Современная пожарная техника
При посещении международных салонов и выставок пожарной техники и оборудования приходишь к выводу, что в России, как нигде в мире, уделяется внимание средствам подачи огнетушащих веществ. И заботимся мы об этом, что называется, не от хорошей жизни. Если за рубежом пожарная техника работает в цивилизованных условиях, у нас эксплуатировать ее часто приходится на совершенно неприспособленных площадках, на пересеченной местности, на большом удалении от водоисточников.
Именно это обстоятельство заставляет разработчиков идти «впереди планеты всей». Современная техника позволяет сегодня подавать тушащее вещество на большие расстояния и высоты. В условиях России именно эти ее качества позволяют успешно решать задачи по тушению пожаров. Примером здесь вполне могут служить конструкторы ВНИИПО МЧС России. За последние годы ими созданы образцы техники, по ключевым показателям превосходящие зарубежные аналоги. К таковым относятся высокоэнергетическая малогабаритная модульная «Установка-ВЭМ», установка для получения и подачи газонаполненной пены «УГНП», высокопроизводительные лафетные стволы ЛС(Д)-(В)330Уш, насосно-рукавные комплексы «Поток» и «Шквал».
Названные стволы, в частности, способны формировать струю и подавать воду на расстояние до 140 м с расходом до 330 л/сек. А «Поток» и «Шквал» предназначены для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой или разрушенной инфраструктуры. С помощью этой техники можно забирать воду из источников, совершенно не приспособленных для пожарных машин, и подавать ее по проложенной рукавной магистрали на расстояние до 1760 м. Все эти качества особенно востребованы при тушении крупных пожаров, в том числе лесных.
Характерно, что ученые и специалисты института оперативно реагируют на требования жизни. Так, грозное лето 2010 года заставило подумать о том, как при тушении лесных пожаров эффективнее использовать смачиватели и водные гели, которые раньше применялись на сельхозугодиях в засушливых районах. Сегодня проведенные исследования уже позволяют давать рекомендации по тактике их применения, в итоге экономится вода и каждый ее кубометр используется при тушении с наибольшим результатом.
Но, как выясняется, в этом вопросе зарубежные коллеги нас все-таки обогнали. Оказывается, в Австралии разработана рецептура пенообразователей и смачивателей, которые могут применяться при совсем скудном водообеспечении. Рецептура держится в секрете. Так что отечественным ученым есть над чем работать.
Продолжаются и поиски новых, более эффективных способов тушения резервуаров с нефтью. Надо сказать, что это одна из самых актуальных проблем в пожаротушении, хотя и существует целый ряд технологий и способов тушения. Взять хотя бы широко известный и вроде бы весьма эффективный способ подслойного тушения резервуаров. К его преимуществам относятся и постоянная готовность системы пожаротушения к действию, и гарантированная сохранность арматуры и трубопровода с пенообразователем, и безопасность личного состава. Однако практика выявила и недостатки этого способа. Он, в частности, не может быть применен в резервуарах с понтоном или плавающей крышей или при большой вязкости горящей жидкости, потому широкого распространения способ так и не получил.
Между тем специалистами института разработан перспективный импульсный способ тушения резервуаров с помощью мобильной установки и с использованием «биологически мягкого» углеводородного пенообразователя отечественного производства. Этот способ неоднократно подтверждал свою эффективность на полигонных испытаниях.
ЗАО «Источник плюс» в г. Бийске специализируется на выпуске универсальных модулей порошкового пожаротушения «Тунгус» и созданной на их основе пожарной технике. Одно из основных достоинств оборудования — автономность действия, возможность применять его на объектах, удаленных от пожарных подразделений. Модули порошкового пожаротушения можно устанавливать стационарно на любом объекте, забрасывать в очаг пожара, переносить и перевозить. Они запускаются в работу электрическим сигналом небольшой мощности, имеют простую конструкцию, сохраняют работоспособность в течение 10 лет без технического обслуживания и могут быть использованы многократно.
Разработчики фирмы находятся в постоянном поиске. Ими, например, создана мобильная система залпового тушения, состоящая из девяти модулей, установленных на автомобиле. А совместно со специалистами «Роснефти» разработан комбинированный метод газоводяного порошкового пожаротушения нефтяных скважин. На автомобиль АГВТ-150 устанавливаются четыре модуля порошкового пожаротушения. Газоводяная струя, перемешанная с порошком ИСТО-1, способна усмирить горение даже крупного нефтяного фонтана.
Продукция ЗАО «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР» в Петрозаводске — роботизированные установки пожаротушения на базе лафетных стволов — защищает многие объекты нефтяной и газовой промышленности, машинные залы АЭС, ТЭЦ и ГЭС, самолетные ангары и спорткомплексы.
Следует отметить, что Россия — первая страна в мире, где законодательно и нормативно обоснованы роботизированные установки пожаротушения. Они введены в «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Оснащенные ИК-сканерами для автоматического обнаружения возгорания и ТВ-камерами для видеоконтроля, такие установки представляют собой роботизированные пожарные комплексы. Они отличаются быстродействием, эффективностью, экономичностью. Это оборудование является российским ноу-хау и не имеет аналогов за рубежом.
С производителями оборудования, дистанционно подающего в очаг пожара воду, спорят фирмы, использующие в качестве огнетушащего вещества пену. Разумеется, спор этот весьма условный. У воды и у пены разные сферы применения. При тушении пожаров в жилье традиционно используется вода. В то же время горение нефтепродуктов можно ликвидировать только пеной. Пенная струя, будучи во многом эффективней водяной, вместе с тем менее дальнобойна. Отечественные разработчики придумали не имеющий аналогов за рубежом комбинированный способ подачи воды и пены в очаг горения. В результате дальнобойность пенной струи увеличивается в 8–10 раз, значительно возрастает и скорость тушения.
Бесспорный лидер в производстве установок комбинированного тушения пожаров (УКТП) — ЗАО «НПО «Сопот». Широко известная потребителю установка «Пурга» применяется при тушении резервуаров с нефтепродуктами и других объектов. На Международном салоне «Комплексная безопасность-2012» фирма представила новую автоматическую концепцию противопожарной защиты вертолетных площадок. Исследования и эксперименты, проведенные специалистами фирмы, выявили, что при тушении пожара авиационной техники решающее значение имеет скорость подачи огнетушащего вещества. Всего лишь за минуту огонь уничтожает самолет, за 30 секунд — вертолет. Водой такой пожар не тушится, и даже пена малоэффективна. Наиболее оптимальный вариант — подача комбинированной струи из УКТП «Пурга».
Творческие поиски конструкторов продолжаются, и можно не сомневаться, что на ближайших выставках пожарной техники можно будет ознакомиться с новыми образцами противопожарного оборудования и техники.
Николай Смирнов
По материалам сайта http://pojdelo-journal.ru
Статьи по теме
Пожарный поезд. Состав пожарного поезда. Виды, характеристики пожарных поездов.
Опубликовано: 27 января, 2017
Пожарный поезд. Состав пожарного поезда. Виды, характеристики пожарных поездов.
Опубликовано: 27 января, 2017Пожарный поезд представляет собой железнодорожный состав, основная цель которого состоит в ликвидации возгораний, возникающих вблизи расположения железнодорожных путей, а также в местах возникновения аварий или крушений грузового или пассажирского транспорта. Часто составы используются для ликвидации последствий стихийных бедствий, включая случаи разлива химически-опасных веществ...
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.