Пожарные самолеты. Пожарная авиация. Бе-200ЧС. Ил-76МД
Первые образцы пожарных самолетов
К 30-ым годам в США, а затем и в Советской России появилось осознание того, что для повышения эффективности борьбы с пожарами авиация должна выполнять следующие функции: разведка, транспортировка и, собственно, тушение пожаров. Первые экспериментальные работы по охране лесов с воздуха и точному определению мест возгорания были осуществлены в 1931 году в Горьковской области на самолетах типа ПО-2. На территории площадью около 1,5 млн. га было обнаружено больше дюжины лесных пожаров. Весьма привлекательной казалась, не применявшаяся тогда технология тушения пожаров сбрасыванием воды непосредственно с самолета. В перспективе предусматривались два способа: создание заградительных полос из химических реактивов посредством их разбрызгивания, которые приостанавливали бы распространение огня, и второй, сбрасывание огнетушительных авиационных бомб.
Для первого варианта применялись самолеты ПО-2 и А-П (СП). Полезная нагрузка для них составляла 174 кг и 270 кг соответственно. В самолете монтировался бак-разбрызгиватель. Для предотвращения забрызгивания самолета раствором, труба, через которую высвобождался раствор, была загнута на хвост самолета. Емкость самого большого бака для раствора составляла всего 200 л и обеспечивала создание заградительной полосы длиной всего 75—100 м. Получаемый эффект был столь незначительным, что едва ли с такими характеристиками можно было хоть как-то бороться даже с небольшими лесными пожарами.
Были также попытки тушения пожаров посредством сбрасывания авиабомб, содержащих огнетушащий раствор. Не смотря на нелепость идеи, были даже проведены испытания, показавшие очевидную низкую эффективность данного метода, прежде всего вследствие маленького радиуса действия и неточности наведения бомбы. Тогда же были созданы 4 авиаотряда в различных регионах страны, имеющих высокую степень пожароопасности. Одновременно с этим появились первые пожарные-парашютисты, впервые брошенные на борьбу с лесными пожарами в Архангельской области. Экипаж самолета состоял из двух человек: лётчика-наблюдателя и парашютиста-пожарного.
К началу Второй Мировой войны в стране было 70 парашютистов-пожарных. Патрулированием лесов занимались 110 самолётов ПО-2. После окончания войны работы по тушению лесных пожаров были продолжены. В 1946 году возобновили службу пожарные парашютисты. Сразу после войны были возобновлены разработки новых видов пожарной авиационной техники. Результатом этих трудов стал первый опытный АН-2, который в августе 1947 г. был поднят в воздух. Он на следующие 45 лет стал флагманом советской малой авиации. С 1952 года началось активное использование АН-2 для мониторинга пожарной обстановки с парашютистами на борту и их десантирования при обнаружении пожара. Для целей пожаротушения модель была доработана и получила название АН-2П. Это была основная модель общего назначения, могла взять на борт 12 пассажиров или 1,2 т груза. Продолжившееся усовершенствование привело к созданию в 1964 году пожарной модели АН-2ПП, способной поднять 1240 л воды в баках. Примерно тогда же был сконструирован АН-2Л - лесопожарный вариант, который снабжался грузом химикатов в специальных ёмкостях под крыльями.
Пожарная авиация после Второй Мировой войны
Для мобильной доставки, высадки пожарных расчетов использовались самолеты типа ИЛ-14, АН-24 и АН-26. В связи с этим стала возможна доставка и высадка пожарных команд численностью до 20 -30 человек непосредственно к месту возгорания с полным снаряжением и средствами пожаротушения. Передовые разработки по пожарным самолетам в последней четверти XX века проводились АНТК им. O.K. Антонова. На смену морально и технологически устаревшему Ан-2 пришел Ан-3. Он сохранил отличные летно-технические характеристики старого самолёта, простоту эксплуатации и высокую надежность. Грузоподъемность нового самолета возросла до 1.8 т, кроме того улучшилась конструкция навесного оборудования. И при всём при этом сохранились хорошие летно-технические характеристики Ан-2, а также его простота и надежность.
Транспортный самолет Ан-26 был доработан до пожарного. Конструкторы добавили два внешних бака объёмом по 4000 литров каждая. Вся эта масса огнетушащего вещества выбрасывается на очаг возгорания всего за пару секунд. На борту размещается в общей сложности 1 тонна пожарного снаряжения, оборудование и до 30 пожарных – десантников. Такой самолет, распыляя состав с 40-50 м, позволял создавать защитную полосу длиной 120-160 м и шириной 10-35 м, что давало весьма ощутимый эффект в борьбе с огнем. В 1992 году после образования МЧС был создан Государственный центральный аэромобильный отряд, на оснащение которого поступили первые самолеты и вертолеты МЧС. С начала 2000-х авиация МЧС России докомплектована самолетами ИЛ-76ТД с выливными авиационными приборами, применяются для борьбы с распространением фронта открытых пожаров.
Устройство ВАП-2 предназначено для слива огнетушащего раствора из двух ёмкостей общим объёмом 42000 литров и агрегатов для заправки и слива раствора. На современном этапе наиболее продвинутыми являются две модели – Бе-12П-200 и Бе-200П. БЕ-12П-200 поступил на службу в 1997 году. Он способен заправлять свои баки водой из водоемов за 14-16 секунд. Кроме того, время, необходимое на слив всех баков составляет всего 1,5 секунды.
Пожарный самолет БЕ-200П способен поднять до 12 тонн воды. Наполнение баков выполняется также как и у БЕ-12П-200 в режиме глиссирования за 12 секунд. Самолет без дозаправки может перевезти и слить в на очаг пожара до 320 тонн воды.
Источник: справка01.su
Статьи по теме
Почему пожарное ведро конусное
Опубликовано: 22 сентября, 2017
Почему пожарное ведро конусное
Опубликовано: 22 сентября, 2017Но почему пожарные ведра конусные? В действительности версий такого явления существует довольно много. В статье мы рассмотрим самые распространенные варианты того, почему ведра на пожарном щите конусообразные.
Для того, чтобы добавить комментарий, авторизуйтесь.