормативные ссылки....................1

3 Термины и определения....................1

4 Классификация....................2

5 Технические требования....................2

6 Требования к комплектности....................2

7 Требования к маркировке....................3

8 Правила приемки....................3

9 Методы испытаний....................3

9.1 Общие требования к проведению испытаний....................3

9.2 Проверка комплектности и маркировки....................3

9.3 Проверка возможности спуска с помощью УКСП грузов, имеющих предельно допустимую массу ....................4

9.4 Проверка работоспособности УКСП после нагружения его статической нагрузкой,

равной утроенному значению предельно допустимой нагрузки....................5

9.5 Проверка прочности УКСП при воздействии статической нагрузки....................6

9.6 Проверка прочности УКСП при воздействии динамической нагрузки....................7

9.7 Проверка работоспособности в пределах рабочих значений температур от минус 40 °С до 40 °С....................7

9.8 Проверка прочности УКСП после контакта его каната (ленты) с нагретым до 450 °С

металлическим стержнем....................7

9.9 Проверка прочности УКСП после воздействия на его канат (ленту) открытого пламени ....................8

9.10 Проверка назначенного ресурса УКСП....................8

Приложение А (обязательное) Стержень....................9

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.

УСТРОЙСТВА КАНАТНО-СПУСКНЫЕ ПОЖАРНЫЕ. Общие технические требования.

Методы испытаний

Fire equipment. Fire rope descenders.

General technical requirements. Test methods

Дата введения — 2010—01—01 с правом досрочного применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества устройств канатно-спускных пожарных (далее — УКСП), а также материалов, применяемых для их изготовления.

1.2 Настоящий стандарт может применяться при проведении сертификационных испытаний.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 1.0—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ 2.601—2006 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ Р 15.201—2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ Р 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.

ГОСТ 380—88 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.

ГОСТ 15150—69* Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 17299—78* Спирт этиловый технический. Технические условия.

ГОСТ 18300—87 Спирт этиловый ректифицированный технический. Технические условия.

ГОСТ 18321—73 Качество продукции. Статистические методы управления. Правила отбора единиц продукции в выборку.

П р и м е ч а н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 назначенный ресурс: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Издание официальное

3.2 предельно допустимая нагрузка: Максимальная эксплуатационная нагрузка на УКСП, допускаемая конструкторской документацией.

3.3 работоспособность (работоспособное состояние): Состояние УКСП, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации (КД).

3.4 рабочий цикл: Периодически повторяющаяся в процессе эксплуатации определенная последовательность действий, после которых УКСП возвращается в исходное состояние или положение.

3.5 статическая нагрузка: Нагрузка, воздействие которой не вызывает ускорений деформируемых масс и сил инерции.

3.6 устройство канатно-спускное пожарное: Спасательная система, состоящая из каната (ленты) и тормозного устройства и предназначенная для спасания людей и самоспасания пожарных с высотных уровней сооружений различного назначения, а также для решения оперативно-тактических задач при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4 Классификация

Устройства канатно-спускные пожарные (УКСП), классифицируются по способу регулировки скорости спуска:

- устройства с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска (УКСПа),

- устройства с ручной регулировкой скорости спуска (УКСПр).

5 Технические требования

5.1 УКСП должно обеспечивать возможность спуска людей (груза) массой от (40 ± 1) кг до (120 ± 1) кг со скоростью от 0,5 м/с до 3,0 м/с.

УКСПр должно обеспечивать возможность регулирования скорости спуска людей (груза) самими спускающимися или пожарным-спасателем вплоть до остановки. При этом усилие, прикладываемое к свободной ветви каната (рукоятке управления тормозным устройством) УКСПр для удержания нагрузки, не должно превышать 300 Н.

5.2 УКСП должно сохранять работоспособность после нагружения его статической нагрузкой, равной утроенному значению предельно допустимой нагрузки.

5.3 УКСП должно удерживать без разрушения в течение (180 ± 5) с статическую нагрузку не менее 10 кН.

5.4 УКСП в рабочем положении должно без разрушения выдерживать воздействие энергии, возникающей при падении груза массой (100 ± 1) кг с высоты (2,00 ± 0,05) м.

5.5 УКСП должно сохранять работоспособность в пределах рабочих значений температур от минус (40 ± 1) °С, (40 ± 1) °С.

5.6 Статическая разрывная нагрузка должна быть не менее 7,5 кН после контакта каната (ленты) УКСП с металлическим стержнем, нагретым до температуры (450 ± 10) °С, в течение не менее 10 с.

5.7 Статическая разрывная нагрузка должна быть не менее 7,5 кН после контакта каната (ленты) УКСП с открытым пламенем в течение не менее 10 с.

5.8 Статическая разрывная нагрузка должна быть не менее 7,5 кН после выработки назначенного ресурса.

6 Требования к комплектности

В обязательный комплект поставки должны входить:

- тормозное устройство,

- укладочный контейнер (сумка) или другая потребительская упаковка,

- руководство по эксплуатации и паспорт по ГОСТ 2.601.

7 Требования к маркировке

На УКСП должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:

- наименование (условное обозначение)изделия,

- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя,

- серийный номер изделия,

- величину предельно допустимой нагрузки,

- дату изготовления (год и месяц).

Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации.

8. Правила приемки

8.1 УКСП должны подвергаться приемосдаточным, приемочным, квалификационным, периодическим, типовым и сертификационным испытаниям.

Периодические и приемосдаточные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.309.

Приемочные и квалификационные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201.

Типовые испытания проводятся в случае внесения изменений в конструкцию, материалы или технологию изготовления УКСП. Типовые испытания проводятся по специально разработанной программе.

8.2 Номера пунктов, в которых изложены технические требования и методы испытаний по показателям назначения, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Номенклатура видов испытаний

Пункты настоящего стандарта

Техническое

требование

Метод испытаний

Проверка комплектности и маркировки

6, 7

9.2

Проверка возможности спуска грузов, имеющих предельно допустимую массу

5.1

9.3

Проверка работоспособности после приложения трехкратной предельно допустимой статической нагрузки

5.2

9.4

Проверка прочности при воздействии статической нагрузки

5.3

9.5

Проверка прочности при воздействии динамической нагрузки

5.4

9.6

Проверка работоспособности в пределах рабочих значений температур минус (40 ± 1) °С, (40 ± 1) °С

5.5

9.7

Проверка прочности после контакта с нагретым стержнем

5.6

9.8

Проверка прочности после воздействия открытого пламени

5.7

9.9

Проверка назначенного ресурса

5.8

9.10

9. Методы испытаний

9.1 Общие требования к проведению испытаний

9.1.1 УКСП испытывают в состоянии, в котором они предлагаются потребителю.

9.1.2 Все испытания должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150,

3.15.

9.1.3 Перед испытаниями образцы выдерживают в нормальных климатических условиях в течение 24 ч, если не оговорено другое требование.

9.1.5 Образцы для испытаний выбирают методом случайного отбора.

9.2 Проверка комплектности и маркировки

Комплектность и маркировку УКСП на соответствие требованиям 6, 7 проверяют внешним осмотром трех образцов.

УКСП считается выдержавшим испытание, если образцы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

9.3 Проверка возможности спуска с помощью УКСП грузов, имеющих предельно допустимую массу

Испытанию подвергают все отобранные образцы изделия.

Испытание проводят на объекте или стенде, обеспечивающем возможность установки УКСП на максимальной для данного изделия высоте применения.

9.3.1 Проверка возможности спуска грузов с помощью УКСПа.

УКСПа устанавливают на объекте или испытательном стенде и приводят в рабочее положение.

Испытание проводят методом поочередного спуска контрольных грузов массой (40 ± 1) кг и (120 ± 1) кг, не менее трех раз каждый, с измерением скорости спуска с погрешностью не более ± 0,3 м/с.

УКСПа считают выдержавшим испытание, если скорость спуска грузов ни в одном из опытов не вышла за пределы диапазона от 0,5 до 3,0 м/с.

9.3.2 Проверка возможности спуска грузов при помощи УКСПр

Тормозное устройство УКСПр закрепляют на объекте или испытательном стенде.

К концу каната, который при эксплуатации УКСПр должен крепиться на объекте, подвешивают контрольный груз, удерживаемый тормозным устройством в соответствии с методикой, указанной в руководстве по эксплуатации.

Испытание проводят методом поочередного спуска контрольных грузов массой (40 ± 1) кг и (120 ± 1) кг не менее трех раз каждый.

При испытании УКСПр, оборудованного рукояткой управления тормозным устройством, в процессе каждого спуска проверяют возможность регулирования скорости груза и его остановки, одновременно измеряя динамометром усилие на рукоятке, с погрешностью не более ± 10 Н. Схема испытания указана на рисунке 1.

Рисунок 1 — Схема проверки величины тормозного усилия УКСПр


1 — рукоятка управления, 2 — тормозное устройство, 3 — канат, 4 — контрольный груз, 5 — укладочная сумка,

6 — динамометр

При испытании УКСПр, в котором регулирование скорости спуска груза осуществляется за счет натяжения свободной ветви каната, перед началом каждого спуска измеряют усилие, прикладываемое к свободной ветви каната и необходимое для удержания груза. В процессе спуска проверяют возможность регулирования скорости груза и его остановки.

УКСПр считают выдержавшим испытание, если:

- в каждом опыте скорость спуска поддавалась регулированию вплоть до остановки контрольного груза,

- в каждом опыте измеряемое усилие составило не более 300 Н.



4

Правовое регулирование

Правовое регулирование
Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Беспредел. Часть 2.
Опубликовано: 2 апреля, 2018

В продолжение предыдущей статьи «Согласование СТУ — разбор необоснованного отказа Минстроя. Часть 1.» в этой статье также описан конкретный случай необоснованного отказа Минстроя России в согласовании специальных технических условий по надуманным основаниям.

Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.